Юрий Зайцев: «Референдум можно выиграть»13

Юрий Зайцев: «Референдум можно выиграть»
Движение «За равные права» подало во вторник в Центральную избирательную комиссию 12 779 подписей за проведение референдума о предоставлении всем негражданам гражданства Латвии. Газета «СейЧас» встретилась с координатором сбора подписей в Даугавпилсе Юрием Зайцевым.

– Юрий, подписи собраны, что теперь?


– Сначала я хотел бы поблагодарить всех тех, кто подписался не только в Даугавпилсе, но и в Латвии в целом. А дальше – ЦИК будет проверять подписи месяц, после чего назначат проведение второго этапа сбора подписей, который будет проходить на участках для голосования. По прошлому опыту в Даугавпилсе будет 7 участков, в основном они располагаются в школах. Необходимое количество голосов – 154 тысяч, 10% от количества имеющих право голоса граждан. Потом законопроект передается в Сейм, где он, безусловно, не проходит из-за расстановки политических сил. И тогда по этому вопросу организуется всегражданское голосование, то есть референдум. К этому мы придем, и от того, каков будет результат, и зависит судьба неграждан.

 

Главным отличием предстоящего референдума станет то, что на этот раз необходимо собрать не 770 тыс. голосов, – может хватить и 230 тыс. при соответствующей явке граждан, цифра вполне «подъемная». Это вселяет оптимизм, несмотря на все но. Я имею в виду заявление мэра Риги Нила Ушакова о том, что он не поддержит референдум. Думается, сделать такое заявление ему «насоветовали», и он еще изменит свое мнение. Странно выглядит и заявление члена правления общественной организации «Русская община Латвии» Игоря Ватолина, который от имени, но без согласия РОЛ, высказался, что эта организация может референдум и не поддержать. Несмотря на все это, повторюсь, оптимизм есть, и небезосновательный.


– Даугавпилс внес в общую копилку 777 подписей, не маловато?

 
– Нет. И объясню почему. Я был координатором и сбора подписей за государственный русский язык, и за гражданство негражданам. Так вот, тогда власти не успели подготовиться, выработать, так сказать, тактику сопротивления. Теперь же все было иначе. Как нам противодействовали? Используя национальную ориентированность части нотариусов в первую очередь. Из пяти работающих в Даугавпилсе нотариусов только двое выполняли свои обязанности так, как того требует Закон о нотариате. Остальные находили тысячу «причин», чтобы не регистрировать подписи людей. А в самый пик кампании, в августе, трое нотариусов вообще дружно ушли в отпуск.

 

Приведу только один пример. Нам удалось договориться с одним из нотариусов о том, чтобы в течение часа он принимал только тех людей, которые пришли подписаться «за неграждан». В итоге была зарегистрирована 51 подпись и еще для 40 просто не хватило отведенного времени, поэтому всеми возможными способами нам пришлось «пробиваться» к другому нотариусу. Результат – 83 подписи за час. Так что если бы не противодействие, Даугавпилс мог дать гораздо больше голосов за, впрочем, на втором этапе эта возможность будет предоставлена.


– И каковы ваши прогнозы?

 
– Подписи за референдум мы соберем, причем подпишутся многие известные и уважаемые в обществе люди, надеюсь, среди них увидеть и лидера Центра согласия Нила Ушакова. А на референдуме все будет зависеть от того, сумеем ли мы убедить либерально настроенную часть латышей в том, что это полезное для общества и государства дело. Дело, которое в конечном итоге позволит сменить надоевший за 20 лет курс на построение государства, в котором решения принимаются под диктовку извне – от международных ли кредиторов, Брюсселя или Госдепа США.


– Юрий, вы стали координатором сбора подписей в Даугавпилсе. Зачем вам это надо?

 
– А как еще мог поступить бывший активист Штаба защиты русских школ? Я имею в виду те памятные события, когда в 2003–2004 гг. Минобразования затеял латышизацию русских школ. Когда в прошлом году некоторым опять захотелось задушить образование на русском, не включиться в акцию сбора подписей «за русский» я не мог. И сейчас, когда о проводимой политике национализма свидетельствует та истерия наших госмужей и госдам, которую они затеяли в СМИ, я не могу оставаться в стороне. Когда господин Кирштейнс договорился уже до того, что неграждане должны сказать спасибо, что их не депортировали в Россию! Моя мать, которая родилась и всю жизнь прожила в Даугавпилсе, является негражданкой. Именно поэтому – за мать, за своих соседей, за друзей – мне это надо! За тех неграждан, которые, как и я, гражданин по отцу, платят этому нездоровому государству налоги.