Олег Соколов побывал в Даугавпилсе в первый и последний раз13

Олег Соколов побывал в Даугавпилсе в первый и последний раз
На юбилейный V Международный фестиваль клубов военно-исторической реконструкции «Динабург 1812», проходивший этим летом в Даугавпилсской крепости, организаторам удалось пригласить всемирно-признанного российского историка Олега Соколова, что по замыслу, должно было добавить престижа мероприятию.

Но пройдет всего несколько месяцев, и 9 ноября ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщит нечто ужасающее:

 

«в Санкт-Петербурге из реки Мойки достали 63-летнего профессора Санкт-Петербургского государственного университета Олега Соколова. В его рюкзаке нашли две отрезанные женские руки и травматический пистолет…».

 

Сегодня эта шокирующая нормальных людей история раскручивается в СМИ, обрастая все новыми подробностями.

 

Однако обратимся ко времени, когда случившееся невозможно было предположить.

 

Тогда управляющий Даугавпилсской крепостью Янис Островский, в интервью о предстоящем фестивале, делал акценты на том, что хорошо бы вовлечь в реконструкцию конницу, показать французский лагерь, вроде того, что был при Бородинской битве. Также он выражал надежду, что в реконструкции примет участие историк и писатель, легенда в среде реконструкторов-наполеонистов Олег Соколов (lsm.lv).

 

Позднее о приезде авторитетного Соколова, основоположника движения военно-исторической реконструкции в России, сообщал Отдел общественных отношений и маркетинга Даугавпилсской городской думы, местные СМИ, в том числе grani.lv:

 

«Бесспорно, главным действующим лицом фестиваля в Крепости, невзирая на все многообразие его участников, оставался наполеоновский маршал Никола-Шарль Удино, в образе которого представал Олег Валерьевич Соколов».

 

Так было, и из песни, как говорится, слов не выкинешь. Сегодня о том, что Олег Соколов побывал в Даугавпилсе, знает, наверное, весь мир, достаточно заглянуть в Интернет.

 

Гений и злодейство

 

«Гений и злодейство – две вещи несовместные». Эта фраза принадлежит пушкинскому герою. Реплика персонажа не всегда совпадает с мнением придумавшего его автора, однако один из биографов Пушкина настаивает, что приведенные выше слова Моцарта для Александра Сергеевича аксиома, в которой сомневаться не приходится. Несовместимы для него гений и злодейство!

 

Олег Соколов побывал в Даугавпилсе в первый и последний раз

 

Сегодня на фоне жуткого происшествия в Санкт-Петербурге опять возрождаются споры из разряда, способны ли гении на злодейство? В пример приводят Ф. Достоевского, Б. Челлини, обвиненного в убийстве М. Караваджо и других знаменитостей.

 

Одни стоят на позиции, что гениальный человек должен обладать и высокой нравственной составляющей. Другие склоняются к тому, что гению можно простить все. Но насколько гениален был, переступивший черту Соколов?...

 

В этом году вышла его книга «Битва трех императоров. Наполеон. Россия и Европа. 1799-1805». Издательство POLARIS , которое ее выпустила, позиционирует Соколова как крупнейшего специалиста наполеоновской эпохи, кавалера ордена Почетного легиона и прочее, и прочее…

 

Предисловие к изданию написал Дмитрий Goblin Пучков, которому Соколов доверял. Судя по отзывам, книга на магазинных полках не залежится.

 

Писатель и блогер Дмитрий Пучков, известный как Гоблин, сообщил изданию «Подъем», что не собирается удалять ролики с Олегом Соколовым с YouTube-канала.

 

С его точки зрения, убийство Анастасии Ещенко не имеет отношения к научной деятельности Соколова. Доводы приводятся «железные»:

 

«Если бы Менделеев кого-то задушил, мы бы отказались от периодической таблицы элементов? Несмотря на содеянное, до того Олег Соколов был видным ученым. Это плоды его научной деятельности, это сущность его жизни».

 

В то же время Гоблин признает, что совершенным преступлением историк перечеркнул все свою жизнь.

 

О. Соколов регулярно приходил на запись видеороликов к Д. Пучкову, когда раскрывались разные темы: об итальянских кампаниях Наполеона, Отечественной войне 1812 года, говорили и о Евгении Понасенкове, с которым ученый не на шутку конфликтовал.

 

«Он часто приходил ко мне на запись программы, – рассказал Пучков, – Олег большой специалист в наполеонике. Ордена французского легиона просто так не дают, поверьте. Но это, конечно, никак не оправдывает этого ужасного убийства. Не знаю, что там могло случиться, может, ревность, может еще что-то. Но у него точно с головой что-то случилось».

 

Из-за «случившегося с головой» под откос летит вся прежняя жизнь. В том числе авторитет за границей, в так любимой Соколовым Франции.

 

В 2003 году французский президент Жак Ширак подписал указ о награждении О. Соколова Орденом Почетного легиона «за большой вклад в дело изучения и популяризации истории Франции и ее армии».

