Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла6

Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла
Во вторник, 9 сентября, в Центре искусств Марка Ротко начала работу десятая международная резиденция художников. В течение двух с половиной недель десять живописцев из США, Австралии, Индии, Великобритании, Египта, Германии и Латвии будут знакомиться с Латгалией, участвовать в различных мероприятиях, посвященных 111-летию со дня рождения Ротко, и, конечно же, создавать картины. Итоговая выставка резиденции откроется 25 сентября. Германию на этой международной встрече художников представляет бывшая даугавпилчанка Татьяна Михайлова. С ней «Грани» познакомились поближе.

Международная резиденция – преемница международных пленэров Марка Ротко. Первый из них прошел в 2005 году, и в нем участвовали художники из четырех стран. В дальнейшем количество государств, чьи мастера живописи побывали на родине мэтра абстрактного экспрессионизма, стремительно росло, охватывая разные части света. Об этом говорил на открытии резиденции-2014 заместитель руководителя Центра Ротко Марис Чачка. Статистика такова: за десять лет в пленэрах-резиденциях приняли участие 123 художника из 30 стран. В этом году в Даугавпилс впервые приехали представители Австралии и Египта.

 

Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла
Частью открытия резиденции стала презентация каталога выставки Леонида Баулина «Вариации». Л. Баулин (1945 – 2002) активно участвовал в художественной жизни Даугавпилса, здесь созданы все его основные работы, высоко оцененные не только в Латвии, но и за рубежом. Презентацию вела вдова художника Ванда Баулина. Она подарила Центру Ротко цикл работ мужа «Посвящение джазу» и книгу о художнике Василии Кандинском из библиотеки Л. Баулина.

 

Бывшая даугавпилчанка, уже скоро 16 лет как живущая в Германии, Татьяна Михайлова охотно общалась с корреспондентом «Граней», выделившим ее из всех участников резиденции. По имени-фамилии подумалось, что у художницы русские корни. Оказалось – наши, даугавпилсские.

 

Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла
 
Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла

 
Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла

 
Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла

 
Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла

 

Татьяна родилась в Даугавпилсе, закончила 11-ю, тогда еще среднюю, школу, училась в Минске на архитектора, потом вернулась в родной город, вышла замуж, родила двух дочек. Неоконченное в Беларуси образование стала продолжать в Резекне, потом в Даугавпилсском университете. В первой половине 90-х годов прошлого века она вместе с Александрой Шляховой, ныне профессором ДУ, создавала кафедру искусств и дизайна. «Время было голодное, но очень творческое. Мы сами составляли программы, сами красили столы, а наши мужья укладывали ковролин в будущих аудиториях», - вспоминает сейчас Татьяна. Она рассказывает, что денег совсем не было, и чай с булочкой в студенческой столовой часто заменяли ей обед. Голодную романтику все-таки трудно совмещать с семейной жизнью и воспитанием детей. К тому же муж остался без постоянной работы. Все эти обстоятельства и привели к эмиграции в Германию в канун Рождества 1998 года.

 

Даугавпилс – феникс, возрождающийся из пепла
Начался немецкий период жизни. Татьяна не скрывает: было очень трудно. Попробовала вести художественные курсы у детей. Жили тогда в небольшом городке Меттман поблизости от Дюссельдорфа. Дети, как могли, помогали учителю, очень плохо владевшему немецким языком. Но выставка, когда курсы закончились, получилась замечательная. «Оказывается, без языка можно добиться результата. Я, правда, не знаю, как, но можно», - смеется Татьяна. Позже Т. Михайлова открыла свою детскую художественную школу, семья перебралась в Дюссельдорф. В прошлом году появилась на свет частная художественная академия, где бывшая даугавпилчанка дает уроки живописи студентам. Программа рассчитана на три с половиной года. Кроме педагогической работы, Татьяна участвовала в выставках. Сама выделяет две из них: биеннале во Флоренции (Италия) и большая коллективная экспозиция в Лас-Вегасе (США), которой предшествовало участие в каталоге «Международные мастера». Очень рада, что попала в резиденцию Марка Ротко. В 2011 году Т. Михайлова уже претендовала на даугавпилсский пленэр, но не прошла отборочный тур.

 

Работает художница в яркой реалистической манере. И реализм, по ее словам, на Западе сейчас переживает новый подъем, на реалистичность изображения влияет фотография, популярность которой безгранична. «От серенького абстракционизма все немного устали», - поясняет Татьяна. При этом Марк Ротко – эмоционально близкий ей художник. Да и был он тоже эмигрантом, а эмигрантский хлеб, даже в случае большого успеха, не очень-то сладок…

 

О Даугавпилсе Т. Михайлова говорит с особым вдохновением. Вот просто фрагмент ее монолога:

 

- Даугавпилс для меня – феникс, возрождающийся из пепла. Я время от времени бываю здесь, есть родственники, могилы близких людей. Мне больно, когда я еду в трамвае, он поворачивает на улицу Виенибас, и я вижу пустые дома, разбитые окна. Я помню, когда здесь кипела жизнь. С другой стороны, есть жемчужина – Центр Ротко. И главное богатство Даугавпилса – это люди. Я всех ощущаю здесь родственниками, мы все на одной волне. У даугавпилчан теплые сердца, они открытые люди, любопытные, у них много энергии и добродушия, они умеют работать.

 

Когда мне удается прилететь в Ригу, я сразу отправляюсь в Юрмалу. И долго гуляю – от Майори до Булдури. Юрмальская вода снимает весь телесный негатив. А в Даугавпилсе мои душа и разум приходят в равновесие. В Германии я слишком структурирована, тут же всё иначе. Здесь рождаются идеи, но люди часто уезжают осуществлять их в другие места…

 

Когда меня в Германии спрашивают, как дела, я часто отвечаю – карабкаюсь дальше. Вот и Даугавпилс будет карабкаться дальше. Он не может погибнуть…