Приход насчитывал 9000 прихожан1

Приход насчитывал 9000 прихожан
В поселке Тартак (Вецсалиенская волость Даугавпилсского края) есть православный храм, воздвигнутый в конце XX века во имя Св. Иоанна Предтечи. Недавно мы восхищались сохранностью этого красивого здания, обходя по периметру его каменные стены.

В 1760 году немецкий землевладелец Ниман выстроил при Тартакском погосте маленькую деревянную церковь, которая была освящена во имя Св. Николая Чудотворца. В мае 1889 года из Скрудалиены в Салонай (Салиене) приехал архиепископ Рижский и Митавский Арсений. Владыку встречал со Св. Крестом местный священник отец Алексей Шахов.


Во время своего визита архиепископ пришел к выводу, что в Тартаке следует возвести достойный православный храм, так как имеющийся выглядел «плохоньким и убогим». Обещал похлопотать об этом перед Св. Синодом. (Можно удивиться, но по тем временам здешний приход насчитывал около 9000 прихожан). За благословением к владыке шли богатые и бедные. Сыновья владелицы имения «Салонай» госпожи Ниман просили архиепископа откушать у них хлеб-соль. Тем не менее из церквушки о. Алексей направился в приходскую школу деревни Тартак, размещавшуюся в наемном доме за 150 рублей в год – школа содержалась Синодом. На ту пору в ней обучалось 25 детей, 10 из которых жили при заведении, внося плату от одного до трех рублей в год. Похвалив усердных за хорошую учебу и примерное поведение, потолковав с попечителем, архиепископ направился на мызу Салонай, где его встретили тепло и радушно. Правда, есть сведения, что госпоже Ниман стоило большого труда поддерживать разговор на русском языке. Когда откушали и побеседовали о том о сем, архиепископ направился в местечко Копылово, что в 13 верстах… Ниманы долго стояли на крыльце, махая платочками вслед отъезжающему владыке.

НА ДЕНЬГИ РУССКОГО КУПЦА


Через год эти гостеприимные господа уступят 5 гектаров собственной земли под строительство нового православного храма. Салонайская (Тартак-Вецсалиене) Иоанно-Предтеченская церковь будет возведена в 1894-м при деревне Тартак. Она предстанет каменным зданием длиной, как сообщалось, в 11 саженей и 1 фут, шириною же 5 саженей, высотой 3 сажени 2 фута. (Сажень – 2,16 м; фут – 0,3048 м). Храм из колотого булыжника с кирпичной облицовкой внутри был построен на деньги, пожертвованные санкт-петербургским купцом 2-й гильдии Александром Ивановичем Груздевым. Освятили его 27 августа 1895 года. (Источник: Латв. ГИА,фонд 4754,опись 2, дело 185 за 1900 год). Снаружи все выступающие части храма и соединенной с ним колокольни были облицованы кирпичом и расшиты по швам известковым раствором с вкраплением в него мелкого каменного щебня. В колокольне помещались 4 колокола. (Сегодня 3 колокола). Крыша из листового железа была покрашена краской. В храме имелись хоры и две печи: железная и кафельная. Иконостас одноярусный деревянный, хорошей работы.

 

Ввиду того, что и раньше разбойные грабежи случались, окна храма укреплялись двойными рамами с решетками. Кроме 6000 рублей на строительство, купец А.И. Груздев пожертвовал дополнительно 650 рублей для приобретения необходимой церковной утвари. Памятная книжка по Санкт-Петербургской епархии (1899) и Санкт-Петербургский духовный вестник (1897–1901) сообщают, что А.И. Груздев являлся потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, был награжден орденом Св. Анны 3-й степени (1895). Помимо купеческой деятельности, долгое время состоял старостой церкви Обновления Воскресения Христова при Константиновском артиллерийском училище. (В 1918 году эту церковь закрыли). В Санкт-Петербурге А.И. Груздев владел каменным трехэтажным домом постройки 1888 года, возведенным известным архитектором Н.Н. Никоновым, творившим в «русском стиле». (Дом купца Груздева по адресу Московский проспект, 53, неплохо сохранился до настоящего времени).


Известно, что в 1898 году помещик Генрих Ниман продал за 4450 рублей два своих деревянных дома, в которых разместился Тартакский причт. С 23 сентября 1923 года настоятелем Иоанно-Предтеченского храма состоял известный в свое время церковнослужитель о. Савва Легкий. В 1938 году в приходе числилось 643 прихожанина.


Теперь перенесемся в июль 2013-го. Откинув задвижку, войдем в кованые арочные ворота. Тишина… Сторожами – две старые липы. Слева от входа – покосившийся дровяник, рядом мощные пни вековых дерев. Пни коряжистые, и выкорчевать их было бы непросто. Так и стоят… А вот здешние кипарисы еще молоды, им еще жить и жить. К каменному храму ведут каменные ступени. Мы обходим здание по периметру, оглядывая его крепкие, не поврежденные временем и людьми стены. Вспоминаем, что Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля. В этот день принято вспоминать, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, предсказавший пришествие Мессии – Иисуса Христа, а потом крестивший его в водах реки Иордан. Иоанна называют Предтечей, потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем – потому что он крестил Спасителя в Иордане. Храм во имя «честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна» строился, когда камни собирались, а не разбрасывались…