 

Сейчас, когда доцента СПбГУ обвиняют в страшном преступлении, он вполне может быть лишен этой высокой награды. Посольство Франции в Москве уже попросило МИД своей страны передать информацию о деле Соколова в Великую канцелярию Почетного легиона. Поясняется: иностранец может быть лишен Ордена Почетного легиона, «если он совершил действие или поступок, которые могут быть признаны противоречащими чести или способные нанести урон интересам Франции за рубежом или принципам, которые она поддерживает в мире».

 

«Действия или поступок, которые могут быть признаны противоречащими чести…» Когда-то из-за женщин вызывали на дуэль, погибали, сегодня могут четвертовать «в домашних условиях». Реальность страшней любого фильма ужаса. Один из исторических вопросов, поднимаемых в новой книге Соколова невероятно созвучен с его личной историей:

 

«Какого была причина этого огромного конфликта, слабо изученного в российской историографии?» Да и второй частично тоже: «Как проходила подготовка к главному сражению, каков был истинный план Наполеона…»

 

Даугавпилс. Июль 2019

 

«А в Даугавпилсе он неоднократно был участником фестиваля, посвященного войне 1812 года. Практически все журналисты брали у него интервью…» – сообщает читателям одна из даугавпилсских газет, несколько, впрочем, греша против истины.

 

Расскажу о своей встрече с героем, которому впоследствии суждено было упасть с пьедестала всеобщего почитания.

 

О том, что Олег Валерьевич Соколов приедет в Даугавпилс, узнала от управляющего Даугавпилсской крепостью Яниса Островского. В ходе нашей беседы он выражал удовлетворение, что удалось договориться «с таким известным специалистом в области исторической реконструкции».

 

Конечно, захотелось взять интервью. В день фестиваля на Соколова мне указали издалека. И теперь понятно, почему.

 

Он стоял один, в маршальском мундире, неподалеку от центра культуры и информации Крепости. Вокруг все уже бурлило, организаторы, озабоченные, чтобы фестиваль прошел хорошо, сновали туда-сюда. Предвиделся проезд по Крепости на лошадях, предоставленных конным двором Klajumi.

 

Олег Соколов побывал в Даугавпилсе в первый и последний раз

 

Я подошла к Соколову, представилась, и сразу почувствовала, как от маршала в жару повеяло холодом. Лицо Олега Валерьевича (в рамках фестиваля он исполнял роль Николя Шарль Удино) выражало какое-то мучительное нетерпение. Оказалось, маршал нервничал в связи с тем, что ему не подводили коня, которого предстояло еще объездить перед парадом. (Эпизод описан здесь).

 

Стало ясно, что момент для интервью явно неподходящий. Я извинилась, и ретировалась в надежде, что повезет позднее. Из вида Соколова не выпускала. Наконец, он дождался своей лошади, которая приняла опытного седока вполне дружелюбно. Сидя на коне, Соколов демонстрировал боевую выправку и выносливость, когда приходилось совмещать три в одном: жару, форму и немолодой уже возраст.

 

В предоставленном ему приветственном слове Соколов отмечал превратности истории. В том смысле, что маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской/Даугавпилсской крепости, «пусть и 200 лет спустя». (Вскоре на grani.lv вышла статья об этом). Приветствуя традицию фестиваля реконструкции в Даугавпилсе, Соколов отмечал, что такие «объединительные праздники сближают народы, способствуют дружеским рукопожатиям, поднимают над политической суетой». И в продолжение, наводящая сегодня на размышления цитата:

 

«Раньше мир, наверное, был более понятен. Мужчины сражались на поле боя, женщины ждали их дома. Были красивые мундиры… Романтика и героизм, проявленный в боевых походах. <...>».

 

Выражалась благодарность городу за оказанный ему «любезный прием» и надежда, что фестиваль будет шириться и развиваться.

 

Но, несомненно, более сильное впечатление произвела на присутствующих речь маршала Удино, на чистейшем французском. Соколов (Удино) произносил ее верхом на коне. Отдавал команды и напутствовал своих гренадеров. Сцена, достойная исторического фильма, когда второго дубля не требуется. Вероятно, и за такие минуты перевоплощения его любили.

 

Однако время бежало, и я собиралась уже покинуть «поле боя». Соколов был неуловим, махнула рукой – ну, нет так нет! Решила перед уходом выпить стакан сока. Сижу за столиком с чувством неисполненного долга, и вдруг вижу, что маршал Удино идет в мою сторону. Направляется к французскому лагерю. Я за ним!

