Летучее богатство нашей Крепости

Летучее богатство нашей Крепости
«На практике профессор водил нас на озерцо, где была тьма летучих мышей, – рассказывала мне одна студентка, – и предлагал постоять, высунув язык. Типа можно ощутить покалывание, когда они своим УЗ-локатором вас ощупывают. Мы так и не поняли, правда ли это или ему просто доставляло удовольствие смотреть, как почти 40 человек стоят на берегу ночного озера с высунутыми языками...»

Доводим до вашего сведения, что летучие мыши в даугавпилсской Крепости благополучно пробудились от зимней спячки. Местные зоологи утверждают, что в глубине ее редутов и мощных валов обитают до 9 тыс. рукокрылых. Можно гордиться – это самая большая колония летучих мышей в Европе. «Зеленые» в недалеком прошлом даже направляли правительству открытое письмо, предлагая отказаться от реновации Крепости, не нервировать ее летающих обитателей.

 

Летучие мыши предъявляют очень высокие требования к температуре воздуха в своих пристанищах, замену которым найти не так-то просто. В этом кроется одна из причин резкого сокращения численности популяции летучих мышей в Европе. Неверные в отношении партнеров, летучие мыши в то же время сохраняют верность своим зимним квартирам. В места, где им понравилось, они возвращаются из года в год. И страшно переживают, если за время их отсутствия на привычном, облюбованном пристанище что-то изменилось, и зимовать там больше нельзя. Старые дуплистые деревья, пустующие чердаки, пещеры, церковные башни – такого рода укромных местечек с годами становится все меньше. Интенсивное сельское хозяйство тоже сужает жизненное пространство летучих мышей – многие погибали под воздействием пестицидов, которыми крестьяне щедро опрыскивали свои поля. Вначале на исчезновение летучих мышей мало кто обращал внимание. Природоохранные организации забили тревогу только в конце 1970-х годов, когда начали приниматься активные меры по спасению исчезающего зверька.

 

За уничтожение – штраф 5 минималок

 

Краеведу Янису Кивриньшу лабиринты даугавпилсской Крепости знакомы. «К нам прилетают зимовать семь видов летучих мышей из Европы, где подходящих для них мест остается все меньше – пояснил он. А у нас пустых подземелий предостаточно. Весной этих животных здесь остается немного – перелетают за пределы Латвии, в свои родные места, но к концу сентября вновь возвращаются в даугавпилсскую Крепость».

 

Доктор биологии Гунар Петерсонс из Елгавского сельскохозяйственного университета больше 30 лет занимается исследованием летучих  мышей. Он единственный специалист по летучим мышам в Латвии. Напоминает: «Бояться их не надо, они не агрессивны и ничем не угрожают людям. Наоборот – пользу приносят, питаясь насекомыми – комарами, бабочками, мотыльками... Следует радоваться, что эти рукокрылые млекопитающие поселились у нас. Значит, с экологией в окрестностях все в порядке. Летучие мыши занесены в Красную книгу Латвии и считаются охраняемыми на всем европейском пространстве. Уничтожать их противозаконно. Штраф за уничтожение одной особи – пять минимальных зарплат». Петерсонс, неоднократно проводивший исследования в Крепости, отмечает, что летучие мыши живут и размножаются на одном месте с мая по сентябрь. Есть виды, улетающие зимовать в теплые страны, – Швейцарию, Италию, другие зимуют в Латвии, забираясь в пещеры, скалы, подземелья. Многие регулярно устраиваются на зимовку в норах Лигатне.

 

В настоящее время в Латвии обитают 16 видов летучих мышей, однако у нас патриотически зимуют только представители 8 видов. Дни летучих мышей проходят с 8 по 16 октября.

 

Доктор биологии, профессор Даугавпилсского университета Артур Шкуте в свою очередь уточняет: «В основном в Крепости обитают два вида летучих мышей – водная ночница и прудовая ночница. Прудовая ночница – вид очень редкий. Европейская директива требует создания статуса охраняемой территории в том месте, где встречаются прудовые ночницы. При обсуждении плана реконструкции Крепости приглашаются специалисты по летучим мышам, чтобы интересы редких представителей фауны были соблюдены. Пока же это место юридически не является заказником, но и острой необходимости в этом нет: летучих мышей здесь никто не обижает, чувствуют они себя вполне комфортно. Обитают мыши на внешних валах Крепости. Место их охоты – заливные каналы, не зря они называются прудовая и водяная ночницы».

