Пожизненно заключенные должны сидеть с комфортом!18

Пожизненно заключенные должны сидеть с комфортом!
Осужденным на пожизненное заключение необходимо в тюрьме создавать условия, как можно более приближенные к условиям на воле. Они должны иметь контакты с семьей и доступ к средствам массовой информации, чтобы не терять связь с внешним миром. Такое мнение высказала начальник Управления мест заключения Илона Спуре на семинаре по проблемным вопросам, связанным с содержанием в тюрьмах заключенных пожизненно. Семинар прошел в Даугавгривской тюрьме. На нем присутствовали все начальники тюрем, тюремные психологи, руководство Управления мест заключения.

По мнению Илоны Спуре, заключенных нужно учить принимать ответственные решения. Даже в тюремных застенках. В свою очередь надзиратели должны не только заниматься непосредственно функциями по надзору за заключенными, но и быть для «смертников» консультантами, посредниками и контактными лицами. Она также отметила, что нужно прислушиваться к рекомендациям европейских специалистов и интегрировать пожизненно заключенных в сообщество зеков, осужденных на длительные сроки.

 

Как отметили тюремные психологи и врачи, находясь в длительной изоляции от общества, заключенные подвергаются разным негативным факторам. Например, у них ограничено передвижение, что приводит к ухудшению обмена веществ, депрессии, сонливости. В свою очередь ограниченность в общении с окружающими приводит к тому, что любая ситуация принимается весьма остро. В итоге у заключенного проявляется агрессия, апатия, нежелание что-либо делать. Как подчеркивают психологи, социализация и ресоциализация - модель поведения, социальные нормы, процесс освоения ценностей – может происходить только в коллективе, в группе, а не в изоляции. Если к человеку не относиться с уважением, он не будет уважать других, считают психологи.

 

Старший инспектор психолог Управления мест заключения Илзе Ушацка выразила уверенность, что работа в местах заключения была бы более эффективной, если бы сотрудники тюрем повышали свое образование, постигали новые знания, обретали совершенно новый взгляд на проблемы и их решения. Надзиратели должны быть творческими личностями и, в первую очередь, сами обязаны соблюдать личную и профессиональную этику, считает психолог. Специалисты-психологи подчеркивают, что надзиратели в тюрьмах, тем более в тех, в которых содержатся пожизненно заключенные, должны осознавать и распознавать все риски и заблаговременно предотвращать конфликтные ситуации. В общем, если проанализировать мнение психологов, то получается, что тюремные надзиратели должны быть для заключенных, за плечами которых убийства, грабежи, изнасилования, этакими няньками.

 

Вообще-то, как не раз отмечала газета «Сейчас», руководство латвийских тюрем делает все возможное, чтобы заключенные чувствовали себя в неволе достаточно комфортно, насколько это возможно в сегодняшних условиях. В том числе и «смертники», для которых законодательство предусматривает и более вольготный режим, и встречи с родственниками (как краткосрочное, так и длительные) после определенного срока отсидки. После того, как этих зеков переводят на среднюю ступень, им организуют обучение – как общеобразовательное, так и профессионально. Например, 18 пожизненно заключенных Даугавгривской тюрьмы закончили обучение и получили квалификацию швеи, а теперь продолжают учебы, после чего станут профессиональными портными.

 

На сегодняшний день в латвийских тюрьмах содержатся 52 заключенных, осужденных пожизненно. Среди них одна женщина, которая была признана невменяемой и наказание отбывает в психиатрической лечебнице. Еще 11 человек осуждены пожизненно, но приговор не вступил в силу, т. к. решение обжаловано в вышестоящей судебной инстанции. Среди этих заключенных находится бывшая медсестра Дайга Терауда, которая убила двух своих детей, а старшую дочь сделала калекой по зрению. Ее дело будет рассмотрено в кассационном порядке.

 

Мужчины, заключенные пожизненно, наказание отбывают в двух тюрьмах – Даугавгривской в Даугавпилсе (в «Белом лебеде») и в Елгавской. Двое заключенных пожизненный срок получили еще в 1993 году, четверо – в 1994, 1995 и 1996 годах. А вот больше всего латвийские суды приговорили преступников к высшей мере наказания в 2001 году – девятерых.

 

Четверо «смертников» подали прошение президенту Латвии о помиловании. Все они отбывают наказание в Даугавгривской тюрьме. Двум в помиловании отказано, одно прошение еще находится на рассмотрении, а один заключенный подал прошение раньше срока.

 

Напомним, что пожизненно заключенный может подать прошение президенту о помиловании после 20 лет отсидки. После 25-летнего срока он за примерное поведение может надеется на условно-досрочное освобождение.