Люди не верят ни ПЖКХ, ни вице-мэру9

Люди не верят ни ПЖКХ, ни вице-мэру
Ноябрь принес абонентам ПЖКХ две важные новости: во-первых, обслуживающая организация начала применять поправки к правилам Кабинета министров, регулирующим расчеты за «неучтенку» и вывоз мусора, а во-вторых, каждый будний день в городе проходит около 10 собраний, где обсуждается проект нового договора. Оба этих новшества горожане встретили весьма скептично.

Итак, 1 октября вступили в силу поправки к Правилам КМ №1013, регулирующие порядок оплаты, в частности, нераспределенной воды и услуг по вывозу бытовых отходов. Эти правила действуют в тех многоквартирных домах, жители которых не переняли права управления домом и не выбрали управляющую и обслуживающую организацию для своей собственности. На сегодняшний день таковыми является большинство домов в нашем городе. И это притом что перенятие прав управления своим домом жителями предусматривал еще вступивший в силу в 1995 году Закон «О приватизации». Именно этот этап должен был стать окончательным в процессе приватизации квартир. Однако среди даугавпилчан он как-то не получил должного признания.


Для домов, в которых права собственности до конца не установлены, обслуживающую организацию назначает самоуправление. Дума Даугавпилса доверила обслуживать наши дома ПЖКХ. Новый созыв Городской думы, и в частности курирующий сферу жилищно-коммунального хозяйства вице-мэр Петерис Дзалбе, пришел к власти со стремлением изменить юридический характер взаимоотношений между жителями и ПЖКХ. Под руководством вице-мэра в Думе был составлен проект нового договора, который предлагается подписать жителям и ПЖКХ. Принятие поправок к правилам КМ №1013, казалось, только форсирует этот процесс. Однако на деле все оказалось далеко не так радужно.

МУСОР «РАСКИДАЛИ» ПО КВАРТИРАМ


В конце сентября вице-мэр Петерис Дзалбе заявил, что обновленные правила КМ в нашем городе применяться не будут. То есть не будет поквартирной платы ни за «неучтенку», ни за вывоз мусора. Неповиновение требованиям нормативного акта народный избранник объяснил заботой об интересах жителей. Рядовые жители, несомненно, обрадовались, что за их интересы хоть кто-то радеет. А вот люди, хоть немного разбирающиеся в особенностях латвийской правовой системы, что называется, сделали большие глаза: открыто заявлять, что Дума будет игнорировать закон, – это же нонсенс!


Время шло, и в десятых числах ноября жители получили очередные счета от ПЖКХ, и теперь уже большие глаза сделали и они: плата за мусор – 2,82 лата с квартиры, плата за «неучтенку» – одинаковая для всего дома и тоже разделена поквартирно. С чего бы это?


Обновленный латвийскими министрами законодательный акт все же применили. Что совершенно корректно с юридической точки зрения, но совершенно непонятно с точки зрения обещаний, данных горожанам вице-мэром. Наша новая жилищно-коммунальная реальность такова, что теперь неважно, сколько людей задекларировано в вашей квартире, сколько кубов воды вы потребляете и сколько «показываете» в виде ежемесячных показаний. Неважно даже то, живет ли фактически хоть кто-то в вашей квартире! Независимо от всех этих факторов плата за вывоз мусора для вас одна – 2,82 лата, а плату за неучтенную воду каждый месяц будут делить на все квартиры в доме в равных долях. Даже при нулевом потреблении в отдельно взятых квартирах!


Как сообщает руководитель абонентской службы ПЖКХ Людмила Федосова, из 30 тыс. квартир на обслуживании этой организации повышение платы за вывоз мусора коснется 9 тыс. Однако вполне вероятно, что в части этих квартир был только задекларирован один человек, а по факту их проживает больше. Как бы то ни было, в части этих 9 тыс. квартир, естественно, проживают одинокие старики, для которых это повышение платы кажется высшей степенью несправедливости. Однако такова актуальная редакция закона, определяющая плату за вывоз мусора. Юрист ПЖКХ Юлия Мамай заявляет: «Я не понимаю, как можно не соблюдать закон!»

ЗАКОН СИЛЬНЕЕ СЛОВА


Этот же закон по части «неучтенки» более справедлив, но это его качество жители смогут ощутить в полной мере только с нового года. Именно с 1 января всю нераспределенную воду в доме можно будет списывать на те квартиры, в которых нет счетчиков, или жители которых не подают показания своих водомеров в течение как минимум трех месяцев кряду.


