«Возвести храм трудно, но труднее выстроить душу…»1

«Возвести храм трудно, но труднее выстроить душу…»
Сегодня, 12 июля, Православная церковь отмечает праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне журналист газеты «СейЧас» общалась с настоятелем Старофорштадтского храма этих святых протоиереем о. Иоанном.

Для неспешного разговора мы поднялись по широким ступеням мимо пышно цветущих июльских петуний в претерпевающий необходимое обновление храм и, перешагнув проем, пока еще лишенный внутренних дверей, прошли вперед к алтарю. В храме пахло ладаном и новыми, еще не оштукатуренными стенами.


– Отец Иоанн, как давно вы здесь служите и у кого приняли храм?
– Настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла я стал осенью 1989 года. А до меня здесь служил о. Николай (Гришин). Годы шли, и ему, москвичу, захотелось прожить остаток лет на родине. Могу сказать, что о. Николай (ныне покойный) был весьма интересным человеком. Прошел войну, по мирскому образованию был астрономом. Увлекался серебристыми облаками как явлением, вел журнал наблюдений.

 

– А сам храм… Какова его история?
– До начала Первой мировой войны в километре от Старого Форштадта, на артиллерийском полигоне, стояла военная деревянная церковь, построенная в честь Николая Чудотворца. По воспоминаниям, она была очень уютной и имела замечательный хор артиллеристов. Но в переходное время 1917–1919 гг. Никольская военная церковь оказалась брошенной на произвол судьбы. Пол и крышу кощунственно разобрали на дрова, расхищались иконы… С наступлением мира старофорштадтцы вознамерились спасти остатки храма. К октябрю 1922 года разобранный храм был перевезен на Старый Форштадт и сложен в сарае, который специально для этого построили. Строительный комитет энергично искал средства. Но работы начались только в 1929-м и закончились в 1934 году. Известно, что за их ходом наблюдал техник И.Н. Федоров. 16 сентября 1934 года храм был торжественно освящен в честь святых апостолов Петра и Павла настоятелем Даугавпилсского собора протоиереем о. Михаилом (Петерсоном) в присутствии духовенства Даугавпилса. К началу 1938 года при Петро-Павловском храме числилось более 300 прихожан. В 1977 году храм подвергся разорению. Воры похитили богослужебный инвентарь, особо ценные иконы, поступившие сюда после закрытия Граверской церкви. Когда в 1989 году я пришел в этот храм настоятелем, на вечерню собиралось совсем мало прихожан, иногда два-три человека. На литургию – до 30. Но со временем количество прихожан увеличивалось, и храм (площадью 6 х 9 м) перестал вмещать в себя молящихся. Встал вопрос о его значительном расширении. На реконструкцию строения было получено благословение владыки митрополита Рижского и всея Латвии Александра.


В строительных работах (которые велись на средства европейского фонда, епархии и жертвователей) ощутимую помощь оказывали прихожане. Сегодня осталось выполнить внутреннюю и наружную отделку здания, утеплить фундамент. Денег на перечисленное пока не имеется, но с Божьей помощью и это преодолеем. А приход у нас дружный, люди в помощи никогда не отказывают.


– Я видела позолоту на куполах, красиво…
– Да, красиво, но это не сусальное золото, а нитрит-титановый сплав. Купола блестят так же ярко, как позолоченные, при этом их покрытие намного прочнее и почти в два раза дешевле. Возвести храм трудно, но легче, чем построить душу человеческую… Душа дороже всего на свете. Если мы строим благолепный храм, но при этом не спасаем души, то все без пользы. Сегодня многие ищут легких путей, тогда как в жизни надо и претерпеть.


– Отходя от строительной темы, как вы смотрите на то, что в салон автомобиля принято помещать иконки, крестики?
– В этом предосудительного нет. Но следует помнить: освященная иконка – не амулет. Сели в машину, перекреститесь, помолитесь, хотя бы произнесите: «Господи, благослови меня». Если же иконка лишь в качестве брелока, то это недопустимо.

 

– В прошлом номере газеты «СейЧас» мы рассказывали о современных игрушках. Современные дети (а судя по комментариям к статье, и взрослые!) играют в монстров, среди атрибутов игрушечные гробы и т. д. Какой взгляд церкви на это?
– Отрицательный, разумеется. В обществе катастрофически не хватает милосердия и опасно много агрессии, вариантов растления юных душ. Мне приходится слышать от прихожан, что дети с особой жестокостью избивают друг друга. Общество разлагается изнутри, подтачивает свои силы. Если в дереве червоточина, то она его обязательно съест. Так же и с душой человеческой. Верующего человека подобные игрушки не заинтересуют, в мире так много интересного, почему бы не увлечься полезным.

