На «игле» когенерации. Соскочить – себе дороже?3

На «игле» когенерации. Соскочить – себе дороже?
Взлетевшие в Даугавпилсе цены на тепло и последовавшее объяснение городского руководства, обвинившего в произошедшем когенерационные схемы и приватизацию мощностей Daugavpils siltumtīkli, вызвали шквал звонков в редакцию «СейЧас». 

Наших читателей интересовали самые разные вопросы. Одни просили простым языком объяснить, что из себя представляют когенерационные схемы, другие интересовались вопросом, какова ситуация с отоплением в Даугавпилсе и есть ли шанс остановить стремительный рост тарифов. Людей волновало также: а кто, собственно, в росте цен на отопление в Даугавпилсе виноват? Идя навстречу пожеланиям наших читателей, «СейЧас» отвечает на все эти вопросы.

 

Афера XXI века

 

Когда в Латвии еще только собирались строить когенерационные станции, на которых в процессе сжигания топлива одновременно производится как тепловая, так и электроэнергия, россияне очень удивлялись. «Россия – богатая ресурсами страна, но мы себе такой роскоши, как производить из газа электричество, позволить не можем», – говорили они.  А Латвия – запросто. Был принят закон о рынке электроэнергии, в котором предусматривался механизм поддержки производителей электроэнергии на когенерационных станциях или из возобновляемых ресурсов в виде компонента обязательной закупки (КОЗ). Так как вложения в строительство когенерационных станций требовались серьезные, чтобы их окупить, впоследствии было принято решение, что КОЗ платится владельцам в течение десяти лет с момента запуска станций. В Латвии ринулись строить когенерационные станции. Хотя те себя не оправдывали: так называемая «зеленая» электроэнергия получается очень дорогой, выдача КОЗ для экономики государства губительна, да и не было в них необходимости. Зато многие в нашей стране на этом разбогатели. 

 

К примеру, в 2016-м году платежи КОЗ в Латвии были пятыми, самыми большими в Европе. А с учетом маленького количества населения нашей страны – на первом месте. 

 

В прошлом году на поддержку «зеленой» энергии и когенерации было выплачено почти 290 млн евро. Прежний министр экономики Арвилc Ашераденс заявил, что в нынешнем виде КОЗ – фундаментальная макроэкономическая ошибка, которая должна быть исправлена. Однако он исключил полную отмену когенерационных схем. Дело в том, что более половины тепловой энергии в Латвии сейчас покупается у частных когенерационных станций. И если электричество, ими производимое, получается очень дорогим, то тепло, как побочный продукт, вырабатываемый в результате производства электроэнергии, стоит дешево. Если исключить когенерационные станции из цепочки производства тепла для Теплосетей, то стоимость тепла автоматически увеличится как минимум на 7%. 

 

А как показывает практика отдельных латвийских самоуправлений, удорожание происходит на 30%. 

 

Зачем теплосетям частники?

 

– Самые крупные объекты, которые в Латвии работают в режиме когенерации – это рижские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, – объясняет депутат Даугавпилсской думы Янис Лачплесис. – За произведенную этими станциями электроэнергию повышенный тариф платят все жители Латвии. А дешевое тепло получают только рижане. И даже сейчас, когда в нашей стране признали, что когенерация губительна для экономики страны, о прекращении программы когенерации в Риге речь не идет. Там она будет продолжена. И если остальным когенерационным станциям платят за реально произведенную электроэнергию, то рижским ТЭЦ – за мощность. ТЭЦ там вообще может электроэнергию не производить, она предусмотрена только для пиковых нагрузок, которые спокойно можно было бы покрывать за счет купленной электроэнергии в России или Швеции. С учетом КОЗ это стоило бы дешевле. Но этого не делается, а все жители Латвии ощущают это, получая счета за электроэнергию. 

