Эрнест Муцениекс: о запустении, отзывчивости даугавпилчан и селедке без хлеба9

Эрнест Муцениекс: о запустении, отзывчивости даугавпилчан и селедке без хлеба
Поразмышлять в нашей рубрике «10 вопросов интересному человеку» об окружающей действительности, о самом себе и о городе, в котором он живет сегодня, мы пригласили художника из Риги, преподающего в Даугавпилсе дизайнера Эрнеста Муцениекса.


– В нескольких словах: что тебе нравится в Даугавпилсе?

 

– Больше всего – постапокалиптический ландшафт. Очень много заброшенных зданий. Если прогуляться вдоль дамбы, можно увидеть, что там многие дома нежилые. И очень мало людей, то есть люди покинули этот город, и из-за этого появляется такое постапокалиптическое чувство. Что для художника, конечно, – плодотворная канва. Когда в школу приехали итальянские студенты из Бергамо, один студент просто спросил: «А где люди?»

 

А еще город особенный тем, что природа медленно и неуклонно завоевывает его. Потому что в Даугавпилсе я впервые начал распознавать скворцов. И теперь знаю, как они поют. В больших городах такого невозможно себе представить.

 

Еще здесь очень приятные, отзывчивые люди. Они более просты и наивны, чем в больших городах, но это плюс, а не минус. Люди более внимательны друг к другу, отзывчивы. В больших городах ты ни для кого не представляешь никакого интереса.

 

– Какое оно – лучшее, самое яркое воспоминание детства?

 

– Я его, как всякий человек, просто не помню. Наверное, самое яркое – когда мама вела меня к зубному врачу. Это было еще советское время, мы жили в Юрмале. Люди тогда еще стояли в очередях за картошкой. Или покупали по несколько ящиков «Фанты». А так в магазинах ничего не было. Я помню эту сельдь «иваси» в железных банках, которые стояли штабелями, и никто их особенно не покупал – если нет хлеба, то зачем тебе покупать селедку?

 

Но еще был детский магазин «Арлекино». И там было все! Маленький магазин, который был полностью заставлен моделями, конструкторами и другими интересными игрушками из ГДР. И мне мама купила детскую железную дорогу PIKO. Потому что перед этим мне вырвали три молочных зуба, и это была награда за терпение и мужество. Паровозик со множеством движущихся деталей, несколько вагончиков, стрелки. И все это с немецким качеством. Я с ней играл, кажется, до последних классов школы. 

 

– Чтобы ты изменил бы в своей жизни, если бы мог?

 

– Я бы не стал распыляться. Занимался бы только одним делом. Живописью. Да, это не так просто, но я бы лучше ходил в лохмотьях и все равно этим занимался.

 

– А чем в своей жизни ты больше всего гордишься?

 

– Сложный вопрос. Если говорить серьезно – горжусь, что не стал конченым подлецом, каким-то страшным человеком. Если у меня до сих пор есть друзья – значит, этого еще не случилось.

 

– Если бы у тебя была возможность, куда бы поехал путешествовать, какое место на земле хотел бы увидеть?

 

–Я бы очень хотел проехать на пароходе по Золотому Кольцу России. По Волге, со всеми остановками. Чтобы увидеть старые русские города, размеренную жизнь: Ярославль, Кострому, Владимир. И чтобы старый надежный пароход, с каютами и ресторанчиком.

 

– Пофантазируй: какие бы пять вещей взял с собой на необитаемый остров?

 

– Взял бы с собой очень много кремния, чтобы было легко разжигать огонь. Обязательно мачете или топор. Еще авоську с книгами, чтобы не сойти с ума. Борхеса, «Войну и мир». Конечно, рулон лески и кучу рыболовных крючков. Ну, и еще книг!

 

– Чему тебя научила жизнь? Какие ценные уроки дала?

 

Пока у меня есть возможность исправлять какие-то ошибки, то таких ценных уроков как-то не наблюдается...

 

– Если бы на тебя вдруг свалился выигрыш в лотерею или наследство, как бы потратил?

 

– Я бы постарался это каким-то образом преумножить. Чтобы это приносило

пользу, чтоб оставить какой-то светлый след. Можно сделать парк, например. Или какие-то другие проекты, которые полезны всем. Творческое пространство для молодых талантливых художников.

 

– С кем из великих людей прошлого или настоящего тебе хотелось бы встретиться, поговорить?

 

– Очень хотел бы еще раз поговорить с отцом Виктором из Карсавы. Мы много раз встречались, пока он был жив. А из мировых известных людей – с Чарли Чаплином, конечно! Просто задать пару вопросов. Как он справлялся со своими переживаниями? Потому что переживаний у него в жизни было много. И как он оставался человеком, у которого всегда была твердая позиция? Как он смог сохранить себя так, что у него все получилось?

 

А из ныне живущих, конечно, с Владимир Путиным необходимо было бы встретиться. Потому что так много лжи... Он же, наверное, знает, что правда, а что нет.

 

– И последний вопрос. Мир, в котором мы живем, – что в нем не так? Что надо бы изменить? Как сделать его лучше, добрее, человечнее?

 

– Вот есть семь смертных грехов. В нашем мире, чтобы быть успешным, надо собрать в себе их все семь. Конечно, успешным можно быть, даже если собрать в себе только алчность и ложь. И я не думаю, что сейчас мир катится к очищению.