Svente Holding обвиняет Думу23

Svente Holding обвиняет Думу
История, связанная с долгостроем учебных учреждений, далека от завершения. Более того, всплывают все новые интересные подробности того, как в нашем городе проходит реновация. Еще в 2009 году стало известно, что Даугавпилсу выделены деньги на утепление почти всех школ и на благоустройство их территорий. На эти цели выделено было 8,5 млн латов.

Конкурс выиграли фирмы Gādība, Svente Holding, и одно учебное заведение доверили рижской фирме BMGS. Предполагалось, что за год «проект века» будет завершен…

ДОЛГОСТРОЙ ЗА ЕВРОДЕНЬГИ


И вот мы на пороге учебного года 2012/2013. Как сообщили в департаменте образования, из 18 школ, которые были включены в этот проект, работы на 8 всё еще не закончены. Фирма Belmast Buve завершит реновацию 6-й, 12-й средних школ, а также Русского лицея. Определился и подрядчик на окончание работ в 16-й средней и 1-й основной школах – это фирма Torensberg. Но судьба евроремонта в некоторых учебных заведениях все еще под вопросом. К примеру, пока не известно, кто будет заканчивать работу в 13-й средней школе. Поскольку не исключено, что из-за такой реновации здание полностью придет в негодность, решено аварийный ремонт кровли проводить немедленно. За 76 тыс. латов это сделает фирма DEFASS-D.


Любопытно, что фирме Gаdība  дважды выделяли деньги на проведение дополнительных работ, и только после этого она сумела закончить свои объекты. После чего выиграла новый конкурс на реконструкцию школы Saules. Но здесь строителей постигла неудача. В первой части проекта была предусмотрена реконструкция двухэтажного помещения, а также пяти мастерских (шелкографии, фотолаборатории, дизайнеров одежды, деревообработки и кабинет информационных технологий). Собирались также надстроить третий этаж. В настоящее время выполнено только 40% работ. Договор с фирмой Gаdība расторгнут. Прошел новый конкурс. Но на сей раз надстройка уже не планируется. Деньги потрачены, оставшихся едва хватит, чтобы два этажа закончить. Кто этим займется – неизвестно.


Svente Holding тоже выделили дополнительные средства – но лишь один раз. Очередная попытка продлить срок работы и получить дополнительное финансирование привела к расторжению договора.


Кто виноват? По мнению руководителей города, строители «не оправдали оказанного им доверия». Например, исполнительный директор Думы Андрейс Курситис считает, что фирму Gādība подвел крах «Крайбанка», у которого был взят кредит. Svente Holding переоценил свои возможности, не справившись с таким большим объемом работ.


ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ


Но и сами победители конкурсов оказались в роли пострадавших. Gādība – в процессе признания неплатежеспособности, Svente Holding взял судебную защиту от кредиторов, чтобы уберечь фирму от банкротства. Получается, что, получив муниципальный заказ, известные в Даугавпилсе строительные фирмы не просто не справились с ним, а пришли к полному краху. Как это произошло?


Акционеры Svente Holding Артур Эйтманавичюс и Александр Смирнов высказали собственную точку зрения на происходящие.


– Наша компания существует с 2005 года, – говорит Артур Эйтманавичюс. – Мы построили целый ряд объектов, в том числе в Риге, так что не видели препятствий, чтобы выполнить и этот проект. Но проблемы начались сразу. Целый месяц заказчик, то есть Дума, не мог получить разрешение на проведение работ. Чтобы было понятно, надо собрать в пачку документы и отнести их в Стройуправу, вот и все. Не дождавшись, мы сами собрали документы, сами отнесли и получили долгожданное разрешение. Приступив с опозданием к работе, обнаружили многочисленные огрехи в проектах. Это означает, что в каждом конкретном случае нам нужно было согласовывать с заказчиком, как выполнить дополнительные работы и при этом уложиться в смету. А согласования затягивались. Например, решение о том, какой материал использовать для утепления стен, принималось… три месяца. В итоге было упущено все лето.


– Честно говоря, не очень понятно, почему, изучая проект, строители не увидели этих недоработок еще до конкурса.