ПОЧТАЛЬОНУ РАДОВАЛИСЬ ДО СЛЕЗ


В настоящее время приход окормляет настоятель Старофорштадтского храма Св. апостолов Петра и Павла, протоиерей о. Иоанн (Крецул), сменивший на этом поприще о. Михаила (Федунь), отбывшего на украинскую родину. Батюшка приезжает сюда два раза в месяц. Ввиду исторических передряг приход заметно поредел… На Пасху и Троицу собирается человек 70, в остальные же службы и 15 не наберется. Об этом нам рассказала староста прихода, она же его пономарь и казначей Ефросиния Родионовна Зинкевич, которую мы навестили. Женщина проживает в Салиенской волости с 1940 года, а до этого «жила за Двиной, в деревне Старое Рачино, это станция Изволда». Ее отец перед войной арендовал в этих краях землю, на которой построил дом. Арендовал у латышской помещицы по фамилии Краст. На нее в основном хуторяне и работали. «Жили-то бедно. У родителей 8 детей... Помнится, сын хозяйки служил айзсаргом. Но потом, когда все перевернулось, они никуда не уехали, раскулаченная хозяйка дожила здесь до старости…» – говорит Ефросиния Родионовна.


Всю трудовую жизнь эта женщина была связана с почтой – отработала сельским почтальоном 42 года! «Раньше писем было много – люди любили писать друг другу. И газет тоже. Ведь по 600 экземпляров приходилось развозить, плюс 400 журналов шло по адресам. Ну, журналы, конечно, не каждый день в таком количестве, а раз в месяц. Почты приходило уйма, так даже по ночам развозили, чтобы успеть. Люди выписывали по несколько газет: местных, республиканских, центральных – читали от «Авангарда» до «Правды». А открыток сколько к праздникам! По одному адресу могло штук 30 прийти! К примеру, к учительнице нашей Елене Викентьевне. На почте в Салиене работало 4 почтальона.

 

Сначала я развозила на велосипеде, потом колхоз выделил лошадь. Летом везу почту, включая бандероли, посылки, бланки для волости – на телеге, зимой – на санях. И вот отчитаюсь: за 42 года трудового стажа я «съездила» 4 велосипеда и столько же коней. Зимой, бывало, коня привяжу у дороги, а сама вперед, к адресату! Сугробы такие, что лошадь не пройдет. Вот сегодня как раз (12 июля) умерла наша долгожительница Вероника Лебедек, прожила на свете 102 года. Так путь на ее хутор называли «чертово поле». Кстати, муж Вероники был первым председателем здешнего колхоза «Весна». Сейчас другая жизнь, писем люди почти не пишут. Почту перенесли в «Мирный», туда почтальоны едут на машине», – говорит Ефросиния Родионовна, в памяти которой живо время, когда хуторяне радовались почтальону до слез.

«ЧТОБЫ ЛЮДЯМ ТЕПЛО БЫЛО»


С 1983 года она взяла на себя обязанности казначея храма. С тех пор вела и ведет книги по денежной отчетности (приход-расход) Салиенской православной общины. Вздыхает: «Какой нынче приход….» Во время нашей беседы фотограф Ю. Дунайский делает много кадров, стараясь уловить лучший момент, на что не привычная к фотовниманию пожилая женщина, замечает: «Ты, сынок, только пленку портишь!» Поясняем, что пленку нынче не испортишь ввиду ее отсутствия в цифровом фотоаппарате, и продолжаем – я расспрашивать, фотограф снимать. «А как получилось, что именно вы стали опекать храм?» – «На тот момент умер псаломщик В.В. Козловский, который многие обязанности брал на себя.

 

На службы к нам приезжал о. Сергий из Илуксте (ныне покойный), замечал мое усердие. Как-то на праздник Радуницы сказал: «Если Ефросиния возьмется приглядывать, храм будет жить, а нет – так больше некому. Вот как получилось», – отвечает женщина. Далее узнаем, что Иоанно-Предтеченский храм в середине 1990-х дважды подвергался ограблению, было украдено 40 икон, Евангелие в позолоченном корпусе. Грабежи прекратились с установлением сигнализации, деньги на которую заботами В. Баулиной (руководитель отдела культурно-исторического наследия Управления культуры Даугавпилсского края) выделило государство. Когда в 3-й раз воры пришли за поживой, сигнализация сработала – грабители кинулись наутек и больше не являлись. Ефросиния Родионовна занялась сбором средств на реставрацию оставшихся икон. Ее стараниями прихожане скинулись и на косметический ремонт в храме (1999). Сейчас назрела необходимость в замене электропроводки.

 

Эх, сыскался бы добрый человек, способный помочь! Зимой Ефросиния Родионовна топит храмовые печи, «чтобы людям во время богослужений тепло было». Довольна, что одну старую печь заменили чугунной – «она быстрее греет». Сожалеет, что церковный хор сейчас не поет. Вздыхает: «Все хористы поумирали, я одна осталась». В поселке Салиене Ефросиния Родионовна проживает с 1950 года, дом этот строила вместе с покойным мужем – отцовский остался на хуторе, его городские купили как дачу. Прощаемся с хозяйкой и замечаем стоящую у тропинки к дому деревянную «бабу», обряженную в кофту, юбку и платочек. Глаза у «бабы» ярко голубые, как небо над ней, ими она в небо и смотрит… А еще ящик почтовый на дереве «расплывается в улыбке» – оказывается, юные родственники разрисовали. Пусть же в него попадают только добрые вести.