Айвар Здановский: «Надо принимать действенные меры, а не ждать, когда люди начнут массово умирать»38

Коронавирус остается главной темой как в мире, так и в нашем городе. grani.lv попросили депутата Даугавпилсской городской думы, в прошлом члена правления Даугавпилсской региональной больницы, высказать свое мнение в отношении ситуации, а также прокомментировать предложения Игоря Алексеева, до недавних пор занимавшего должность исполнительного директора Думы.

– Айвар, сможет ли Даугавпилс достойно отразить нашествие коронавируса и какие действия в этом плане следовало бы, по-вашему, предпринять, помимо уже реализуемых?

 

– Город сопротивляется. Принимаются адекватные меры. Другое дело – как они выполняются и достаточно ли вводимых мероприятий. Все должны понять важность 14-дневного карантина, самоизоляции. Надо закрывать торговые центры, бары, кафе, парикмахерские, салоны красоты…, по примеру того, как это в период эпидемии сделано в Италии. Исключение – продовольственные магазины, аптеки, доставка еды на дом.. Как можно меньше контактов! В ряде стран вводится комендантский час, потому что происходящее – это не шутки. Пока отсутствует ясность, почему вирус так быстро и широко распространяется, так стремительно мутирует. На днях зарегистрирован случай заражения человека сразу двумя штаммами коронавируса – пациент был госпитализирован в Исландии.

 

Латвия сейчас в самом начале эпидемии, у нас есть еще какое-то небольшое время для принятия дополнительных мер.

 

Говоря простым языком, вирусу обязательно надо чем-то кормиться. Чтобы у него такой возможности не было, вводят карантин, меры самоизоляции.

 

За вчерашний день в Латвии выявлено пять новых случаев Covid-19, когда непонятно, как и где произошло заражение. Эти случаи не удалось объяснить поездкой человека за границу. Т. е. началась трансмиссия заболевания в обществе.

 

Я выражал свое мнение на заседании Городской думы. Говорил, что, в случае, если мы столкнемся с тем, что количество заболевших будет возрастать и возрастать, людей надо будет сосредоточить в каком-то одном месте. И лучше всего для этой цели подойдет Железнодорожная больница. В старом ее корпусе можно было бы содержать больных с легкой формой заболевания, а тяжелых – помещать в новый корпус с его отдельными входами. Конечно, надо предусмотреть необходимое оборудование, средства защиты медиков, аппараты искусственной вентиляции легких, специальные костюмы для врачей и т. д. Кстати, у нас, кажется, всего один такой костюм в доступе. А еще должны быть анестезиологи, ревматологи, которых и сейчас не хватает. Когда-то Центральная Городская больница (ДРБ) имела барокамеры, позволяющие ликвидировать кислородное голодание в больном органе. Это очень дорогостоящее оборудование, новых не купить, а старые вышли из строя.

 

По статистке, от осложнений коронавирусной инфекции умирает в среднем 5% (2%-7%). Тяжелые формы у 20%. Ориентироваться надо именно на тяжелых больных. Чтобы больница была способна разместить пациентов в тяжелом состоянии, необходимо сосредоточиться на замедлении распространения вируса, своевременном обнаружении тяжелых случаев и лечении. В первую очередь надо защитить людей из самой уязвимой группы. Потому что ресурсы ограничены, их надо использовать экономно и с большей пользой.

 

– Вот Игорь Алексеев предлагает в качестве помещений для лечения больных коронавирусной инфекцией использовать площади базы «Дзинтариньш». А еще «вспомнить о нашем городе-побратиме Харбине», который «имеет внушительный опыт». Предлагается просить помощи у китайцев, «как практической, о развертывании подобных лагерей, так и материальной (например, аппараты ИВЛ)».

 

– На мой взгляд, это предложение некомпетентно. Для чего оборудовать спортивную базу, тратить на это значительные ресурсы, если в городе есть Железнодорожная больница, где все сделать намного проще и дешевле? Эта больница при необходимости может принять 150-200 больных. Предложение о приспособлении базы под лечебный корпус могло бы иметь место при очень большом числе инфицированных, если мест в медучреждениях хватать не будет, но этого нет. Деньги из бюджета надо выделять на благоразумные мероприятия.

 

А по поводу обращения за помощью к Харбину, так при желании можно и к Господу Богу обратиться. В Китае сейчас своих проблем по борьбе с коронавирусом хватает, Италии, где ситуация тяжелейшая, они тоже помогают. В Латвии на текущий момент более 200 заболевших, но умерших нет. Так что можем подождать с просьбой о помощи. Главное сейчас – принцип самоизоляции.

 

– Вчера прозвучало, что штрафы за несоблюдение самоизоляции могут повысить до 1000 евро, вместо нынешних 350.

 

– Пусть штрафуют нарушителей и доводят до сведения общества, чтобы другим неповадно было (за нарушение установленных ограничений или запретов в условиях чрезвычайного положения жители могут быть оштрафованы на сумму до 350 евро – Кодекс административных правонарушений 176.². Надзор осуществляется Госполицией в сотрудничестве с муниципальной полицией. – Прим grani.lv). Италия в борьбе с коронавирусом уже не церемонится. Максимальное наказание за нарушение карантина для носителей коронавируса, знающих о своем диагнозе, поднято до пяти лет тюрьмы. Предусматривается, что региональные власти могут накладывать собственное ограничение в борьбе с опасной инфекцией.

 

В такой ситуации, как сейчас, демократические ценности можно и отодвинуть на время. Если будем либеральничать, окажемся в положении стран, где коронавирус косит людей сотнями. Надо принимать действенные меры, а не ждать, когда у нас начнут массово умирать. Если все будем делать правильно и слаженно, коронавирус долго не протянет. Горожане должны осознавать важность вынужденной самоизоляции. 14 дней – карантин, а там, глядишь, и лето с его температурами, – заключил А. Здановский.