«Двинский голос». События 90-летней давности

«Двинский голос». События 90-летней давности
Газета «Двинский голос» – беспартийный и независимый орган латгальской общественности – 90 лет тому назад старалась услужить своему читателю подачей самой разнообразной информации.

При этом реклама скучивалась на одной странице, каждому рекламодателю отводился очерченный прямоугольник с кратким содержанием. Достаточно было написать, что, когда и где – покупатель непременно клюнет!

 

Суд над шпионами

 

Интересно, что первая газетная страница частенько сообщала о судебных процессах, случаях самоубийств, пожарах и прочих неприятных новостях, однако, вероятно, именно они-то и цепляли обывателя за живое. 

 

Так, в мае 1928 года первая страница одного из номеров «Двинского голоса» информировала, что в городе состоится суд над шпионами: «Как известно, в двинской тюрьме содержатся в предварительном заключении около двадцати шпионов, обвиняемых в преступной деятельности перебежавшим из Советской России чекистом Иваном Никитиным. Следствие по делу закончено. Дело будет рассматриваться в Двинске, в июле, при открытых дверях, и затянется слушание на две недели. В Двинск для разбора дела шпионов выедет специальная сессия военного суда». 

 

Отмечалось также, что следствие по данному делу продолжалось более 5 месяцев, что один из арестованных шпионов стал симулировать сумасшествие и был направлен для наблюдения в больницу. После следственной экспертизы выяснилось, что он нормален, так что тюрьмы симулянту избежать не удалось. «Аресты были произведены как в приграничной полосе, так и в Люцине (Лудза) и Риге. Через некоторое время все арестованные были направлены в Двинск. В общей сложности к ответственности было привлечено 50 человек. Свидетелем на суде был перебежчик из СССР, бывший тайный сотрудник Себежского ГПУ Иван Никитин». На скамье подсудимых фигурировали: офицеры пограничной стражи Вацлав Мицкевич, Корнилий Корнильевич, бывший офицер  армии Деникина, и Герман Барон. Кроме того, пограничники Зилупского района: Рудольф Микаловский, Роберт Шкапаров, Тимофей Синицин, Иван Шадовский и др. Из 20 обвиняемых пограничников отсутствовали Иван Логинов и Иосиф Строц. Первый скрылся вскоре после начавшихся арестов, подозревали, что он перебежал границу в СССР. Второй пограничник, И. Строц, при попытке его арестовать оказал вооруженное сопротивление, захватил винтовку и бросился с пограничного поста в сторону границы. Пограничники дали по нему несколько выстрелов, но он, раненый, все же успел перебежать пограничную речку, где его подобрали красноармейцы и унесли в тыл». 

 

На суд вызывались около 150 свидетелей. В их числе – видные деятели латвийской армии, пограничной стражи и пр. При этом многих из местных адвокатов в этом громком процессе выставили в качестве защиты обвиняемых. 

 

Бросился в Двину

 

Рядом с заметкой о суде над шпионами публикуется рассказ о трагическом случае, произошедшем 10 мая 1928 года днем на Двинском железнодорожном мосту. «Воспитанник латышского учительского института, 19-летний Мартин Сарканис, перенесший серьезную операцию, стал впадать в меланхолию, переходящую иногда в отчаяние. Когда-то жизнерадостный юноша, с тех пор как стал ходить на костылях, часто делался задумчивым и скучным. Товарищам своим М. Сарканис иногда говорил, что не стоит жить. Около часу дня 12 мая М.С. выразил желание покататься и попросил товарища позвать извозчика. Усевшись в пролетку, М.С. велел извозчику ехать по дамбе к железнодорожному мосту. Подъехав к мосту, М. Сарканис вышел из пролетки, сказав, что намерен пройтись по мосту. Но юноша больше не вернулся. Никто не видел, как Сарканис бросился в Двину». Погибший паренек происходил из крестьянской семьи.

 

Подробнее читайте в газете «СейЧас» от 13.12.2018.