 

И вот тут Соколов предстал уже в другом расположении духа. Передо мной был уставший человек. Но сразу согласился сказать несколько слов. Присели с ним на скамейку. Предложила снять головной убор – жара же. Как-то послушно согласился. Под треуголкой – мокрый лоб, слипшиеся от пота волосы. Стал говорить (приводится в сокращении):

 

«Воюю уже 42 года. Мне было 19 лет, а моим четверым друзьям по 18, когда мы добыли в театральном запаснике старинные мундиры наполеоновской армии. У меня оказался генеральский, а у друзей адьютантские… Костюмы эти шились к 100-летию Отечественной войны. Провели две ночи и два дня в заброшенной Копорской крепости. Это был первый военно-исторический поход нашей пятерки в униформе. В подполье (собирались у кого-нибудь дома в мундирах, обсуждали, совершали небольшие вылазки в лес). Невозможно было поверить, что увлечение в итоге обернется настоящими реконструкциями, хотя мечты на этот счет имелись. Вот так все начиналось. Образовали общество «Империя», которое на постсоветском пространстве трансформировалось в многотысячную «армию». Первый военно-исторический поход по местам боевой славы 1812 года мы провели в 1988-м. Идею поддержал ЦК ВЛКСМ. В мундирах русской и французской армии шли около 80 человек. Поход произвел сильный эффект, о нем заговорили. Газеты, радио, телевидение... Годом позже была создана Федерация военно-исторических клубов. После распада СССР Федерация разделилась на несколько независимых объединений…»

 

Соколов сетовал, что в нынешней программе французских школ сокращено изучение наполеоновского периода, его военных кампаний, что молодые французы мало осведомлены о Наполеоне.

 

«Заслуги Наполеона во многом забыты, притом что он – создатель Почетного легиона, Государственного совета, основоположник лицеев, университетов… Но эта часть наследия вычеркнута псевдолиберальной интеллигенцией. Для них Бонапарт – кровожадный палач, культивируется чувство вины и раскаяния. О победах наполеоновской армии говорить не принято. Сегодня во Франции историю начинают изучать с Африки… И такая ненависть к собственному прошлому сейчас не только во Франции, в других странах тоже», – печалился Соколов.

 

Представьте, что должен чувствовать всецело преданный французскому императору человек, у которого вполне возможно отнимут взлелеянное, Орден Почетного легиона. Думается, для Соколова в этом самая страшная казнь.

 

После интервью осталось ощущение, что ты общалась с очень харизматичным человеком. Исходящая энергетика зашкаливала. Такие встречаются крайне редко.

 

Сложный характер

 

Янис Островский в рамках фестиваля реконструкции «Динабург 1812» представал комендантом Динабургской крепости, ехал верхом на лошади рядом маршалом Удино по булыжной мостовой, доказывая, что небывалое бывает.

 

Сегодня Янис говорит:

 

«Предположу, что Олег Соколов побывал в нашей крепости первый и последний раз. Известнейший человек своим ужасным поступком поставил точку на всех своих научных достижениях.

 

О том, что у Олега Валерьевича непростой характер, известно всем, кто с ним, так или иначе, соприкасался. Может проявить и жесткость, и грубость в общении. Я наблюдал его в ходе реконструкций в Беларуси, в России. После участия О. Соколова в исторической реконструкции в Даугавпилсской крепости он стал относиться к нам более дружелюбно. Мы встречались с ним в конце августа текущего года на реконструкции Бородинского сражения. (31 августа – 1 сентября 2019 года в Музее-заповеднике «Бородинское поле» состоялся Международный военно-исторический фестиваль, посвященный 207-й годовщине Бородинского сражения. – Прим. авт.). Соколов сам к нам подошел, настроен был позитивно. Этому человеку не нужна была реклама, его и так все знали.

 

Некоторые реконструкторы и хотели бы с ним в чем-то поспорить, но, сознавая характер Сира, предпочитали избегать этого.

 

Добавлю, что большое впечатление произвела прочитанная им лекция в рамках фестиваля «Динабург 1812», когда полтора часа пролетели как три минуты. Не могу не признать, это великий оратор», – свидетельствовал Островский.

 

Участник многих исторических реконструкций, известный в Даугавпилсе, Артем Махлин в разговоре с grani.lv также обратил внимание на сложный характер О. В. Соколова.

 

Далее в кратком интервью было сказано следующее:

 

«До того, как прибыть этим летом в Даугавпилс Соколов был уже наслышан о фестивале «Динабруг 1812». После того, как он подтвердил свое участие в фестивале по электронной почте и телефону, Соколов выразил желание, чтобы ему был предоставлен объезженный конь и отдельные условия проживания.

 

К сожалению, возникла некоторая несогласованность в сценарии мероприятия. Пришлось ориентироваться и редактировать по ходу процесса. Тем не менее, насколько я понимаю, у Олега Соколова о фестивале остались хорошие впечатления».

 

СПРАВКА: Олег Соколов входил в научный совет Российского военно-исторического общества, в котором председательствует министр культуры Владимир Мединский. Соколов – автор монографии «Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа. 1799–1805 гг.». Большую известность получило его капитальное исследование «Армия Наполеона» (1999).

 

P.S. 18 ноября представители Общественной наблюдательной комиссии посетили обвиняемого Олега Соколова в его камере в Крестах. На карантине он провел три дня из десяти возможных.

 

Олег Соколов побывал в Даугавпилсе в первый и последний раз

 

Перевод обвиняемого в убийстве аспирантки Анастасии Ещенко подтвердил представитель ОНК, навестивший Соколова в изоляторе и другие источники (Фонтанка.ру). Кто оказались сокамерниками бывшего доцента – представители общественности говорить отказались. Пока не удалось уточнить такую информацию и у адвоката Соколова Александра Почуева.