Нелепые законы, или Как даже не подозревая стать клиентом медвытрезвителя3

Нелепые законы, или Как даже не подозревая стать клиентом медвытрезвителя
Житель Даугавпилса Александр собирал справки от различных докторов, необходимые для оформления водительского удостоверения. На приеме у нарколога он узнал о себе немало порочащей его честь информации. И как оказывается, от подобной ситуации не застрахован никто…

Вот что рассказал о своем визите в наркологию наш читатель: «Когда я пришел за справкой от нарколога, молодая девушка, сотрудница учреждения, спросила меня: "Вы у нас не лежали?" Я думал, шутит. Оказалось, нет. Стала смотреть данные, и обнаружилось, что дважды – в июле и в августе 2008 года – я якобы поступал в палату детоксикации! У меня был шок, когда я это услышал. Даже не знал, что и сказать. Подошедшая к тому времени супруга разделила мое удивление. Стали разбираться…»

И БУДЕШЬ ЧИСЛИТЬСЯ ПЬЮЩИМ...


По его словам, вышла доктор и стала звонить коллегам, чтобы выяснить детали имеющихся записей о визите в «вытрезвитель». Александру было очень интересно, кто и откуда забирал пьяного человека, назвавшегося его именем, и доставлял в палату детоксикации. Но оказалось, что архивные данные в поликлинике хранятся всего в течение 5 лет, так что теперь уже не выяснишь, как было дело шесть лет назад!
В любом случае Александр, который практически не употребляет алкоголь, уверен, что либо сотрудники правоохранительных органов, либо палаты детоксикации поверили некоему человеку на слово, так как его документы предъявить никто не мог: наш читатель удостоверяющие личность бумаги не терял, у него их не крали.


«А узнать мои личные данные: имя, фамилию, персональный код и адрес не так уж сложно. Я индивидуальный коммерсант, и вся эта информация размещена на табличке у входа в помещение, где я работаю. То есть кто-то использовал эти данные, причем дважды, – рассказывает он. – Нужную справку в итоге мне выдали и пытались успокоить тем, что записи об этих визитах в «вытрезвитель» значатся только во внутренней системе наркологии, они ни на что не повлияют и никак мне не навредят. Но меня поражает сам факт того, что они есть!


Любой человек, попавший в палату детоксикации, может назваться именем другого человека, и тот будет числиться алкоголиком. А если у него такая профессия, в которой подобные записи неприемлемы? Да мало ли что может быть!


Когда я пытался выяснить, как такое могло произойти, то так и не понял, кто ответственный. В муниципальной полиции говорят, что медики сами записывают данные о поступающих, если за ними нет никаких правонарушений. А медики говорят, что заполняют бумаги со слов полицейских. В общем, мне еще предстоит разбираться, как оно было в моем случае, но сама ситуация абсурдна и неприятна. И на моем месте, выходит, может оказаться любой!»

ЗАДАЮТ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ


Пытаясь разобраться, кто мог доставить в палату человека, представившегося нашим читателем, мы связались с тремя разными структурами. Например, это могла быть служба неотложной медицинской помощи. Но, как указал ее руководитель в Латгальском регионе Виктор Коснаревич, в обязанности его подчиненных не входит установление личности лиц в сильном алкогольном опьянении. Их просто доставляют в вышеупомянутую палату детоксикации, а оформлением документов занимаются ее сотрудники.


В то же время, как сообщил заместитель начальника муниципальной полиции Геннадий Каминский, в случаях, когда у изрядно подвыпивших людей не находится при себе документ, то сотрудники полиции самоуправления обычно просят их назвать не только имя, фамилию, персональный код и адрес, но и задают наводящие вопросы про членов семьи и стараются выяснить другие детали, которые можно проверить по доступным им базам данных. «Случаи, когда по документам проходит другой человек, нежели тот, кого наши сотрудники реально доставили в палату, возможны. Правда, это исключительные ситуции. Надо очень хорошо знать человека, за которого ты себя выдаешь, членов его семьи. Так что это случается очень редко, – говорит Геннадий Каминский. – Вашему читателю для восстановления справедливости могу посоветовать написать заявление, которое мы будем рассматривать, разбираться, как оно было».


А как сообщила инспектор Латгальского регионального управления Госполиции Анастасия Лайзане, ее коллегам доступна база данных с фотографиями людей. То есть полицейские могут по названному имени и фамилии тут же проверить, является ли их «клиент» тем, за кого себя выдает. «К тому же сотрудники Госполиции в случаях, когда у человека нет при себе документов, заполняя протокол, пишут "назвался таким-то", а потом стараются все же перепроверить, правда ли этого человека так зовут», – пояснила она принцип работы своих коллег.


«Все это красиво на бумаге, но на практике от клиентов палаты детоксикации хорошо бы добиться хотя бы имени, – рассказывает о реальном положении дел заведующий наркологическим отделением Даугавпилсской региональной больницы Михаил Ражуков. – Тем не менее случаи, когда человек выдает себя за другого, очень редки. Тот, о котором вы рассказываете, наверное, второй за последние 10 лет практики на моей памяти. Однако да, теоретически такое возможно, и от этого никто не застрахован».

СОБСТВЕННИКА НЕ ИНФОРМИРУЮТ


По словам доктора, клиентов палаты детоксикации не фотографируют, а данные в документах по понятным причинам не всегда точны. Тем не менее если кто-то узнает, что якобы был клиентом палаты, хотя алкоголем не злоупотребляет, то справедливость легко восстановить.
Можно прибегнуть к свидетельствам родственников и знакомых, которые подтвердят, что в конкретный день человек возлияниям не предавался. Можно предъявить и «вещдоки», подтверждающие ваши слова (например, билеты, если вы в тот момент вообще находились за границей, как, скорее всего, было с нашим читателем Александром). В любом случае, как говорит Михаил Ражуков, чтобы записи о визитах в палату детоксикации навредили профессиональной карьере или увлечениям человека (если он, например, охотник, получающий право на ношение оружия), то таковых должно быть несколько, то есть надо быть постоянным клиентом специализированной палаты. Так что фактически вреда от такой записи человеку никакой, если бы не сам принцип: ты знаешь, что не пил, а тебя в алкоголики записали. «Благо кредит на его имя не взяли…» – шутит Николай Ражуков.


И надо сказать, это далеко не единственная сфера, где сотрудники государственных и муниципальных учреждений верят людям на слово. Еще более неконтролируемым сектором является декларация места жительства, запись о которой должна быть у каждого – иначе штраф. Система построена таким образом, что человек приходит в соответствующий отдел Думы и называет адрес, по которому желает «прописаться». И его там декларируют! Своей подписью он подтверждает, что у него на то есть основание.


«Если человек арендует жилье, то мы просим показать договор аренды, а если он называется родственником или сожителем собственника недвижимости, то мы декларируем его по указанному адресу. Собственника об этом мы не информируем. По умолчанию считается, что человек, который задекларировал место жительства в его квартире, достиг с ним об этом договоренности», – поясняет применение на практике установленного законодателем порядка руководитель отдела регистрации жителей Даугавпилсской городской думы Ольга Гуделе.


Как говорит Михаил Ражуков, с учетом нашего менталитета законодателю наверняка стоило бы исключать веру на слово в подобных процедурах. Иначе однажды любой может узнать, что по бумагам является последним алкоголиком, а у него в квартире проживает с десяток незнакомых ему людей…