Что на самом деле сжигают на ТЭЦ-21

Что на самом деле сжигают на ТЭЦ-2
В пятницу, 26 марта, в редакцию позвонила обеспокоенная читательница. По ее словам, с территории завода ЛРЗ тянулся «желтый, даже сизый плотный дым», обволакивающий всю округу. Газета «СейЧас» и съемочная группа DAUTKOM TV тут же отправились на место выяснять источник и причину появления странного дыма…
Наше внимание привлекло небольшое здание неподалеку от ТЭЦ-2. Именно здесь сжигали нечто, от чего в воздух поднимался описанный нашей читательницей дым. Нас встретил руководитель фирмы Elliks Михаил Соловьев, а позже подъехали глава теплосетей Марис Лаудиньш и представитель фирмы Latneftegaz Ивета Шешкена. Стали разбираться все вместе.

Получилась следующая схема. Фирма Elliks арендует то самое помещение, из трубы которого шел дым. Здесь из натурального топлива (древесной щепы) производят древесный газ. Как известно, если просто cжечь дерево, никакого газа не получишь: оно сгорит дотла, выделяя при этом лишь небольшой дымок и немного тепла. В особой «печи» Elliks древесная щепа тлеет при температуре в 700-800оС, но при этом не сгорает, так как подается сильно заниженное количество кислорода. В результате создания таких условий выделяется древесный газ, который, так же, как и природный, можно сжигать и получать тепло. Объясняя простыми словами, Михаил Соловьев упоминает процесс домашнего копчения мяса – он происходит именно при воздействии такого газа.

Полученный газ по трубе идет от установки Elliks прямо на ТЭЦ-2, где сжигается в двух котлах, арендуемых у теплосетей фирмой Latneftegaz. При сжигании получается пар, который и греет квартиры горожан, в особенности – жителей Нового Строения.

На вопрос, почему между Elliks и Daugavpils Siltumtиkli появился посредник в лице Latneftegaz, Михаил Соловьев отвечает просто: «У Elliks не хватило денег на реконструкцию и аренду котлов, а у Latneftegaz они были. Вот мы с ними объединились, и теперь обе стороны довольны!» В свою очередь представитель Latneftegaz Ивета Шешкена объясняет, что участие фирмы в этом проекте обусловлено требованиями Европы к использованию экологически чистых и возобновляемых ресурсов. «Такая котельная – единственная в Латвии. Это пилотный проект, в случае успеха которого мы, возможно, будем и далее развивать этот бизнес», – говорит она.

Оказалось, в тот день из дымохода здания, арендуемого фирмой Elliks, выходил как раз этот самый древесный газ. Михаил Соловьев заверил нас, что он абсолютно безвреден и уж точно не ядовит. Вообще этот газ должен по трубе идти на ТЭЦ-2, но при пробных запусках его выпускают в воздух. Один из таких пробных запусков всей системы как раз имел место в пятницу после обеда. Глава предприятия теплосетей Марис Лаудиньш провел аналогию с дизельным автомобилем: «Когда заводишь такую машину, позади нее, возле выхлопной трубы, лучше не стоять. Но через мгновение она начинает нормально работать, без обилия выхлопов, которые бывают в начале». Михаил Соловьев заверил нас, что желтый дым выходит из трубы только в первые десять минут после растопки системы. В обычном режиме работы его не будет, так как именно этим дымом, при сжигании, и будут нагревать пар для отопления жилых домов и подогрева горячей воды.

Михаил Соловьев не скрывает, что запуск этой установки, пусть пока и пробный, стоил ему многих усилий и времени. Elliks арендует это помещение на территории ЛРЗ с начала 2004 года. Но теперь, уже через месяц-полтора, как уверяет Соловьев, установка начнет работать в постоянном круглосуточном режиме, обеспечивая ТЭЦ-2 теплом на 17% дешевле, чем то, что вырабатывается при сжигании природного газа. Марис Лаудиньш заверил нас, что, как только экономия в масштабе всего города составит более 5% от действующего тарифа, теплосети будут подавать в Регулятор проект нового, сниженного тарифа на отопление. Однако доля тепла, производимого тандемом Elliks и Latneftegaz, не столь велика. У станции мощность всего 4 MW, в то время как этой суровой зимой совокупная мощность всех котельных теплосетей достигала 180 MW!

Как только наладятся поставки качественного топлива (щепы, влажность которой не превышает 40%), установка заработает бесперебойно, что будут обеспечивать 4 смены по 4 рабочих. Михаил Соловьев уверен, что щепы для этих нужд хватит. «В Латгалии огромный запас щепы! По нашим подсчетам, сегодня потенциал используется только на 5–6%. Только задумайтесь, у нас собственников штрафуют за неочистку леса. А ведь они могли бы, очищая свой лес, производить щепу и еще зарабатывать на этом. К сожалению, качество щепы сегодня страдает. Но наш литовский партнер обязался поставлять нам только качественное топливо», – обещает руководитель фирмы Elliks.

Конечно, пользуясь случаем, мы, пусть и в шутку, не могли не задать Михаилу Соловьеву вопрос о том, где же он прячет гудрон (хотя своими глазами убедились, что на станции – только щепа). На этот вопрос он ответил со всей серьезностью: «Да, было предложение сжигать гудрон. Мы проверили технологию в лаборатории и получили хорошие результаты. Но в Латвии это предложение не получило поддержки. Значит, просто не время еще. Зато мы продали разработанную нами технологию сжигания гудрона в Россию, и они ее теперь успешно используют».

Ивета Шешкена добавила, что речь идет только о сжигании биогаза, который во всем мире считается экологически чистым («зеленым») топливом. В этом направлении движутся все государства Европейского сообщества, согласно директиве ЕС.