SOS: идет приватизация теплосетей!13

SOS: идет приватизация теплосетей!
«Купим тепло. В готовом виде…» Так можно перевести на понятный язык объявление, которое каждый может посмотреть на сайте предприятия Daugavpils siltumtīkli. В нем говорится: «Объявлен открытый конкурс на доставку тепловой энергии на ТЭЦ-3». Ну какой несведущий человек обратит внимание на этот текст? Между тем тихо, без всякого обсуждения происходит фактическая приватизация теплосетей.

Чтобы было понятно, напомним уже отработанную в Даугавпилсе схему. Нет, никто не продает с молотка предприятия самоуправления. Зачем? Тогда всем все ясно, да и ненужные претенденты могут появиться. Вместо этого продаются… функции. Вывоз мусора и уборка улиц переходит в частные руки. После чего персонал сокращают, а тарифы становятся больше, чем в Риге. Ликвидируется стройгруппа в ПЖКХ, а ремонт крыш и прочие работы выполняют частные фирмы. Якобы это очень выгодно жильцам.

 

Недавняя история – конкурс на обслуживание внутренних домовых сетей. Снова частнику попытались передать основную функцию ПЖКХ. После шума, поднятого общественностью, итоги конкурса пока не объявили. И вот апофеоз – предприятие теплосетей почему-то больше не может подогревать воду на котельной в поселке Химиков, оно хочет покупать тепло, которое произведет частник. Кто участвует в этом конкурсе? За какую цену будут покупать тепло? А главное – зачем это нужно? Ответ должностных лиц таков: конкурс завершен, но результаты пока не утверждены. Поэтому – никакой информации для прессы. Завесу этой тайны приоткрыл депутат Сейма Янис Лачплесис.

 

«Это тихая приватизация»

 

– Объясните, что происходит?

 

– Это смело можно назвать тихой приватизацией. Когда я был мэром, депутаты приняли решение: тепловые сети приватизации не подлежат. Но сейчас происходит очередной конкурс на ТЭЦ-3, в итоге теплосети сами на этой котельной тепло производить не будут, будут его покупать. А это не какая-то маленькая котельная в отдаленном микрорайоне, это основные производственные мощности. ТЭЦ-3 отапливает половину жилого фонда Даугавпилса.

 

– Но, может быть, есть причины, по которым предприятие самоуправления не может само справиться с этой работой?

 

– Такой причины нет. Несколько лет назад, когда мы провели аудит на Daugavpils siltumtīkli, эксперты действительно были в ужасе, как это предприятие еще может работать. Но с тех пор много было сделано. И техническое, и финансовое состояние улучшилось. Был разработан проект развития теплосетей. В частности, планировалось не просто использовать щепу на ТЭЦ-3. Совместно с Даугавпилсским краем можно было наладить выращивание и переработку специальной лозы на топливо. Этот проект получил одобрение правительства, значит, были все шансы на получение европейских денег. Я был удивлен, почему вдруг все затормозилось, почему дело не двигается дальше. Теперь становится понятно, почему. Не удивлюсь, если европейские деньги на реконструкцию и переход на щепу получит частная фирма, а не город.

 

Не скрою, в бытность мэром ко мне не раз обращались предприниматели – и рижские, и наши – с подобными идеями. Но получали категорический отказ. Ставить отопление в городе в зависимость от интересов частника совершенно недопустимо. Если предприятие самоуправления может доходы вкладывать в производство, стараться снизить тарифы, то владелец заинтересован прежде всего в прибыли, в деньгах, которые он потратит на шикарную машину, на виллу, на что угодно. Сегодня горожане задолжали за отопление 2,3 млн латов. Люди платят за отопление из последних сил, отказывая себе в необходимом. И теперь эти деньги будут уходить к частному лицу? Теперь я убежден, что именно желание определенных лиц приватизировать теплосети и привели к смене власти в городе. Думаю, что депутаты Городской думы даже не знают о том, что происходит у них за спиной.

