Опасные проблемы4

Опасные проблемы
В редакцию газеты «СейЧас» обратились горожане, которым «посчастливилось» приобрести в собственность небольшую жилплощадь в одном из домов исторической застройки Крепости на ул. Константина. Квартира эта, на первый покупательский взгляд, производила совсем даже неплохое впечатление: внутри сделан ремонт на современный лад… Но когда продавец, освободив жилплощадь убыл, обнаружилось то, чего не ожидалось – одна из стен была мокрой.

В результате обследования, после поднятия досок пола, выяснилось: сырость по стене кирпичной кладки идет из угла, граничащего с внешней стороны дома с пешеходным тротуаром, а именно, недавно положенной брусчаткой. Новые жильцы, выйдя для осмотра на улицу, поняли – водоотвода нет, вот вода и утекает по своему «усмотрению». В данном случае прямиком вниз, под фундамент. Конечно, это началось не вчера, а длится уже давно, по крайней мере еще до того, как была положена брусчатка. Но что делать сегодня, когда квартира приобретена в сыром, так сказать, состоянии?

 

Сообщили о ситуации в ПЖКХ, откуда бодро ответили, что когда дойдет очередь до ремонтных работ дома по адресу ул. Константина, 2, его внешнее состояние улучшится, предусмотрены наружные работы, облицовка и т. д., но по поводу водостоков – это, мол, не к ПЖКХ, это к коменданту Крепости Я. Дукшинскому. То есть получалось, что дом отремонтируют, но дождевая вода по-прежнему потечет под фундамент. Неинтересно как-то получалось. Со своей стороны, комендант ответствовал, что водоотводы от водосточных труб по проекту не предусмотрены, пояснив, что «тут вряд ли кто-то что-то сделает…». Пояснение людей явно не устраивало.

«ЧТО ТВОРИТСЯ!»


Газета «СейЧас» побывала в обозначенной квартире и искренне посочувствовала ее новым хозяевам. Под полом – сырой кирпичный фундамент, на котором, по сути, держится здание. Небольшая экскурсия по другим улицам исторического микрорайона убедила, что такая беда грозит далеко не одному дому. Картина ужасала. Многие здания подточены снизу водой, от чего кирпич, которому при ином отношении сноса бы не было в виду его несовременного качества, опасно разрушается. Многие, но не все. Там, где сохранилась облицовка фундамента каменными плитами, зданиям, по крайней мере снизу, ничего не угрожает. Плиты надежно защищают кирпич – проблемы там, где такая защита отсутствует. А где водостоков нет или остались их обрывки на высоте второго этажа, зрелище вообще трагическое – дождевая вода, несущаяся направленным водопадом на стену, крошит и вымывает кирпичи.


Заметив наш интерес к состоянию фундаментов старых домов в Крепости, остановилась женщина из числа прохожих. «А что же вы хотите?! Никто руки не прикладывал с тех пор, как отсюда училище съехало! – живо вступила она в разговор, представившись Зинаидой. – У меня, когда смотрю на все это, с сердцем становится плохо. Ведь что творится: все перебито, поломано! Было училище – был порядок. По субботам курсанты подметали, красили. Конечно, не скажу, что все идеально выглядело, но хотя бы порядок поддерживался. И уж водостоки-то на домах были – по стенам и под стены ничего не текло!» – возмущалась жительница Крепости с 1963 года.


Прораб укладчиков фирмы LBM Сергей Якимец пояснял: «Так мы бы делали водоотводы, если бы они по проекту значились. А так не имеем права».
А вот что говорит комендант Крепости Янис Дукшинский: «По проекту, который утверждался пять лет тому назад, водоотводы по тротуарам от водосточных труб домов не предусматривались. Мотивировали это в том числе и тем, что такие водоотводы могут затруднить передвижение по улицам Крепости инвалидов-колясочников. Конечно, дождевая вода уходит под землю там, где для этого есть возможность, несмотря на то что тротуары имеют наклон к проезжей части. Но лишены соответствующей защиты цоколи этих зданий, вот кирпич и намокает. Проект курирует Управление коммунального хозяйства (УКХ). Со своей стороны, я информировал эту организацию в отношении ситуации, что от людей поступают жалобы, на что был дан ответ: когда будет закончен проект, цоколи – места стыка тротуаров и стен домов – приведут в порядок.

 

Когда-то предохранением служил асфальт, но потом в связи с ремонтными работами его сняли… В 2014 году заработает в полную силу ливневая канализация, в настоящее время работы в этой области продолжаются. Я понимаю, что покупатели квартиры в доме на ул. Константина оказались в непростом положении, можно посоветовать обратиться в DDzKSU или, если необходимо какое-то срочное индивидуальное решение, в Bуvvalde».

 

Так как в ответе должностного лица прозвучало слово «цоколь», напомним его значение. Цоколь – это не что иное, как продолжение фундамента, которое возвышается над уровнем земли на 50–70 см. Такой переход от фундамента к наружным стенам дома. Основное назначение цоколя – создание преграды от проникновения влаги в конструкцию дома. Однако цоколь не только защищает от влаги и холода, его внешний вид во многом определяет архитектурное решение здания. С цоколем гораздо красивее, здание приобретает завершенность, тогда как без него дом выглядит приземистым. Кроме того, если полы устроены по грунту, как это в доме на ул. Константина, то цоколь воспринимает на себя давление нагрузки со стороны стен. Считается, что отделка цоколя керамической плиткой либо силикатным облицовочным кирпичом не целесообразна – в зимний период в результате морозов и обледенения глазурь на плитке может откалываться, такие же дефекты могут появиться и на первых двух рядах облицовочного кирпича. Самый надежный и в то же время самый дорогой вариант – облицовка цоколя диким камнем. Именно этот вариант и предусматривался строителями при возведении зданий Крепости, ставших с течением времени историческими.

КРЕПОСТЬ ТОНЕТ


Газета «СейЧас» узнала и мнение нашего краеведа-крепостеведа Яниса Кивриньша, который отмечает, что Динабургская крепость строилась, по сути, на болоте. Дабы избежать разрушительного воздействия воды, вокруг нее были прорыты отводные каналы. В советский период часть рвов была засыпана, и грунтовые воды, задерживаясь под застройкой Крепости, стали разрушительно воздействовать на исторические здания, в домах появились трещины. Здания оседали. Позвольте, такая трактовка темы наталкивает на мысль, что фундамент дома на ул. Константина значительно осел. Тогда можно допустить, что по этой причине и цоколя не видно. Проходя по улицам Крепости, мы заметили и просевшую в некоторых местах брусчатку-новодел. Заметили, потому что этого просто нельзя было не заметить.


«Крепость буквально тонет в воде – вода поднимается на три метра выше нормы. Эти воды со временем сведут все строительные работы на нет. В царские времена грунтовые воды откачивались. Сейчас на все наплевать. А ведь вкладываются миллионы латов! Я еще в 2002 году ставил вопрос о проблеме грунтовых вод. Но меня проигнорировали», – сокрушается Я. Кивриньш, по мнению которого, прежде чем запускать механизм реконструкции, следовало предварительно произвести капитальную мелиорацию.


Сегодня на улицах Крепости новая бетонная плитка, поблескивают таблички с названием улиц, идет реконструкция зданий, а проблемы, по сути, остаются старые, пока опасно неразрешенные. И неважно, идете вы по улице Константина, Императора или Офицеру…