 

Летают на маме, как на ковре-самолете

 

Кому-то они кажутся непрошеной нечистью, у кого-то олицетворяются с таинственными ночными гостями. Подобные представления о летучих созданиях появились от недостатка информации. Исследование летучих мышей началось в 1937 году, когда ботаник немецкого происхождения Карл Купфер опубликовал отчет о видах летучих мышей в Латвии. Кстати, в 1937-м в Латвии встречалось лишь 10 их видов. Летучие мыши научились летать благодаря мутации одного-единственного гена, позволившего им отрастить необычайно длинные пальцы, из которых развились крылья. Ученые сходятся во мнении: летучая мышь – одно из самых совершенных и, наверное, самых удивительных творений природы.

 

Мир современных летучих мышей невероятно разнообразен; существует около тысячи их видов. Это единственная группа летучих млекопитающих, состоящая из видов всех размеров, начиная с таиландской крохотной летучей мышки-шмеля весом в несколько граммов и заканчивая индонезийской летающей лисицей с размахом крыльев почти в два метра; 70% видов летучих мышей защищают поля и леса от насекомых, из остальных 30% большая часть – вегетарианцы, предпочитающие пыльцу и нектар растений. Немногие питаются рыбой, лягушками и мелкими грызунами.

 

Любопытно, что летучие мышата рождаются весом в четверть веса матери. Если большинство млекопитающих перестают кормить потомство молоком, когда детеныши достигают 40% от размеров взрослого, то летучая мышь кормит детишек до тех пор, пока они не вырастают полностью. Причина: малышам надо дополнительное время, чтобы их крылья выросли до размеров, необходимых для полета. Маленькими они летают на маме, словно на ковре-самолете.

 

Большинство видов летучих мышей живут колониями в пещерах или на деревьях, но есть виды, гнездящиеся на паутине, строящие гнезда из листьев. В Южной Индии, например, самец коротконосой фруктовой летучей мыши два месяца усердно жует листики с прожилками и побеги пальмы, чтобы построить из них укрытие, которое вмещало бы его вместе с гаремом самок.

 

Когда летучие мыши не охотятся, они часто впадают в состояние ступора, при котором обмен веществ существенно замедляется и температура тела (обычно пышущего жаром - 43 градуса) опускается до температуры окружающей среды. Зимой они могут замерзать до состояния сосулек.                                  

 

Каждому – свое!

 

Ископаемые находки свидетельствуют, что летучие мыши парили в небе еще 50 миллионов лет назад. Причем эти древние летуны выглядели так же, как сегодняшние. Летучие мыши играют важную роль в поддержании экологического баланса на планете. Во-первых, они защищают урожай от насекомых. Одна маленькая коричневая летучая мышка может очень быстро очистить ваш двор от надоедливых комаров, поедая примерно по 600 штук в час. Летучие мыши, питающиеся пыльцой и нектаром цветов, усердно опыляют растения и распространяют семена. Очень немногие из них едят рыбу, лягушек, грызунов и, да чего уж греха таить, пьют кровь. Но летучие мыши-вампиры, которые водятся в Латинской Америке, пьют кровь скота и лошадей, а не спящих людей, несмотря на устрашающие легенды. Обычно вампиры нападают не с небес, а с земли – подкрадываются к пасущейся корове, забираются на ногу над самым копытом, делают маленький надрез и слизывают кровь, бегущую из ранки, – их слюна содержит антикоагулянты и препятствует свертыванию крови. За один раз вампир выпивает только около чайной ложечки крови. Корова, не подозревая ни о чем, выступает, таким образом, в роли донора.

 

Большинство летучих мышей больше доверяют не глазам, а своему эхолокационному устройству. До открытия ультразвуковой эхолокации предполагалось, что летучие мыши обладают экстрасенсорным восприятием. Им выкалывали глаза, лаком красили крылья, и все равно они облетали линии электропередач. Сегодня известно, что, испуская звуковые сигналы сверхвысокой частоты, они принимают звуковые волны, отражающиеся от предметов. Время задержки отраженного сигнала и его угол показывает мыши положение цели. Это сканирование настолько точно, что позволяет различать чешуйки на крыльях моли и отличать камешек от жука. Обработка данных ведется мозгом с быстротой в микросекунды – мышь может поймать и съесть двух насекомых за одну секунду.

 

И наконец о том, почему летучие мыши болтаются вниз головой. Совсем не потому, что у них плохая циркуляция крови, и не из-за плохого чувства равновесия – просто их крохотные задние лапки, не препятствующие полету, не могут поддерживать на себе вес всего тела. Если бы мыши попробовали встать на них, они бы попросту опрокинулись. Болтаться вниз головой намного удобнее! Повторять не советуем, каждому – свое!