 

– А какова ситуация с когенерационными станциями в Даугавпилсе? И почему Daugavpils siltumtīkli вместо того, чтобы производить тепло самостоятельно, покупает его у частников? 

 

– Потому что тепло, произведенное в режиме когенерации, стоит дешево. Daugavpils siltumtīkli заключило договоры с шестью когенерационными станциями о том, что будет покупать у них тепло по ценам ниже, чем себестоимость теплоэнергии, произведенной предприятием. Самая маленькая скидка – у BK Enerģija, продающего Daugavpils siltumtīkli тепло со скидкой 15,5%.  У Cefus скидка 23%. То есть все эти фирмы поставляют тепло Даугавпилсу всегда дешевле, чем производит тепло само предприятие.

 

– Это потому, что у Даугавпилса нет собственных когенерационных станций?

 

– Daugavpils siltumtīkli было одним из первых в Латвии предприятий, установивших когенерационные станции. На ТЭЦ-1 когенерационная станция, проработав десять лет, была закрыта, так как выработала свой льготный срок. А всего у Daugavpils siltumtīkli было пять когенерационных станций, две из которых закрыли. Без повышенного тарифа за электричество производить тепло методом когенерации очень дорого и невыгодно. Это то же самое, что вырабатывать теплоэнергию, подключив автомобиль. 

 

Но таким образом в Даугавпилсе производит тепло и BK Enerģija, и Cefus. Как долгосрочные, эти инвестиции не эффективны, и Даугавпилсское самоуправление их поэтому не делало. Там, где мы могли внедрять когенерацию не в ущерб для производства тепла, мы это осуществляли. И сделали бы больше, если б хватило денег. На третьей станции был подготовлен европейский проект по когенерации на щепе на 4 мегаватта. Но Теплосети отказались от его реализации, и мои коллеги спешно передали этот проект Sprino. Теперь, когда государство ограничило сроки получения КОЗ в 10 лет, отмена льгот – головная боль предприятий, работающих по принципу когенерации. А мы за счет поставщиков, не вложив ни сантима, получили удешевление тепла на 10 млн евро. Теперь готовим документы, чтобы построить в Даугавпилсе современную котельную на щепе, себестоимость производства тепла в которой будет маленькой, так как все оборудование новое. Но если у кого-то тепло будет дешевле, чем мы сможем произвести, то его, конечно, нужно покупать.

 

Почему у частников дешевле?

 

– Если у Daugavpils siltumtīkli имеются собственные когенерационные станции, тогда почему себестоимость тепла на предприятии выше, чем у конкурентов – частных фирм?

 

– Это вопрос к руководству Daugavpils siltumtīkli. Как ты работаешь, если у конкурентов цена на 20% ниже? Кстати, Sprino, продающая Daugavpils siltumtīkli тепло по сниженной цене, единственная в Даугавпилсе станция, работающая без когенерации. У них пониженная себестоимость тепла происходит за счет получения европейских денег и использования щепы, которая всегда чуть дешевле газа.

 

