Школа: аргументы прошлого и настоящего3

Школа: аргументы прошлого и настоящего
Cтартовал новый учебный год, а вместе с тем страну оптимистично проинформировали, что число второгодников в латвийских школах с каждым годом сокращается. «Их еще никогда не было так мало». В этом году только 1375 детей повторно осваивали уже пройденный материал. А восемь лет тому назад таких насчитывалось пять с половиной тысяч!

Оглянувшись назад, из 2019-го перенесемся в август советского 1970-го, когда по всей стране завершалась подготовка к новому учебному году.

Министр просвещения ЛССР Мирдза Яновна Карклиня доводила до сведения, что органами народного образования и школами проведена большая организационная и методическая работа в связи с переходом на новые учебные программы (даугавпилсская г-та «Красное Знамя», 1970).

 

«В целом мы успешно справились с этой задачей, хотя первый опыт показал также, что в будущем нам предстоит еще большая и серьезная работа по дальнейшему усовершенствованию новых программ и учебников, методов обучения, – говорила М. Карклиня. – Вся эта работа, несомненно, дала определенные результаты. Как показали переводные и выпускные экзамены, знания учащихся стали более глубокими. Почти во всех районах и городах республики повысилась успеваемость, уменьшилось количество второгодников по сравнению с предыдущим учебным годом. <…>

 

Актуальной проблемой для нас является упорядочение сети школ. Необходимо постепенно ликвидировать малокомплектные начальные школы, укрупнять восьмилетние и средние, создать в них хорошую учебно-материальную базу. (Как видим, укрупнение классов и прошедшему времени было не чуждо. – Прим. авт.). 1970-1971 учебный год будет годом массового перехода на новые учебные планы и программы. В школах с латышским языком обучения предстоит перевести на новые программы первые классы и еще 17 классов и предметов. В школах с русским языком обучения по новым программам уже полностью будут работать первые, вторые и четвертые классы, будут также переведены на новые программы еще восемь классов и предметов».

 

Далее уведомлялось, что переход четвертых классов на новые учебные планы и программы будет осуществляться в два этапа. В 1970/71 уч. году новые программы будут введены в четвертых классах русских школ, а в 1971/72 уч. году – в четвертых классах с латышским языком обучения. Примечательным было и то, что в десяти школах республики вводилось теоретическое и практическое изучение тракторов и сельхозмашин. Со слов министра, «в последующие два года изучение тракторов будет введено еще в 20 школах республики». В этом же учебном году, дополнительно к уже имеющимся, еще в пяти средних школах Латвии вводилось автодело.

 

Из сказанного министром следовало, что школьникам в 1970/71 уч. году потребуется 3 миллиона 600 тысяч учебников. Но волноваться не о чем: «издательство “Звайгзне” вновь издает более одного миллиона семисот тысяч экземпляров, а издательство “Просвещение” для латвийских школ выделяет более 990 тысяч учебников». Издаваемые учебники вольются в библиотеки школ. Говорилось и о том, что улучшилось положение в школах с современными техническими средствами: проекторами «Протон», магнитофонами, радиоаппаратами, телевизорами и др.

 

Неуспевающие комсомольцы

 

В другой статье («Красное Знамя», 1970) под названием «Добро пожаловать в школу!», приуроченной к 1 сентября, экспертом рапортовалось о том, что благодаря повышению уровня воспитания, введению экзаменов, переходу на предметную систему четвертых классов, улучшению материальных условий школ, развитию сети групп продленного дня, «успеваемость наших учащихся повысилась и составляет сейчас 97 процентов». Вместе с тем признавалось, что 419 второгодников – это еще много. Особенно беспокоило, что среди неуспевающих на конец учебного года было свыше 50 комсомольцев и 300 пионеров. При этом больше всего второгодников насчитывалось в школе продленного дня, 3-ей восьмилетней и 4-ой средней школах.

