Отец Алексий Жилко: «Сплотить на почве противостояния невозможно»3

Отец Алексий Жилко: «Сплотить на почве противостояния невозможно»
Героем интервью стал духовный наставник староверского храма 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины о. Алексий Жилко, который также с 1995 года возглавляет Центральный совет Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ).

Живя заботами о Церкви и прихожанах, о. Алексий Жилко также известен своей четкой, неизменной позицией по ряду вопросов, касающихся общественной и политической жизни. По его мнению, Церковь, не вмешиваясь в политику, все же должна давать нравственную оценку тех политических действий, которые могут нести вред обществу.

 

В преддверии значимого юбилея «СейЧас» задала о. Алексию несколько вопросов.

 

- В текущем году Латвия празднует 100-летие с момента провозглашения Акта о независимости государства, гимн которого начинается словами: Dievs, svētī Latviju! («Боже, благослови Латвию!»). Вместе с тем влияние традиционных религий уменьшается. Рыночная экономика не способствует благочестивым нравам?

 

-- Сегодня Церковь никто не слышит, причем не только староверскую. Взять хотя бы Стамбульскую конвенцию, это же извращенный диктат для Европы, борьба с традициями и естественным развитием детей. На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель - образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением.

 

Я полностью согласен с главой Римско-католической церкви Збигневом Станкевичем, который говорит, что расцвету Латвийского государства мешает корысть, борьба за власть и сластолюбие. Заботы о плотских удовольствиях вышли на первое место, тогда как о возвышении души мало кто думает. Об этом же заявляет архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс. Так и его не слышат…

 

-- Оплотов русскости в Латвии остается все меньше. ДПЦЛ воспринимается одним из них.


-- То, что сейчас происходит в отношении русского языка, — это безумство. Русский объявлен иностранным при том, что русский язык на этой территории звучит веками. Староверы воспринимают Латвию родиной. А теперь что же – узаконенным путем у части жителей отнято право получать образование на родном языке! Поневоле вспомнишь советские, да и немецкие времена, когда никому не приходило в голову поступать подобным образом.

 

-- А что Вы думаете по поводу национальной идеи?


-- С этим в Латвии никак не определятся. Как можно годами проводить политику, итогом которой становится массовый отъезд тех же латышей из страны? И как при этом можно оставаться «национальными»? Вообще, в чем заключается национальная позиция государства, если людей только и делают, что разделяют всеми возможными способами?

 

Сейчас налицо новая тенденция: если раньше из Латвии уезжали молодые, то теперь за ними потянулись пожилые – бабушек и дедушек зовут присматривать за внуками, няньки-то за границей дорогие! При такой реальности число прихожан не увеличится – страну покидают жители всех возрастов. проживают значительные группы других этнических образований.

 

-- Вам доводилось встречаться с митрополитом Корнилием (Титовым), предстоятелем старообрядческой РПЦ. В 2016 году такая встреча организовывалась в Доме Национальностей (Москва) в рамках конференции о старообрядчестве.

Надо сказать, российские староверы неплохо себя чувствуют, в том смысле, что ежегодно строятся и освящаются новые храмы. Кремль повернулся к ним лицом, старообрядцы выстраивают новые отношения с властью и обществом.

 

-- Да, но следует пояснить: с момента Великого раскола (1650-1660) образовались две линии – беспоповцы и поповцы. Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, так как епископы, сохранившую веру, либо были репрессированы, либо согласились на никоновские реформы. Cтарообрядцы-поповцы стали принимать к себе священников, перебегавших по разным причинам из РПЦ. За это поповцев называли беглопоповцами. По догаматике поповцы немногим отличаются от православных, однако при этом придерживаются старой культовой обрядности. Первым митрополитом поповцев был Амбросий. Сегодня поповцы в России проявляют себя активно, множатся их сторонники, чего нельзя сказать о более пассивных и закрытых российских беспоповцах. Беспоповцы считают, что истинное духовенство было истреблено во время никоновской реформы и духовно окормляться недопустимо.

 

Отрадно, что при встречах с поповцами мы беседуем мирно, дружелюбно, никто друг в друга камни не бросает. На Рождество и Пасху обмениваемся поздравлениями. В начале октября в Москве состоится Всемирный форум староверов, обязательно примем в нем участие. Поедут на форум и представители других староверских общин Латвии. Что касается помощи, получаемой от государства, то тут, конечно, разница огромная. В Латвии староверских храмов не строят, задача -- содержать в порядке уже имеющиеся. Госфинансирование на храмы стало выделяться с 2017 года, мы тоже подали заявку. Проблем по ремонту здания Новостроенского храма хватает: не окончен ремонт стен, необходимо реновировать церковную ограду. По смете на реновацию здания нужно 160 тысяч евро, а Сейм выделил только 20 тысяч. Вот и крутись, как хочешь. Слава Богу, наши прихожане вносят свою посильную лепту. Желаю им телесного здравия и душевного спасения.

 

Полное интервью с о. Алексием Жилко читайте в газете «СейЧас» за 20.09.2018

 

Отец Алексий Жилко: «Сплотить на почве противостояния невозможно»