Историк моды Александр Васильев: «Помните, такого дня у вас больше никогда не будет!»10


В четверг, 5 декабря, знаменитый историк моды Александр Васильев приехал в Даугавпилс, чтобы провести экскурсии по выставке своей коллекции в Центре искусств Марка Ротко. Параллельно, он согласился поделиться своими размышлениями о моде и не только с читателями нашего портала.

 

- Александр, расскажите, пожалуйста, как родилось ваше увлечение модой? Считается, что мода – не мужское дело?

 

- Наоборот! Все знаменитые модельеры – это мужчины. Я сын актрисы и художника. Мой отец создавал костюмы для знаменитых актрис того времени Любови Орловой, Веры Марецкой, Фаины Раневской. Он работал в Большом театре, в Малом театре с Игорем Ильинским, был главным художником в театре Моссовета. Он занимал не последний пост в Союзе художников СССР. Кроме этого, мой отец очень любил свою жену, мою маму, и баловал её красивыми нарядами, которые привозил из-за границы, поэтому моя мама всегда красиво и элегантно одевалась. В детстве я очень любил рассматривать наряды мамы, её театральные костюмы. Мода всегда была частью моей жизни. Да и сам я и в детстве, и в молодости всегда одевался оригинально.

 

- Сколько лет в общей сложности Вы посвятили изучению истории моды?

 

- Уже лет 55!

 

 

Историк моды Александр Васильев: «Помните, такого дня у вас больше никогда не будет!»

 

 

— Это третья выставка моды из вашей коллекции. Планируете ли вы и в дальнейшем радовать горожан и гостей города подобными выставками?

 

- Конечно, планирую и другие выставки в вашем городе, но считаю, что не надо частить. К сожалению, эта третья выставка хуже посещается, чем предыдущие, да и зимнее время в Даугавпилсе не очень удачное для выставок.

 

- Мода югендстиля – это мода среднего и высшего классов общества. В вашей коллекции присутствуют ли модели одежды низшего сословия или, может быть, народные костюмы?

 

- А кому это интересно? Это ведь музей моды, а не музей социальной истории. Я не собираю модели одежды шахтеров, рабочих. Это не мода, это просто модели одежды того или иного времени.

 

— Значит, то, как мы сегодня одеваемся в обычной жизни, тоже нельзя назвать модой?

 

- Нет, конечно! Это не мода, а просто определённая одежда.

 

- Тогда что такое мода?

 

— Это искусство, помноженное на коммерцию!

 

 

Историк моды Александр Васильев: «Помните, такого дня у вас больше никогда не будет!»

 

 

- Сегодня вы сказали, что мы живём под диктатом моды. А что диктует моде то, какой она должна быть?

 

- Мода – это зеркало истории. Ее определяет всё: войны, кризисы, эпидемии, климатические изменения, передвижение народов. Яркий пример – беженцы из Сирии ввели в моду рваные джинсы и бедность в трикотаже, дыры в одежде, В прошлом году это был большой тренд, в дорогих магазинах за деньги можно было купить рваную одежду.

 

- А личность может определять, диктовать моду?

 

- Как и роль личности в истории. Но если личность попала невпопад с мейнстримом (основное течение, преобладающее направление в какой-либо области – ред.), то она ничего не определит. Ни Шанель, ни Кристиан Диор, ни Поль Пуаре ничего не сделали бы в мире моды, если это не попало в мейнстрим. Но их личный вкус, их видение женщины или мужчины, конечно, может повлиять на моду.

 

- Вы сказали, что в вашей коллекции более полумиллиона платьев. А есть ли среди них самое любимое?

 

- Представьте, если у вас 10 детей, можете ли вы сказать, что кого-то из детей любите больше? Нет, конечно!

 

- А вы помните историю каждого своего платья?

 

- Не всех, но большинства помню. Я сейчас занимаюсь катологизацией своих фондов. На каждом платье есть этикетка с его историей, датой и местом приобретения, владелицей платья. И мои помощницы поражены, что я могу рассказать историю каждого платья. У меня очень хорошая память.

 

- Какая эпоха в мире моды вам нравится больше всего?

 

- Мне нравится эпоха Ренессанса, 16 век. Это была самая красивая, гармоничная эпоха для женщин.

 

 

Историк моды Александр Васильев: «Помните, такого дня у вас больше никогда не будет!»



 

- Говорят, мода циклична, возрождался ли уже югендстиль в моде 20-о или 21-го веков? Если да, то в коллекциях каких модельеров?