 

Как частная фирма отапливала Резекне

 

Интересно, что еще в 2008 году фирма BK Energija выиграла конкурс на обеспечение летних нагрузок на ТЭЦ-3 за 3,1 млн латов. Частная компания на когенерационной установке начала производить электричество и попутно – тепло, которое и продавала городу. Тогда фирмой владел Янис Сприновскис. Потом был объявлен конкурс на частичное обеспечение зимней нагрузки. Его выиграла фирма Sprino. Вроде бы, это кто-то другой. Но фактически фирмой владел все тот же Сприновскис, что ясно из названия, и фирма BK Energija. Кто сейчас победил в конкурсе – хранится в тайне. Но название фирмы нам ничего не скажет. Фирмы передаются из рук в руки, регистрируются новые названия, и в конце концов владелец оказывается зарегистрированным в оффшорной зоне где-нибудь на Кипре. То есть учредители неизвестны, данные не сообщаются. Но почему вообще нужно было продавать летнюю нагрузку? Об этом мы тоже спросили экс-мэра Яниса Лачплесиса.

 

– Летом нужно производить горячую воду для бытовых нужд, а не для отопления. Нагрузка резко снижается, и предприятие терпит убытки. Представьте, что вдруг на мощном КАМАЗе вы решили перевезти пару ящиков. Дешевле нанять легковушку. Примерно то же самое происходит и с производством тепла. И фирмам выгодно, потому что это соответствует их мощности, и предприятие самоуправления избавлено от убытков. И совершенно другая ситуация, когда отдают основную нагрузку. А зачем тогда предприятие? Следить за состоянием труб и собирать деньги с населения?

 

– Получается, что частнику отдают самую выгодную часть производственного цикла…

 

– Причем расчет должен производиться своевременно, а долги повесят на предприятие самоуправления. Насколько я помню, фирма Sprino только за часть зимней нагрузки получила более 9 млн латов. Речь идет о больших деньгах, так что ради этого пойдут на многое.

 

– Насколько я помню, нечто подобное было в Резекне.

 

– Да, там теплосети отдали в аренду фирме «Латгалес энергия». Причем по договору самоуправление отвечало за сбор денег с жителей. И без полного расчета фирма просто не начинала отопительный сезон. Летом месяцами город был без горячей воды. Пришлось прерывать договор, и суды по этому поводу продолжаются до сих пор. Причем теперь уже на международном уровне. Вывод, который можно сделать из опыта соседей: даже если на первых порах обещают тариф ниже, чем у предприятия самоуправления, потом прибыль все рано будет получена. Иначе не было бы смысла все это затевать.

 

Кто боится Лачплесиса?

 

– А есть реальная возможность снизить тариф? Ведь уже заявлено представителями отрасли, что в Даугавпилсе и Риге тарифы возрастут.

 

– Это связано с ростом цены на газ. Но возможности есть. Для этого нужно за европейские деньги провести модернизацию Daugavpils siltumtīkli, в том числе с учетом использования альтернативных видов топлива. Это трудно, но реально.

 

– Янис, именно вас в последнее время на страницах продумских газет стараются выставить главным виновником высоких тарифов. Например, вы противились строительству завода по производству кокса, а такие предприятия якобы есть в Лиепае и Вентспилсе.

 

– Вроде бы, многое уже повидал в жизни, но порой откровенная и грубая ложь приводит в изумление. В городах Латвии нет заводов по производству кокса, потому что это крайне вредное для окружающей среды производство. Это касается и кокса из отработанного каменного угля, и древесного угля. Да, предложения такие были, но они отметались с порога. Потому что это отрава для города. И проект по производству биогаза не был реализован по такой же причине. Используете щепу – будем покупать тепло, только с условием полного цикла, с проверкой всех выбросов в атмосферу. Если же есть сомнения в экологической безопасности – я против.

 

– Но почему такие публикации появляются с завидным постоянством?

 

– Не сомневаюсь, что сплетен, откровенного вранья и передергивания фактов будет много. Потому что надо отвлечь внимание от того, что происходит на самом деле – от тихой приватизации теплосетей. И еще потому, что некоторые очень боятся возвращения Лачплесиса и прекращения невыгодных для города проектов. А я никогда не скрывал, что за теплое место в Сейме не держусь.