Когда в Даугавпилс еще только думала прийти елгавская фирма Fortum, купившая впоследствии Sprino и BK Enerģija, мы интересовались, как они собираются в Даугавпилсе работать. Дело в том, что в то время тарифы у этого стопроцентного поставщика тепловой энергии Елгавскому самоуправлению были выше даугавпилсских. Но благодаря новому руководству Даугавпилса теперь наши тарифы стали выше елгавских. Наверное, у нас решено помочь фирмам, работающим в режиме когенерации. Они напрямую заинтересованы в том, чтобы Daugavpils siltumtīkli производили тепло дорого. Если у тебя дорого, ты плохой хозяин – конкурентам будет хорошо. Ведь договорами закреплена цена поставок газа частниками в зависимости от себестоимости тепла, произведенного Daugavpils siltumtīkli. Скажу больше: ни одна фирма в Даугавпилсе, занимающаяся когенерацией, сегодня не покупает газ по той цене, которую платит Daugavpils siltumtīkli. По неофициальной информации, газ им обходится даже дешевле, чем в Резекне. Дело в том, что, когда заключались все эти договоры, в Латвии на газ была монополия, цену определял Регулятор. С апреля прошлого года в Латвии рынок газа объявили свободным. Теперь им торгует не монополист, а все. Хотя газ в Латвию продолжает приходить по одной трубе. С апреля каждый имеет право выбора, с кем заключать договор и какой именно: по фиксированной цене газа или по биржевой, в зависимости от цены на нефтепродукты. Daugavpils siltumtīkli заключили договор по биржевой цене, хотя, я считаю, рост цен можно было спрогнозировать. Сегодня заключать договор с Latvijas gāze о фиксированной цене поставок очень рискованно. Потому что цена на газ находится около ценового пика. Она в любой момент может упасть. Покупать газ у третьих лиц тоже не представляется возможным. Договор заключен между Latvijas gāze и Daugavpils siltumtīkli до конца текущего года таким образом, что предполагает за это штрафные санкции. А ведь Даугавпилс как самый большой латвийский потребитель газа вполне мог договориться с Latvijas gāze о льготной цене. Покупать газ дешевле для себя, а еще и зарабатывать на перепродаже для латвийских потребителей. В числе желающих были все даугавпилсские станции, работающие в режиме когенерации, а также Ригас силтумс. Но ничего этого не было сделано. 

 

Отсюда и ежемесячно увеличивающаяся цена на отопление, которую платят все жители Даугавпилса. 

 

Что делать? 

 

Новый руководитель Daugavpils siltumtīkli Виктор Лукьянчик рассказал, что предприятие активно ведет переговоры с Latvijas gāze, чтобы снизить для Даугавпилса цену потребляемого голубого топлива. Определенный прогресс в этом направлении достигнут, однако до подписания нового договора конкретную сумму, за которую Даугавпилс будет покупать газ, не назвал. Сказал только, что тариф будет весь отопительный сезон стабильным, как в других самоуправлениях Латвии. (Помимо того, что в Даугавпилсе тариф оказался самым дорогим, свыше 60 евро, он еще был и самым нестабильным). 

 

КСТАТИ

 

А спонсор кто?

 

После рекордного октябрьского скачка цен на отопление руководство города тут же стало искать виновных. 

 

На пресс-конференции в Даугавпилсской городской думе заместители председателя мэра Даугавпилса Айвар Здановский и Игорь Прелатов высказали свою озабоченность тем, что предприятие Daugavpils siltumtīkli, которое должно 100% работать на город, сегодня делает это только на 48%. А все из-за частных компаний, продающих Daugavpils siltumtīkli тепло по баснословным ценам. Фирмы, мол, пришли в Даугавпилс не очень богатыми, а заработали от 67 до 147 млн евро. Да они должны поставлять городу тепло бесплатно! А депутат Даугавпилсской городской думы Андрей Элксниньш пошел еще дальше, в прямом эфире заявив уже не о приватизации мощностей Daugavpils siltumtīkli, а о приватизации предприятия. Уточнив, что 50 млн частникам заплатил город, а 100 млн – государство. Так кто же эти жадные миллионеры, выжимающие последние копейки из простого народа?

 

Судя по графику закупок тепла предприятием Daugavpils siltumtīkli у частных компаний, самые большие поставщики тепловой энергии Даугавпилса – BK Enerģija и – Sprino. Обе, по официальной информации, были проданы небезызвестным в Даугавпилсе Янисом Сприновским, а по неофициальной – он до сих пор имеет к ним непосредственное отношение. Кстати, на последних муниципальных выборах миллионер поддерживал сразу двух кандидатов – Андрея Элксниньша и Рихарда Эйгима. Теперь, судя по тому, как развивается политическая и хозяйственная ситуация в городе, можно предположить, что спонсорская помощь отрабатывается. 