 

- Да, эти элементы возвращались у Диора, у Гальяно. Но корсет, конечно, такой тонкий не возвращался никогда. Дамы уже наели талии.

 

- Что же делать, вам, мужчинам, придётся принимать нас такими, какие мы есть!

 

- Абсолютно с вами согласен!

 

- Какой модный урок современной женщине может дать эпоха югендстиля?

 

- Это урок в выборе цветов: как украсить себя, используя пастельные тона по отношению к своим натуральным оттенкам.

 

- Расскажите, пожалуйста, а чем занимается Фонд Александра Васильева?

 

- Он имеет три филиала и два музея. Главный офис находится в Париже, в 15-ом квартале, туда приходит большинство поступлений с аукционов, антикварных магазинов, покупки с блошиных рынков. Здесь эти вещи фотографируются, приобретают порядковый номер и описание. Там же находится огромная библиотека фонда и коллекция фотографий, которых уже более 100 тысяч. Там постоянно работает мой вице-президент Кристоф Дюбуа, постоянная сотрудница Антонина Божукова, там же работают волонтёры. Это студенты, которые приезжают со всех стран мира для изучения истории моды. Они стажируются один-два месяца. Фонд находится в помещении, которое выделила для нас мэрия Парижа. У нас там есть витрина, и мы в ней постоянно меняем мини-экспозиции, которые пользуются огромным успехом.

 

Главное наше хранилище находится в Вильнюсе, в Музее декоративных искусств. Там у нас работает директор, кастелянша, хранитель, реставраторы и 4 «одевальщицы», и нам помогают волонтёры. В этом хранилище мы формируем выставки, потому что мы иногда делаем до 10 выставок одновременно!

 

В Вильнюсе у нас есть постоянный зал, и там у нас всегда проходят выставки. Также мы постоянно сотрудничаем с Рижским музеем моды. Сейчас там находится очень популярная выставка «Дама в кринолине».

 

Есть у нас филиал и в Москве, где хранится только русская и советская часть фонда, костюмы 19-го века, но, главным образом, костюмы звёзд советской эстрады, оперы, балета, театра. Жители постсоветского пространства хотят видеть костюмы Аллы Пугачёвой, Людмилы Гурченко, Ирины Понаровской и других звёзд.

 

 

Историк моды Александр Васильев: «Помните, такого дня у вас больше никогда не будет!»



 

 

- Скажите, костюмы каких ещё звёзд современной эстрады есть в вашей коллекции?

 

- У меня есть костюмы всех звёзд. Вот недавно мать Юлии Началовой передала в наш фонд её сценические костюмы. Есть костюмы певицы Славы.

 

- А костюмы звезд латвийской эстрады есть в вашей коллекции?

 

- Конечно! В своё время свои костюмы мне передала Лайма Вайкуле, они, кстати, пользуются огромным успехом у публики. Есть у меня её платье из номера «Пикадилли».

 

- А кроме звезд эстрады кто ещё представлен в вашей модной коллекции?

 

- У меня в коллекции есть несколько платьев Вии Артмане, переданные дочерью актрисы. Есть инаугурационное платье президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, она лично передала мне его. Это платье очень популярного рижского модельера Александра Бибергла. У меня есть платья других первых леди Латвии, жен президентов Валдиса Затлерса и Андриса Берзиньша.

 

В моей коллекции имеются также платья латвийских звёзд кино: Лилиты Озолини, Мирдзы Мартинсоне, а также костюмы знаменитой оперной певицы Илоны Багеле, стилиста Жанны Дубской. Я считаю, что мы обязаны это сохранять!

 

Есть в моей коллекции и вещи знаменитых латвийский дизайнеров Наталии Янсоне, моего друга Александра Бибергала, Атиса Артемьева. Латвийский фонд небольшой, но он представлен, потому что Латвия важная страна в моей жизни! Мои выставки проходили или проходят в разных городах Латвии.

 

- Что бы вы могли пожелать жителям нашего города?

 

- Я желаю не вешать нос! Быть счастливыми, потому что они живут в таком месте, не поддаваться унынию, наслаждаться каждым днем своей жизни. Такого дня у вас больше никогда не будет! У меня есть девиз жизни - «Memento mori», то есть, «Помни о смерти», поэтому у меня нет ни одного пустого дня. Я каждый день наполняю таким количеством приятных событий, что мне есть что вспомнить!

 

- Спасибо за беседу!