 

Рекомендовалось обратить особое внимание на технику чтения первоклассников и развитие речи, «всемерно развивать способность свободно, четко выражать свои мысли». После анализа успеваемости старшеклассников делался честный вывод, что теоретический материал иногда усваивается формально, особенно по математике, что показали экзамены в шестых классах. При ответах на экзаменах по истории и обществоведению не все учащиеся умели использовать знания, полученные на других уроках. Отмечалось, что «до сих пор плохо идет комплектование девятых классов. В прошлом учебном году восьмые классы окончили свыше 1000 человек, а в 9 классы принято 828 учащихся. В этом учебном году только весной выданы свидетельства об окончании восьмых классов 1302 учащимся, а в 9 классы на 27 августа поступило 832 человека».

 

Никаких полуфабрикатов

 

В следующей заметке на тему даугавпилсских школ уделялось внимание горячему питанию учащихся.

 

Идет к концу первый месяц занятий в школах. С самого начала нового учебного года школьники обеспечиваются горячим питанием. Управление торговли обслуживает свыше 14 тысяч учащихся средних, восьмилетних, вечерних школ, школы-интерната и школы продленного дня. Количество мест в школьных столовых и буфетах на тот момент составляет 2532.

 

В советской школе посещение столовой было столь же обязательным, как и выполнение домашних заданий. «Освобождение» от школьного питания давалось в исключительных случаях и после медицинского заключения. Ребенок должен был съесть завтрак или обед (в зависимости от того, в какую смену он учится). При этом питание обязательно было горячим. Булочки разрешались только в старших классах. Завтрак и обед должны были «обеспечивать 25% и 35% суточной потребности в еде соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм». Кроме того, было регламентировано, что «школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.)». И еще очень важный пункт организации школьного питания: «Каждая школа имеет собственные помещения для приготовления и приема пищи». Никаких полуфабрикатов. При этом львиную долю расходов, связанных с организацией школьного питания, брало на себя государство. («Аргументы времени»).

 

Затратные второгодники

 

Во все времена школа борется с отстающими. Потому, как трактуют сегодня: «обучать второгодника для государства означает повторно тратить на него в среднем 900 евро в год».

 

«У второгодника должна быть большая мотивация, чтобы вообще ходить в школу. Представьте ситуацию, когда его уже знают все одноклассники, вся школа. Часто негативный аспект исходит от других подростков, потому что ребенок, к сожалению, не успевает. Это очень сложно психологически…» – сочувствует член правления Ассоциации школьных психологов Санита Паула.

 

А раз так, то лучший вариант сэкономить на второгодниках – не оставлять их на второй год, и уж тем более на третий. Почему бы не обойтись платными дополнительными занятиями? Чаще всего на второй год остаются первоклассники (264 в этом году) и не справляющиеся c госэкзаменами девятиклассники (261).

 

В рамках темы grani.lv дала комментарий руководитель Управления образования (Даугавпилс) Марина Исупова. Из ее слов следует, что в 2018/2019 уч. году в даугавпилсских школах было 39 второгодников. В основном, это ученики 7-8 классов. Мальчики.

 

 

«39 оставшихся на второй год при общем количестве учеников 9 286 – это много, – говорит М. Исупова. – Положение надо менять, внедрять новые активности в этом плане. Сейчас такая тенденция, что второгодников не должно быть вообще. Но есть дети с трудностями обучения, и те, у кого поступательное развитие происходит только до 6 класса».

 

И вот дилемма: при незаинтересованности государства в наличии второгодников, в самой школьной системе деньги следуют за учеником. Выходит, второгодники школам должны быть выгодно. Когда-то неуспевающих и на третий год оставляли, но с 2012-го такая практика в школах Латвии прекращена.

 

Сегодня, чтобы получить аттестат о среднем образовании, учащиеся должны ответить не менее чем на 5% всех экзаменационных заданий, это значительно ниже проходного балла – четверки, что составляет не менее 40%.

 

Для сдачи экзамена достаточно ответить на самые простые вопросы. Но вот досада – и тут не все справляются. В прошлом году, к примеру, 228 человек не сдали математику. Средний бал по математике оказался самым низким за минувшие 10 лет. Экзамены по физике, биологии, химии, латышскому также не всем под силу. Сегодня чиновники от образования надеются на вводимый в средних школах компетентносный подход. Однако оценить результаты этого нововведения можно будет только в 2023 году, когда те, кто учился по-новому, скажут «последнее прости» средней школе.