Смехотворная компенсация

Смехотворная компенсация
Один из наших читателей поведал нам поучительную историю о том, как несладко приходится участникам дорожно-транспортных происшествий и как они порой отстаивают свою правду. И это притом что он в аварии – пострадавшая сторона. Ехал себе как ни в чем не бывало по главной дороге и, чтобы избежать лобового столкновения, резко вывернул руль и вылетел на рельсы.

Машина пострадала довольно сильно. Сотрудники полиции дали нашему читателю Константину данные о страховом полисе виновника ДТП, и он направился в страховую компанию с целью получить компенсацию. Этой компанией оказался Baltikums.


«Мне предложили либо отремонтировать мою машину, либо выплатить денежную компенсацию. Я выбрал второй вариант. Начислили 1134 евро. К тому времени прошло уже не меньше месяца с момента аварии. Потом Рига вдруг отозвала свое решение и стала его пересматривать. Прошел еще месяц. В итоге они пришли к выводу, что затраты на ремонт превосходят рыночную стоимость моей машины, и решили ее списать, выплатив мне компенсацию. При этом рыночную стоимость указали в размере 1100 евро – столько я мог получить, оставив машину им. А если бы я решил ее забрать, то получил бы 600 евро. Я был не согласен с этими суммами! Такие машины, как моя, того же года выпуска, в схожем состоянии стоят 1600–1800 евро. А такого маленького пробега, как у моего автомобиля, вообще нет ни у одного из тех, что в продаже. Тем более, что буквально за неделю до аварии я вложил в нее около 200 евро. То есть если я соглашусь на их компенсацию в 1100 евро, я не смогу купить себе за эти деньги такую машину, какая у меня была. И это называется компенсацией?!» – недоумевает даугавпилчанин.


И его, безусловно, можно понять. Человек не виноват в ДТП, но вынужден уже три месяца ходить пешком, да еще и со страховщиками переписываться, доказывая свою правоту.

 

Кстати


По статистике Центра защиты прав потребителей, в 2013 году больше всего жалоб – 5 – было получено на страховую компанию Baltikums. Трое потребителей жаловались на компанию Balta. По двое – на Baltijas apdrošināšanas nams, BTA и Ergo. Еще на 7 компаний за год было получено по одной жалобе. 


Что на это скажет страховая компания? Сотрудник компании Baltikums Силвия Левша признает, что оценщикам не всегда удается объективно и точно оценить рыночную стоимость машины, подлежащей списанию. Разногласия возникают даже между экспертами одной и той же компании, работающими в разных городах. Что уж говорить, ожидания получателей страховых возмещений тоже частенько расходятся с реальными предложениями страховщиков.


Силвия Левша говорит, что страховая компания получила обоснованную претензию нашего читателя насчет оценки рыночной стоимости автомобиля и пересмотрела свое решение. В итоге ему предлагают уже 1430 евро за его авто. По словам сотрудницы Baltikums, клиент приложил фотографии, на которых виден, например, ухоженный салон машины, в то время как эксперты компании при оценке больше внимания обращали на повреждения. Словом, Константин смог их убедить, что его автомобиль на самом деле стоил дороже 1100 евро. Но проблема в том, что и за предложенные 1430 евро он не сможет купить себе равноценное авто. За что ему такое наказание за ту аварию? °


Силвия Левша считает, что раз уж человеку так не повезло, то ему так или иначе нужно считаться с некими убытками. «За полученную компенсацию не получится купить машину еще лучше той, что была, и вообще не потерпеть никаких неудобств», – указывает представительница страховой компании Baltikums.


Эти слова идут вразрез с информацией, размещенной на сайте Латвийского бюро страховщиков транспортных средств (www.ltab.lv). Здесь указано, что по полису ОСТА можно получить компенсацию не только стоимости подлежащего списанию автомобиля, но и нематериального, или морального ущерба. То есть наш читатель может настаивать на том, что имеет право не только на приобретение равноценного автомобиля, но и на оплату морального ущерба, связанного с долгим ожиданием и невозможностью получить действительно рыночную стоимость своего разбитого авто.


Как сообщила представитель бюро LTAB Инесе Лукашевска, если человеку не удается прийти к компромиссу со страховой компанией, он вправе изложить все свои претензии и аргументы, подкрепленные документальными доказательствами, и отдать на рассмотрение LTAB. «И хотя наши заключения имеют рекомендательный характер, страховые компании, как правило, к ним прислушиваются», – подчеркнула Инесе Лукашевска.


К сожалению, это опять повлечет за собой трату времени и ресурсов на доказывание собственной правоты, но, с другой стороны, компенсацию этих ресурсов можно в конце концов «выбить» из той же страховой компании. Пример нашего читателя в любом случае показывает, что решения страховой компании не являются истиной в последней инстанции и их можно аргументированно оспорить. Тем более что рыночная стоимость автомобиля в Латвии – это весьма субъективное понятие. Какого-либо официального регистра сумм, за которые продаются и покупаются те или иные транспортные средства, у нас нет. И оценщики, и клиенты страховых компаний в основном ориентируются на ценовое предложение на сайтах объявлений. Так что спорить с решениями страховщиков можно и иногда даже нужно.