Курган дружбы, скреплённой кровью партизан

Курган дружбы, скреплённой кровью партизан
Ранним утром 5 июля из Даугавпилса в Себежский район Псковской области выехала большая делегация ветеранов и представителей общественных организаций, чтобы возложить венки на Кургане Дружбы. Было да прошло то время, когда Латвия, Россия и Белоруссия вместе возлагали цветы у мемориальной доски с надписью: «Курган Дружбы воздвигнут на стыке трех братских республик в честь боевой дружбы, скрепленной кровью в годы Великой Отечественной войны русских, белорусских и латышских партизан».

В 50-летний юбилей Кургана Дружбы, насыпанного по горсточке землей с могил и мест гибели героев Советского Союза А. Матросова, М. Маметовой, А. Никитина, Л. Голикова и многих других, – Латвийская республика вновь не пропустила на свою территорию, ставших «чужими» ветеранов. Притом что за Курган Дружбы заплачено единственной в мире валютой, не подлежащей девальвации, – человеческими жизнями. Дружественные  приветствия передающих цветы и венки на середине бетонного мостика ограничились мгновениями. Процесс обмена цветами совершился под контролем, и расступившиеся было перед памятью народной пограничные стражи дисциплинированно заняли свои места. Итак, российские и белорусские цветы возложены на латвийской стороне – на собственно Кургане Дружбы и к памятнику Иманту Судмалису, латвийские – к памятникам подпольной молодежной организации деревни Прошки (на территории Беларуси) и мемориалу Марии Пынто (по российскую сторону границы).

 

«Седой боевой капитан», отходя от пограничного мостика в числе последних, высказался в сердцах: «Да когда уже кончится эта "махаловка"!» – имея ввиду приветствие ветеранов друг друга по обе стороны мелководной речушки Синей. Спортивного телосложения парень тут же пожал ему руку со словами: «Потерпи, отец, изменится все».

 

После возложения цветов два праздника – объединенный российско-белорусский и латвийский – потекли параллельно во времени и пространстве на самом краю трех земель.

 

Часы, проведенные на Кургане Дружбы, показались минутами. Среди участников юбилейных торжеств были Чрезвычайный посол РФ Александр Вешняков, Генеральный консул РФ в Даугавпилсе Николай Вихляев и консул-советник В. Евсеев. Они возложили венки к памятным обелискам и тепло пообщались с ветеранами. Н. Вихляев в разговоре назвал Курган Дружбы «символом единения и дружбы трех народов, который не подвластен ни времени, ни границам». Отдадим должное России, устроившей для всех поколений этот незабываемый праздник встреч. Атмосфера была чудная, открытость людей невероятная.

 

И ОККУПАНТЫ С ПОЗОРОМ БЕЖАЛИ

 

Партизаны и подпольщики – особые люди. Вступая в войну на оккупированной территории, каждый из них объявлял личную войну превосходящему численно и уже обосновавшемуся в родных местах врагу. Антифашистское партизанское и подпольное движение по сути своей стало Движением Сопротивления. Районы на стыке России, Белоруссии, Латвии оказались захваченными в первые дни и недели войны. Организация партизанских отрядов проходила за линией фронта. К весне 1942-го уже складывалось боевое содружество русских, белорусских и латышских партизан. На базе отрядов создавались полноценные боевые бригады, способные к масштабным действиям. В августе 1942 года большая часть территории Освейского, Россонского, Дриссенского районов Белоруссии была освобождена от оккупантов.

 

К осени 1942 года образовался братский партизанский край, занимавший территорию около 10 тыс. км2 с населением около 100 000 человек, простираясь с севера на юг от Новоржева до Полоцка и с запада на восток – от латышских городов Лудза и Дагда до Новосокольников и Невеля. К началу 1943-го было создано 7 комендантских участков, в каждый из которых входило несколько освобожденных сельсоветов. Работали колхозы, ученики ходили в школы. К лету 1944 года в лесах, окружавших Себеж, скрывалось 8 860 человек местного населения, в том числе около двух тысяч детей. Более полутора тысяч из них ночными авиарейсами удалось переправить в тыл. Немцы бросали против партизан крупные карательные экспедиции. Весной 1943 года в карательной экспедиции участвовали 20 тыс. солдат и авиация. В конце 1943-го Советская Армия вышла на ближние подступы к партизанскому краю. Часть формирований народных мстителей вступила в непосредственное соприкосновение с фронтовой разведкой и воинскими частями. Это позволило координировать совместные действия. Решающее наступление развернулось в июне 1944 - го – оккупанты с позором бежали с этих земель.

