Детские дома уходят в прошлое7

Детские дома уходят в прошлое

Именно такой курс взяла Латвия. Каждый ребенок должен расти в семье - в родной или приемной. Это в идеале. А как на самом деле? Об этом интервью с председателем Сиротского суда Даугавпилса Элитой Праневской.

- Сколько сейчас даугавпилсских ребят живут в детских приютах?


- В конце 2018 года в «Приедите» и Центре социального ухода «Калкуны» числилось 50 воспитанников. К концу 2019 года их осталось 28. Воспитанников детдома стало меньше, потому что некоторые дети были помещены в приемные семьи, кто-то достиг совершеннолетия и начал взрослую жизнь, а у части ребят родители образумились, права им были восстановлены и дети вернулись домой.

 

- Что-нибудь предпринимается, чтобы временно изъятого ребенка могли вернуть в семью?

 

- Непременно. Последние пару лет в нашем самоуправлении появилось много социальных услуг для семей с детьми. Например, чтобы понять, что именно случилось и как помочь родителям, действует так называемая «Кризисная интервенция». Со взрослыми работают психологи, наркологи, терапевты. Родители, которые реально хотят вернуть ребенка, проходят специальное обучение. Назначается семейный ассистент. Ситуации и семьи очень разные. Делается все возможное, чтобы дети вернулись в семью, но многое зависит от жизненных приоритетов самих родителей. Если ситуация остается неблагополучной после восстановления родительских прав, то при повторном рассмотрении дела к родителям применяются более строгие меры, поскольку к ним уже нет доверия. Большинство детей, оставшихся без родительской заботы, живут у опекунов, таких -164. Немало ребят и в приемных семьях, их - 71.

 

- Сколько сейчас в Даугавпилсе приемных семей?


 

- На декабрь 2019 года число приемных семей увеличилось с 12 до 19. Наше самоуправление активно участвует во всех проектах, создает рабочие группы. Депутаты постоянно работают над увеличением пособий и помощи приемным семьям. В этом плане мы в тройке лидирующих городов Латвии. Это радует, но количество приемных семей недостаточно, поэтому мы плотно сотрудничаем с приемными семьями из других городов.

 

- Насколько велика материальная помощь приемным семьям?


- Это зависит от количества детей. В приемных семьях может проживать не более шести детей, включая своих биологических. Государство платит вознаграждение: за одного ребенка - 171 евро в месяц, за двух - 222,33 евро и за трех и более - 273,60 евро.

 

Кроме того, самоуправление выдает пособия в двукратном размере государственных алиментов, оплачивает питание и предоставляет по 130 евро в месяц каждому ребенку на одежду и обувь и дополнительно 600 евро в год на развитие. А также выплачивается пособие к 1 сентября и 70 евро при поступлении в приемную семью.

 

В 2018 году был создан институт специализированных приемных семей. Это опытные родители, которые проходят дополнительные курсы и могут выбрать - либо заботиться о двух больных детках, либо быть готовыми взять ребенка в любое время суток. Этим семьям государство платит зарплату на время проживания приемных детей.

 

- Не возникает ли риск, что при таких выплатах детей будут брать в приемные семьи только ради заработка?


- Маловероятно. Существует серьезный контроль. Изначально мы обследуем условия для проживания детей. Убеждаемся, будет ли у потенциальных приемных родителей достаточно времени и энергии на уход и заботу. Проверки и поддержку осуществляет и финансируемый государством Латгальский центр поддержки семьи «Даугавпилс». Социальная служба контролирует расходы на детей.

 

- Сколько сейчас в пансионатах детей и взрослых с ограниченной дееспособностью?


- В Центре социального ухода «Калкуны» всего шесть даугавпилсских ребят с тяжелыми нарушениями здоровья, пока нет возможности создать этим детям семейную среду.

 

Количество совершеннолетних лиц с ограниченной дееспособностью увеличилось до 294. Из них 256 живут в своих семьях, остальные - в пансио-натах. Им оказывают необходимую социальную поддержку.

 

- В чем заключается разница между приемными семьями, опекунами и адопцией детей?

 

- На первом месте - опекунство, на втором - приемная семья, на третьем - адопция (усыновление или удочерение).

 

 

Адопция - это, конечно, самый идеальный вариант для ребенка, который лишился семьи. Он обретает новую семью со всеми правами и социальными гарантиями. Кстати, усыновляющим семьям с июля 2019 государство платит ежемесячное пособие на ребенка. Для детей до семи лет - 107,50 евро, и 129 евро для ребят в возрасте от семи до 18 лет.

 

Приемные семьи берут детей на время и фактически получают за это зарплату. Они заключают договор с Социальной службой и центрами поддержки, заботятся о ребятах, ухаживают за ними, прививают навыки самостоятельной жизни, но юридически интересы детей представляет Сиротский суд.

 

Опекуны становятся законными представителями детей. В основном, это родственники - бабушки, дедушки и тети. Опекун получает в месяц 54,07 евро, а государство платит пособие на ребенка в месяц до семи лет -107,50 евро и 129 евро для ребят от семи до 18 лет.

 

Детские дома существуют и будут существовать, потому что есть дети, которые не хотят жить в своих и приемных семьях, да и от опекунов уходят. У подростков часто бывают проблемы поведения и здоровья. Их некуда поместить, кроме как в детдом. Но и детдома со временем преобразуют в небольшие центры, максимально приближенные к семейной среде.

 

- Когда ребенка забирают у родителей? Понятно, если те пьянствуют и ведут себя безобразно. А какие еще бывают ситуации?

 

- В большинстве случаев детей изымают из-за угрозы их жизни и развитию. Это злоупотребление алкоголем и пренебрежение взрослыми своими родительскими обязанностями. Бывает, к сожалению, физическое и психологическое насилие.

 

Причиной могут стать ссоры из-за внешнего вида, своеобразной одежды, поведения. Подросток может заявить: «Ты не можешь так со мной обращаться!». Действует принцип: не можешь позаботиться о ребенке - позаботятся другие!

 

Но даже на момент серьезного конфликта с родителями мы можем обеспечить временную внесемейную опеку. В 2019 году Сиротский суд рассмотрел пять дел, заведенных по таким причинам. Дети сами приходили за помощью в Сиротский суд. Ребят на время помещали в приемные семьи.

 

Очень важно находить общий язык, особенно с подростками трудного возраста. При этом родителей не ограничивают в правах, а передают в руки психологов, терапевтов и других специалистов.

 

- Много ли дел рассматривают в Сиротском суде?

 

 

- Очень много - до 20 в неделю. Помимо наших прямых обязанностей мы - единственный сиротский суд, который предоставляет бесплатную юридическую помощь жителям. Здесь помогают в оформлении алиментов, показывают, как написать заявление в суд и т. д.

 

В среднем за год в нашем Сиротском суде рассматривается пять дел, когда один из родителей забирает ребенка в Латвию из другой страны, к примеру, из Англии, без согласия второго родителя. Боремся за своих детей - граждан Латвии. В большинстве случаев результат положительный, так как чаще всего детей увозят не от хорошей жизни. В таких делах очень важна доказательная база.

 

- Выпускники приюта часто считают его родным домом, другого-то не было. Кто стал взрослым и ушел из приюта или приемных семей, наверняка не забывает своих воспитателей м приемных родителей? Как это происходит?


- Очень трогательно. При любой возможности они навещают приемных родителей или приют. Это очень сердечные встречи!