 

На прошлой неделе суд начал рассмотрение громкого уголовного дела, связанного с предприятием Daugavpils siltumtīkli. На скамье подсудимых в числе прочих влиятельных лиц в сфере субсидируемой энергетики, которых судят за мошенничество в крупных размерах, оказался и Янис Сприновский. Дело анекдотичное. 

 

Рассказывает Янис Лачплесис: «Когда Латвия не согласилась с выданным стране количеством квот и обжаловала это в Брюсселе, Янису Сприновскому удалось убедить руководство пяти крупных предприятий, в числе которых оказалось и Daugavpils siltumtīkli, в том, что он выбьет квоты из Евросоюза. А Daugavpils siltumtīkli за это поделится с ним прибылью – 40% квот. Речь идет о сумме в 600 тыс. евро. Был заключен официальный договор. Когда Daugavpils siltumtīkli получили квоты, Сприновский потребовал свою долю. Хотя и рядом с решением Брюссельского суда не стоял! И ему заплатили! Официально, на основании договора, перечислением. Я об этом узнал уже постфактум, когда из СГД пришел начет на налог по сделке. И мы тут же обратились в прокуратуру. Даугавпилс, кстати, был единственным городом, который пожаловался на произошедшее. Всё мошенничество было зафиксировано документально. Но дело тормозилось целых 4 года. Максимальное наказание, предусмотренное в Уголовном законе за мошенничество в крупных размерах, – лишение свободы сроком на 10 лет. Однако, если удастся заключить мировое соглашение, можно, вернув деньги, отделаться штрафом. А далее самое интересное. Почему Андрей Элксниньш («Согласие») не поддержал решения в ограничении прав мэра в закупках на сумму свыше 500 тыс. евро? Если бы это было сделано, то заключение мирового соглашения пришлось бы рассматривать в  Думе, по-тихому этого сделать не удалось бы. А сейчас – вполне. Кстати, заявление Рихарда Эйгима о том, что городу нужно выкупать котельную в Крыжах, имеющую отношение к господину Сприновскому, – из той же оперы. И, думаю, Даугавпилс выкупит ее по очень дорогой цене».

 

Бывший директор АО Daugavpils siiltumtīkli Андрей Кузнецов рассказал, что 100% капитала предприятия принадлежит самоуправлению. Даже котельные не отданы под приватизацию, а сданы в аренду. Узнав о планах города выкупать котельную в Крыжах, он очень удивился. Ведь она, по словам А. Кузнецова, и так по окончании договора досталась бы городу за чисто символические деньги – порядка 100 евро. Но у руководства Даугавпилса, по всей видимости, свои расчеты.

 

Ассоциация больших городов Латвии тоже озабочена ростом тарифов на отопление. В то время, как в Даугавпилсе размышляют, как бы побыстрее соскочить с «когенерационных игл», в Ассоциации думают, как сохранить когенерацию, потому что без нее стоимость тепловой энергии автоматически увеличивается. К примеру, в Валмиере, после того, как прекратил свою работу поставщик тепловой энергии, цена на отопление сразу поднялась на 26%. На подходе – Лиепая, у которой тоже большой процент котельных работает на когенерации. В Даугавпилсе у фирм, работающих в режиме когенерации, КОЗ заканчивается в течение одного-двух лет. Daugavpils siltumtīkli не сможет больше покупать у них дешевое тепло. Хочется надеяться, что к этому времени городу удастся реализовать проект строительства новой котельной на ТЭЦ-3. Иначе тарифы на отопление в Даугавпилсе могут вырасти еще на 7–30 процентов.

 

P. S. Портал daugavpils.lv 31 октября сообщил, что «член правления муниципального акционерного общества «Даугавпилс силтумтикли» Виктор Лукьянчик подписал в Риге с поставщиком природного газа новый договор о поставках голубого топлива. Новый тариф – 59,11 евро, скорее всего, с нового года все же изменится, но в меньшую сторону».