 

НИЗКИЙ ПОКЛОН ЗА МУЖЕСТВО

 

Через все приветствия на митинге представителей ветеранских, молодежных организаций, а также районных и правительственных делегаций светилась мысль о преемственности поколений. Об этом же говорилось и в зачитанной председателем Витебского облисполкома А. Косинцем телеграмме от президента Республики Беларусь А. Лукашенко. Президент благодарил ветеранов за «верность традициям боевого братства» и посылал им «низкий поклон за мужество и душевное тепло», которые они щедро передают молодым. Глава белорусской делегации в свою очередь уверил, что «мелкие неурядицы не затмят дружбу русского и белорусского народов». Губернатор Псковской области Андрей Турчак сказал следующее: «К сожалению, мы не можем в очередной раз прийти с вами непосредственно на Курган Дружбы, но динамика взаимоотношений между нами и Латвийской стороной позволяет надеяться, что в следующем году мы сможем это сделать. Безусловно, меня, как принимающую сторону, радует тот факт, что сегодня на этой поляне присутствуют представители Эстонии, я надеюсь, что это станет хорошей доброй традицией и в следующем году на Кургане смогут встретиться уже 4 страны».

 

Депутат латвийского Сейма А. Голубов заметил, что ему стыдно, что «наших ветеранов в Латвии называют захватчиками и оккупантами», и выразил надежду, что в будущем возможность перейти пограничный мостик для возложения венков на Кургане все-таки появится». Председатель Витебского областного совета общественного объединения ветеранов Геннадий Герасимович, сделал акцент на том, что «в основе победы в войне была дружба и беззаветная любовь к Родине», и порадовался факту, что в последние годы сюда приезжает много молодежи: «Нет выше чувства, чем уверенность в том, что идеи и традиции Кургана будут жить вечно». Возглавляющий делегацию ветеранов Латвии В. Известный посетовал, что до сих пор находятся те, кто «хочет опорочить Победу. Система искажения истории сложилась у нас на государственном уровне. К 50-летию Кургана Дружбы администрацией Витебской области издан сборник "Братство. Мужество. Память", несущий в себе слово Правды». Иван Васильев, председатель областного Совета ветеранов (Псков), говорил о том, что «мы живем в разных странах, но победа остается – одна на всех. Только на нашей Псковской земле ушли в бессмертие герои Советского Союза 8 национальностей. Надеемся на улучшение отношений с Латвией. Воздух этого места не может быть разделен никакими границами».

 

Т. Жданок, депутат Европарламента выразила радость по поводу того, что Россия, наконец-то, обретает силу. 4 июля состоялся Международный антифашистский Форум, организованный по инициативе администрации Псковской области, где присутствовали делегации из Эстонии, Латвии, Белоруссии. В Себежском районе прошел круглый стол «Правда одна!». Уравнивание Сталина и Гитлера в Латвии обернулось уравниванием коммунистического и нацистского режимов. «Но как можно сопоставлять античеловеческие идеи фашизма и, может быть, в чем-то идеалистические коммунизма? Тысячи людей в этих краях  изо всех сил боролись с фашизмом. Они – и те, кто погиб, и те, кто выжил – по-разному относились к власти в Латвии до 1940 или после 1940 года. Но все они одинаково относились к фашизму. Они его ненавидели», – сказала Т. Жданок.

 

ДУША У ВЕТЕРАНОВ ОСТАЛАСЬ МОЛОДОЙ

 

А теперь – слово самим партизанам. Подойдем вместе к медсестре Екатерине Алексеевне Сыроед, перевязавшей сотни раненых, и послушаем ее рассказ:

 

– Никогда не забуду, как в Лычково Новгородской области (на моей родине) немцы в августе 1941-го разбомбили эшелон с детьми из блокадного Ленинграда. После бомбежки все мы увидели страшное месиво. Медсестры ходили буквально по лодыжку в крови, кишки висели на проводах. После этого я ушла в партизанский край и пробыла в отряде до 1944 года, перейдя границу с Валдая. Партизаны контролировали тогда более 100 км2 в Дедовическом районе Псковской области. Здесь мы вели сельское хозяйство, собирая продовольствие для блокадного Ленинграда. Продуктовые обозы на лошадях приходилось везти более 20 км вдоль передовой линии фронта, под обстрелом.  Командиры отряда, где я служила, часто менялись, так как погибали. Но всех помню поименно.