 
– Объясню на конкретном примере. 6-я средняя школа, надо утеплить и оштукатурить фасад. Но когда мы пришли на объект и зашли в подвал, то увидели отметки на стенах – регулярно до такого уровня всё заливают грунтовые воды. Значит, сырость поползет по стенам, штукатурка начнет отваливаться. Без ремонта подвала нет смысла заниматься фасадом, а в проекте это не предусмотрено. Вот у меня на руках заключение экспертов Ассоциации инженеров-строителей, это самая авторитетная организация в нашей отрасли. В документе сказано, что фактические объемы работ не соответствуют заложенным в проекте. Такие документы у нас есть и по другим школам. Приведу еще один очень наглядный пример. Предусмотрена реконструкция стадиона, замена покрытия. Но выясняется, что участок имеет уклон, причем немалый. Неужели, выполняя европроект, оставлять все как есть? Одни спортсмены будут бежать вниз, другие – наверх. А для выравнивания нужно завести примерно тысячу кубометров грунта. Но этого нет в проекте! И снова решение должен принять заказчик, а он тянет…


– Претензии к генподрядчику выражают и ваши партнеры. На встрече в Думе было сказано, что вам за все заплачено, а с субподрядными организациями до сих пор не рассчитались.

 
– Не вдаваясь в детали, ведь с каждым субподрядчиком свой договор, подчеркну только одну деталь – нам все еще не заплатили 118 тыс. латов. В данном случае я говорю только о тех работах, которые приняты заказчиком и акты подписаны, – заявил акционер фирмы Александр Смирнов.

 

– Svente Holding обратился в суд с иском против Даугавпилсской думы, причем требует взыскать в свою пользу 2,5 млн латов. За что?

 
– К моменту расторжения договора на двух школах оставалось всего 3–5% незавершенных работ. Мы предлагали – дайте нам закончить. Но по непонятным причинам это не было сделано. В принципе, и другие объекты можно было завершить, если бы переговоры с заказчиком шли более конструктивно. Вот почему мы через суд требуем ту сумму, которую могли получить за работу, если бы договор не был расторгнут.

 

– История запутанная, решение примет суд. Но хотелось бы услышать ваше мнение: почему так происходит не только с этим европроектом, но и с другими – задержки, переделки, дополнительные работы и прочее?


– Мне кажется, причина в том, что сейчас для чиновников критерий их успешной работы – получение как можно большего числа европроектов, – считает Артур Эйтманавичюс. – Но при этом техническая сторона контролируется крайне слабо.

СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА В ГОРОДЕ РАЗВАЛЕНА


И все-таки со стороны всех участников этого конфликта – и руководства Думы, и строителей – чувствуется недосказанность. Перефразируя знаменитую басню, можно сказать: «Кукушка ругает петуха за то, что ругает он кукушку». Поэтому захотелось услышать мнение человека, который может со стороны посмотреть на эту ситуацию, – бывшего руководителя общестроительного треста и исполнительного директора Даугавпилсской думы Алексея Провиденко. Почему городу выделили миллионы на ремонт школ, а в итоге и фирмы на грани банкротства, и работягам не заплатили, и работу не закончили?


– Да тут все просто, – ответил он. – Всем прекрасно известно, что конкурсы у нас – откатные. Раньше существенно завышали сметную стоимость объектов, так что всем хватало. Сейчас контроль ужесточился. На откат можно взять только из оборотных средств или из зарплаты. Поэтому экономят на зарплате рабочих. А какой же хороший специалист будет даром трудиться! Люди уходят, сроки затягиваются, качество страдает. Узел затягивается все туже. Вторая причина: на сегодняшний день строительная индустрия в городе развалена. Система приятельского капитализма, когда заказы получают только свои, губительна. Вместо того, чтобы развиваться, найти свою специализацию, заботятся о том, как выиграть конкурс. Да нет сегодня в городе фирмы, которая реально могла бы отремонтировать 12 школ одновременно! И очень жаль, если руководство города, проводя конкурс, этого не знало.


– Строители говорят, что главная причина – низкое качество проектов. Вы с этим согласны?

 
– Можно согласиться. В свое время при исполкоме был отдел капитального строительства, куда брали только опытных специалистов. Они проверяли качество проектов и контролировали ход работ. В городе были два проектных института. Сейчас некому ни подготовить грамотно проект, ни проконтролировать его. Буввалде? Там один человек – профессиональный строитель. Отдел проектов Думы? Спросите сами, какое образование и опыт работы у этих людей. А на уровне руководства города – непонимание того, как действительно поддержать строительную сферу, без которой не может нормально функционировать городское хозяйство.