Получается, вице-мэр Петерис Дзалбе ввел жителей в заблуждение своими высказываниями об игнорировании правил КМ? Сам он так не считает. По крайней мере газете «СейЧас» он сообщил, что ждет от ПЖКХ пояснений, почему обслуживающая организация применила эти правила, а также уповает на активность Союза самоуправлений Латвии, который выступает с инициативой отменить новый порядок начисления платы за мусор, а всю «неучтенку» выставлять к оплате тем, у кого нет счетчиков, уже сейчас, не дожидаясь нового года. К тому же, по словам Петериса Дзалбе, новый единый тариф на вывоз мусора противоречит принятой Думой Даугавпилса в 2008 году норме по производству мусора одним человеком (1,5 м3 в год).


В то же время, как стало известно редакции, никаких письменных распоряжений от Думы насчет новых поправок в ПЖКХ не получали. Таким образом, у обслуживающей организации не было оснований не применять изменившийся закон, регулирующий ее деятельность.


Словом, у каждой из сторон свой аргумент: у ПЖКХ – законность ее деятельности, у вице-мэра Дзалбе – забота об интересах жителей. Однако по факту закон оказался сильнее слова даугавпилсского вице-мэра, и собственники квартир получили-таки каждый по 2,82 лата за мусор к оплате.


Можно ли каким-то образом изменить существующий порядок, пока Петерис Дзалбе и ПЖКХ будут выяснять взаимоотношения? Ответ и. о. руководителя муниципальной обслуживающей организации Веры Рагеле – положительный. Жители по-прежнему могут собираться во дворах своих домов и большинством голосов принимать решения об изменении принципов начисления платы за некоторые услуги в их доме. Правда, как уточняет Юлия Мамай, компьютерная программа ПЖКХ, которая производит все расчеты, «заточена» под действующую редакцию Правил КМ. Все расчеты по другой методике надо производить вручную, так что жителям придется за это доплачивать обслуживающей организации. Сколько? Это зависит от конкретного дома и принятой его жителями методике. Но как минимум 1 сантим к тарифу за квадратный метр можно мысленно добавить.


Важное дополнение вносит и экономист ПЖКХ Рената Заливска: с 1 января, согласно изменениям в Правилах КМ №1014, плата за обслуживание лифта и мусоропровода будет включена в тариф на обслуживание. То есть жители уже не смогут решением большинства собственников отменить плату за лифт для жителей, например, первых этажей. Согласно решению министров, все жители дома будут платить за лифт пропорционально площади своих жилищ.

НАРОДУ «ЭКСТРЫ» НЕ НУЖНЫ


А теперь о проекте договора, с которым сотрудники ПЖКХ начали приходить на собрания к жителям. Документ разработала Городская дума под патронажем уже упомянутого вице-мэра Дзалбе. Публичное обсуждение проекта в Думе, мягко говоря, не удалось. Как признает Вера Рагеле, не удается оно и на собраниях собственников. В большинстве случаев не собирается кворум, а те, кто приходят на «сходку», высказываются против заключения договора. Основные причины отказа две: люди не хотят ничего менять и не верят ПЖКХ. Горожане настолько разуверились в состоятельности муниципальной обслуживающей организации, что, даже если на собрании и заходит речь о новом договоре, то жители спрашивают не о благах, которые он им, возможно, сулит, а лишь вопрошают у представителей ПЖКХ: «А что вы от этого поимеете?!»


Словом, диалог не клеится. Опять-таки вопреки оптимистичному плану Петериса Дзалбе к концу весны перевести если не все, то большинство домов в городе на новый уровень отношений с ПЖКХ. И реальный прогноз, который теперь, после проведения нескольких десятков собраний, высказывают сотрудники ПЖКХ, таков: если не все, то большинство домов не станут подписывать проект нового договора и оставят всё как есть. Не нужны нашим людям «экстры» вроде влажной уборки лестничных клеток и мытья окон силами сотрудников ПЖКХ, которые включены в новое предложение обслуживающей организации. За все это нужно платить дополнительно, а даугавпилчане и нынешний тариф (от 18 до 26 сантимов за 1 м2) считают высоким, потому что реально видят разве что работу дворников.

 

По словам экономиста ПЖКХ, жители могут жить по нынешнему тарифу и после заключения нового договора: просто заказать у ПЖКХ обозначенный в законе минимум работ, который организация выполняет и сейчас. Но, как говорится, если нет разницы, то зачем вообще ходить на собрания и что-то там решать? Куда больше нового договора людей волнует другое: почему прохладные батареи в октябре «нагрели» их на такие суммы и почему услуги ПЖКХ стоят так дорого, а практически незаметны.


Очевидно, что на данный момент предвыборная установка о выведении отношений между жителями и ПЖКХ на качественно новый уровень пробуксовывает. Само ПЖКХ мечется между устными заявлениями политиков и принятыми законами, а жители боятся любых новшеств, так как научены горьким опытом автоматизированных теплоузлов и прочих ноу-хау.