ПВС зовет на охоту за 200 евро4

ПВС зовет на охоту за 200 евро
Во вторник в Гордуме прошло заседание комиссии по Гражданской обороне. Главным вопросом было противостояние эпидемии африканской свиной чумы. В 12 из 19 волостей Даугавпилсского края действует запрет на вывоз свинины, остановился экспорт мяса в Россию. А конкретных сроков и действенных мер по борьбе с заразой сегодня никто не называет.

Руководитель Южнолатгальского управления Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС) Антон Лазданс вспоминает, что нечто подобное было в 1993 году. «Я сам находил по 25–30 мертвых кабанов в одном месте, – говорит он. – Правда, тогда была вспышка классической свиной чумы, а от нее есть вакцина. От африканской чумы вакцины не существует. Да и тогда хозяйства были еще колхозные, было проще сотрудничать и решать проблему. Сегодня же самоуправлениям даже не найти свободной земли для сжигания побочных продуктов разделки свинины: всюду частная собственность, заповедники да жилые дома. Многие свиньи вовсе не зарегистрированы. Так что сегодня нашим инспекторам нужно постучаться буквально в каждую дверь и обследовать каждое хозяйство».


По словам Антона Лазданса, ПВС сегодня ставит перед собой две основные задачи:


1) депопуляция поголовья кабанов;
2) работа с людьми, не знающими о запретах или не желающими их соблюдать.


Для решения первой задачи призываются на помощь охотники и остальные жители. Так, охотник, подстреливший кабана, может получить из госбюджета 200 евро в качестве вознаграждения. За детеныша кабана дают 50 евро, за предоставление проб для анализов – 30 евро. А, например, если грибник найдет труп кабана в лесу, то тоже может сообщить о его местонахождении ПВС и заработать 30 евро. Номера телефонов, по которым следует звонить, – 65434599 и 65434699.


Чтобы выехать на все вызовы, латгальское ПВС привлекает бригады и инспекторов со всей Латвии. В настоящее время готовится решение Государственной службы леса о количестве диких кабанов на определенной единице площади, которое госструктуры хотели бы достичь при помощи охотников. Возможно, это будет 5 кабанов на 1000 га леса. Как бы то ни было, никаких ограничений на отстрел кабанов сегодня нет. Лицензия, ружье – и вперед на охоту за двумя сотнями евро! Единственное, кабанов нельзя гнать при помощи охотничьих псов, чтобы не распространять инфекцию. Лучше всего застрелить их прямо в том месте, где были встречены животные.


Решение второй задачи, намеченной ПВС, дается сложнее. Жители многих приграничных территорий Латвии живут в другом информационном пространстве и даже не ведают о вспышке африканской свиной чумы. Другие в курсе дел, но по понятным причинам стараются обойти запреты. Антон Лазданс рассказывает о случае, когда в Робежниеках дважды пытались вывезти свинину, пробы которой взяли инспекторы ПВС. «Мужчину с 40 кг свинины остановила полиция. Мясо в таких случаях изымается, обрабатывается дезинфицирующим раствором и помещается в контейнер. Даже если оно не заражено! Понимаете, на ряд волостей и краев наложен запрет на вывоз мяса с этой территории, и здесь не может быть исключений», – рассказывает глава Южнолатгальской ПВС о недавнем случае.


В то же время он однозначно заверяет, что люди могут спокойно покупать свинину в магазинах и на рынке. Даугавпилс не входит в зону карантина, но все торговые точки сейчас проверяются раз в неделю, а домашние хозяйства, производящие продукты из свинины, – два раза в неделю. Так что, несмотря на чрезвычайную ситуацию, объявленную на ряде территорий, даугавпилчане, как следует из слов А. Лазданса, могут продолжать употреблять в пищу купленную свинину.


Мясо диких кабанов можно есть только после того, как проведены лабораторные тесты.


Наконец, самая сложная задача, которая имеет глобальный масштаб и острый характер, – это сжигание побочных продуктов забоя свиней (кожа, внутренние органы). Ввиду того что их сегодня также нельзя вывозить с территорий, где объявлена эпидемия, уничтожать их следует тут же. А специальных мест для этого нет! Сегодня оборудуется одно такое место в Дагдском крае. Руководство Даугавпилсского края активно ищет подходящее место и пока его не сыскать: то жилые дома и природные резервации рядом, то подъехать нельзя. При этом все затраты на оборудование таких мест ложатся на плечи самоуправлений. Они должны и дрова закупить, и людей нанять. «Причем за минимальную зарплату люди туда работать не пойдут», – указывает глава Краевой думы Янина Ялинская. «Это никакая не парфюмерная фабрика, – вторит ей Антон Лазданс. – Обывателю даже сложно себе представить, какая там будет вонь. Однако эту работу нужно сделать так или иначе».


В ходе заседания комиссии был поднят вопрос о компенсации издержек из госбюджета. Янина Ялинская отметила, что по решению Кабинета министров деньги самоуправлениям должны быть выделены из средств на непредвиденные расходы. «Но по опыту с паводком мы знаем, как это бывает. Мы получили лишь половину денег, истраченных на ликвидацию последствий», – констатирует она, признавая, что самоуправление не готово к слаженным действиям в подобной ситуации.


Кроме того, эпидемии африканской свиной чумы пока не видно конца и края. Чрезвычайное положение объявлено до 1 октября. Заявить о конце эпидемии можно лишь спустя 40 дней после регистрации последнего случая заболевания. Обмен информацией со странами, граничащими с Латвией, практически отсутствует. Коммерсанты и крестьяне терпят убытки. Из-за своей бедности многие рискуют и намеренно совершают правонарушения. Как отметил один из членов комиссии по Гражданской обороне, сегодня ситуация выглядит безнадежной.