Нотариус: «В канун Рождества люди покупают дорогие подарки»2

Нотариус: «В канун Рождества люди покупают дорогие подарки»
Недавно в Даугавпилсе дверь открыла еще одна нотариальная контора во главе с нотариусом Линдой Дамане. Примечательно то, что Линда Дамане является единственным нотариусом в Латвии, имеющим докторскую степень юридических наук по гражданскому праву.

Линда Дамане – уроженка Риги. Училась в Агенскалнской гимназии, а в 12 лет в силу обстоятельств переехала в Юрмалу, где и проживала до нынешнего назначения. Училась в Латвийском университете и осталась работать в столице помощником нотариуса, параллельно преподавая в ЛУ. В 2000 году окончила юридический факультет Латвийского университета, получив квалификацию юриста. Через год окончила магистратуру, став магистром права социальных наук. В этом году защитила докторскую диссертацию.


В начале августа этого года Линда Дамане и Эвия Палюма (по распределению направлена в Краславу – прим.) в Верховном суде ЛР приняли торжественную присягу. Во время церемонии председатель Верховного суда Ивар Бичкович пожелал новым нотариусам успехов, напомнив, что важно соблюдать законность и быть предельно честными, потому что по их работе люди судят о всей судебной системе в целом.
Как призналась Линда Дамане, Даугавпилс для работы она выбрала по собственному желанию:


– В 12 лет я переехала из Риги в Юрмалу и, конечно, считаю себя юрмальчанкой, но Латгалия мне по душе, как и люди, которые здесь живут. Ведь родители моей мамы – латгальцы, и я жила с ними до переезда в Юрмалу. К тому же я несколько месяцев отработала в Даугавпилсе, познакомилась с городом, коллегами. И когда пришло время выбирать будущее место работы между Даугавпилсом или Валкой, я выбрала ваш город.


– И все же такой выбор необычен. Ведь сегодня как раз происходит обратное: из Латгалии люди уезжают, если не сказать бегут, в Ригу…

 
– Я с этим не согласна. Считаю, что Латгалия – это край возможностей. Здесь можно процветать, нужно только работать. В Даугавпилсе я лишь третий месяц и по большому счету еще не освоилась. Моя душа по-прежнему там, в Юрмале, где живут родители, друзья. Но это эмоции.

 

– На сайте Верховного суда была информация, что вы единственная в Балтии нотариус, имеющий докторскую степень…


– Спасибо, конечно, коллегам за такой комплимент, но эта информация немного приукрашена. Я единственный доктор юридических наук по гражданскому праву в Латвии. Кстати, мой рецензент докторской науки – профессор юридических наук присяжный нотариус из Литвы.


– Что вам, как нотариусу, дает докторская степень?


– Во-первых, это серьезная закалка характера. Ведь над докторской диссертацией я работала днем и ночью на протяжении 5 лет. И все это время я скрупулезно исследовала теорию, которую теперь внедряю в практику. Параллельно я преподаю в Латвийском университете, делюсь своими знаниями с коллегами во время лекций.


Кроме того, в Министерстве юстиции создана рабочая группа, в которую вхожу я, мои коллеги Эдуард Вирко из Риги и Индулис Шермукшнис из Талси. Мы работаем над вопросами модернизации гражданского права по части наследства. Естественно, и в этом случае пригодились полученные знания.


– За эти три месяца в нашем городе успели обзавестись собственной клиентурой?


– Люди уже знают мою нотариальную контору, приходят. Конечно, есть те, кто регулярно оформляет документы. Сегодня в Даугавпилсе работают 5 нотариусов (летом из Краславы в Даугавпилс переехал Агрис Яунпуенс), и у каждого, естественно, есть свои постоянные клиенты.


– Некоторое время назад было очень сложно попасть к нотариусу. Какова ситуация сегодня?


– Лет пять назад огромные очереди к нотариусам были в связи с раздутым «пузырем» вокруг недвижимости. До кризиса люди активно продавали квартиры, дома, покупали, и, понятно, была постоянная необходимость в услугах нотариусов. Сегодня таких проблем нет, все стабилизировалось. У людей есть возможность на домашней странице нотариата www.latvijasnotars.lv получить всю необходимую информацию о днях и времени приема нотариусов, а если человек по какой-то причине не может прийти сам, то нотариус или помощник нотариуса выезжают на дом к клиенту.


А вообще, поток людей к нам носит сезонный характер. В сентябре-октябре посетителей, как правило, больше: дети после продолжительных летних каникул в школе, и родители могут заняться оформлением необходимых документов. Больше обычного к нотариусам приходят и в канун Рождества. В эту пору люди пытаются избавиться от долгов, покупают дорогие подарки.


– Проблемы в работе с клиентами бывают?


– Очень часто люди полагаются на советы, рекомендации, в том числе маклеров. А в разговоре с человеком оказывается, что совет или рекомендация совершенно не соответствует желанию клиента. Поэтому я предлагаю людям приходить сначала к нотариусу на консультации, обсуждать все нюансы и только после этого принимать решения. Хочу подчеркнуть, что нотариус – лицо совершенно нейтральное и не может занимать ту или иную позицию. Его задача – нейтрально оценить ситуацию и предложить оптимальное решение. При этом я всегда предлагаю проконсультироваться и у других нотариусов.


– А разве среди нотариусов нет конкуренции?


– Ее не должно быть в принципе.


– Как получилось, что вы пошли учиться на юриста?


– Все просто. После окончания средней школы у меня не было особого интереса к какой-то конкретной сфере. А моя мама – юрист. Вот и решили, что пойду по ее стопам. После окончания вуза год отработала в Министерстве юстиции и решила стать нотариусом. Выбор был неслучайным – мне импонирует, что нотариус совершенно нейтрален по отношению к клиентам. По большому счету нотариус – это медиатор, который умеет решать спорные вопросы.


– Значит, он должен быть и прекрасным психологом?


– В определенной степени. В моей практике было два случая, когда пары приходили разводиться, а через 30 положенных дней просто забирали заявления, сияя от счастья. Я рада, что удалось сохранить семьи.


– А просто ли стать присяжным нотариусом?


– Далеко не просто. Особенно тяжело сдавать экзамен. Он просто драконовский – докторантура ни в какое сравнение не идет. Когда сдавала экзамен, вроде, проходила все известные вопросы, но в то же время и училась. Все потому, что нотариусы установили для себя очень высокую планку.