 

– 12 июля празднуется день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Напомните нашим читателям, что это были за личности.
– Память двух апостолов празднуется одновременно, что рассматривается как очевидный символ единства и разнообразия в жизни Церкви. Петр и Павел были очень разными людьми. Петр – один из первых учеников Христа, а Павел первоначально был врагом христианства, «фарисей из фарисеев». Но на пути в Дамаск, куда он шел, чтобы осуществить очередное гонение христиан, Павла озарил ярчайший свет, и его глаза ослепли. В Дамаске посланец Господа Анания крестит Павла и исцеляет от слепоты. Потрясенный, Павел после этого стал истовым проповедником христианства среди язычников, но при этом считал себя грешником – за гонения церкви Божьей.
Петр же предает Христа после тайной вечери, отрекается от него, но впоследствии тоже становится проповедником. Различно апостольское служение… Петр – символ церковной иерархии, с ее упорядоченностью, а Павел – символ христианства, живущего по духу, а не по букве канонов. И все-таки апостолы едины. Оба пострадали за веру Христову в один день. Павел, как гражданин Рима, был «усечен мечом» (обезглавлен), Петр распят. Ввиду того что он считал себя не достойным быть распятым на кресте, как Спаситель, его распяли «стремглав» (вниз головой).


– Сегодня существует возможность молиться в Интернете. Ваше мнение.
– Я не видел такого, но судя по тому, что везде вставляется, или, как говорят, «всплывает» реклама, нельзя исключить ее появления и во время «электронной» молитвы. Не представляю, что реклама заслонит собой икону. Нет, такой молитвы признать не могу. Перед иконой следует стоять тихо, чтобы чувства унялись, чтобы в душе покой. Иконы в доме должны быть.

 

– А как в православии обстоит с изгнанием дьявола? В прошлом году в Даугавпилс приезжал католический священник-экзорцист. Большой популярностью пользуется.
– В Латвии таких православных священников нет. Был в Псково-Печорской лавре старец Адриан. Но заниматься изгнанием бесов дело непростое и нелегкое. Люди ищут телесного здравия, забывая о здоровье души. И неправда, что в здоровом теле здоровый дух. Сколько среди физически здоровых людей преступников! Разве здоровые люди не могут совершать плохие поступки? Заболев, человек забывает, что болезнь может быть ниспослана ему для спасения души. Апостол Павел мог отдать сатане человеческую плоть для ее измождения, но это делалось во имя спасения души. И если заняться изгнанием злого духа, то как бы не получить в противовес другого плачевного результата. Человек, к примеру, может ступить на путь греха – знаю историю, когда женщина ударилась в блуд.

 

– По поводу блуда. Недавно шел фильм о судьбе актрисы Зои Федоровой. Когда она была молода и хороша собой, не отказала в любовной связи Берии, чтобы тот посодействовал освобождению отца из лагеря. Отца выпустили. Правда, после освобождения он прожил совсем недолго, но хотя бы похоронили по-человечески, не в общей безымянной могиле. Спасти родного человека таким путем грех?
– Запомнился один поучительный рассказ из старой жизни. У вдовы было двое детей. Сын вырос и ушел в монастырь, а дочь совершила преступление, за которое ее приговорили к казни. Тогда мать бросилась в ноги к князю и стала причитать, чтобы тот казнил и ее, потому что она умрет от голода, потеряв дочь. Князь сказал: если твой сын монах приедет ко мне, я ее помилую. Но сын, за которым послали, не приехал, объяснив, что отрекся от мира. Казалось, все потеряно. Однако князь сказал: «Я не казню твою дочь, но если бы сын приехал, казнил бы, потому что он предал бы Бога». Таков мой ответ.

 

– Отец Иоанн, кроме храма на Старом Форштадте, вы окормляете и другие?
– Да, еще в храм Рождества Иоанна Крестителя в Тартаки (Салиенская волость), где бываю раз в неделю, и храм Св. пророка Илии в Малиновке. К сожалению, не всегда получается пообщаться с тамошними прихожанами. Отслужу и уезжаю, а это умаляет доверие к священнику. То есть я остаюсь чужаком. Вот когда я служил настоятелем в храме села Тюршино (Алуксненский район, 4 км от российской границы), то там было совсем другое общение, теплое и искреннее. Я жил при храме. Помню, приезжал председатель колхоза, спрашивал, чем помочь, в чем нуждаюсь. Ведь все зависит от человека прежде всего, а не от того, что атеизм был.

 

– А каков средний возраст прихожан старофорштадтского храма?
– 35–45 лет. Но многие приходят на богослужения с детьми, что всегда радует. Этих детей я крестил в младенчестве, теперь они идут в храм на причастие. У нас с матушкой Любовью пятеро детей, младшей дочери 20 лет.

 

– Что сегодня заботит о. Иоанна?
– Как храм достроить и как призвать заблудшего человека на путь истинный. Это и есть главная задача священника – вести людей к Богу, молиться за них, – говорит настоятель, которому довелось встретиться со многими монахами-пустынниками, в том числе с о. Тихоном. «Если бы вы знали, какой покой исходит от подобных личностей, – восхищается священнослужитель. – Просто посидеть на камне рядом, помолчать… Как же это душу лечит, как хорошо, как радостно вдруг становится…»

P. S. Для желающих оказать посильную помощь: AS Trasta komercbanka LV31KBRB1111225194001 Daugavpils svēto Pētera un Pāvila Pareizsticīgā draudze Reģ. Nr. 90001046568