Бастовать или не бастовать: мнения даугавпилсских учителей9

Бастовать или не бастовать: мнения даугавпилсских учителей
Вокруг педагогов снова бушуют страсти: руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки Ингрида Микишко после встречи с новым министром образования и науки Майрите Сейле заявила, что учителя готовы к пикетам и забастовкам. В ближайшие дни профсоюз определит конкретные даты всех акций протеста, но уже известно о пикете 11 декабря у здания Сейма. Наш портал решил узнать, что думают на «забастовочную» тему педагоги Даугавпилса и Даугавпилсского края.

Вкратце история вопроса такова. Перед выборами учителям обещали повышение зарплаты с 1 января 2015 года на десять процентов. Для этого необходимо 36 миллионов евро. Но после выборов новое правительство приняло решение выделить учителям три миллиона евро, чего хватает на анекдотическое повышение зарплат на … один евро каждому. Премьер-министр Лаймдота Страуюма не видит, откуда взять деньги на увеличение оплаты труда педагогов, и предлагает им не бастовать, а сотрудничать со своим отраслевым министерством в области реформирования системы образования. Однако профсоюз думает по-другому.

 

Вот мнения даугавпилсских учителей. Примечательно, что почти все они пожелали остаться анонимными. Руководители учебных заведений не скрывают своих имен.

 

Учитель городской школы: Я за то, чтобы педагоги получали достойное вознаграждение за свой нелегкий труд. Я поддерживаю действия профсоюза, и мы должны быть едины в своих требованиях так же, как и в предъявлении единых требований ко всем ученикам. Но мне не по душе радикальные меры, такие, как забастовка. Всегда надо помнить о ребенке, ребенок становится заложником в этой ситуации. Если же забастовка становится единственным способом привлечь внимание к себе, то это очень-очень грустно.

 

Лариса Кожевникова, директор Даугавпилсской средней школы № 6 имени Яниса Райниса: До сих пор не решены вопросы, связанные с новой моделью оплаты труда педагогов. Учителя не могут стабильно работать, неопределенность тянется годами, нужна же определенность. Много лет идут эксперименты, и совершенно не понятен их конечный результат. Я хочу, чтобы голос учителей услышали. А уж форму диалога пусть выбирает профсоюз.

 

Другой учитель городской школы: Приведет ли забастовка к желаемому результату, если в бюджете нет денег, вот в чем вопрос. С другой стороны, бастовать надо. И обязательно всем вместе – по всей стране. Чтобы не было так: один день, например, Прейли бастует, другой – Резекне, третий – Даугавпилс. Я даже знаю, когда надо бастовать. Надо весной сорвать централизованные экзамены по иностранным языкам. Это будет жестко, да. Но детей мы не подставим: они смогут сдать эти экзамены в июне, как и было раньше, у них будет запасной аэродром. Сорвать экзамены в мае-июне – это, на мой взгляд, слишком. Дети не виноваты. А на весенних каникулах можно попробовать. Да, большой стресс, согласна. Но что делать, если нас по-другому не слышат…

 

Валия Сална, директор Даугавпилсской средней школы № 10: У меня противоречивые чувства. С одной стороны, мы должны выполнять свои обязанности, должны обеспечивать непрерывный учебный процесс. С другой стороны, видя, как живут учителя, да и директора школ, видя нашу незащищенность, понимаешь, что нужны изменения. Долг мне говорит одно, реальность же – другое. Если учителя моей школы захотят участвовать в акциях протеста, то я, безусловно, не буду против. Но как-то я не верю в положительный исход забастовок. Когда говорят о длительных забастовках, о срыве экзаменов, то надо помнить, что это задевает интересы детей и родителей. Со стороны родителей могут тоже быть серьезные протесты, и в правительстве найдутся те, кто встанет на их сторону, а не на сторону бастующих учителей. И чего мы тогда добьемся? Да и нельзя, я считаю, любой ценой добиваться своего…

 

Наталья Кожанова, учитель русского языка и литературы Даугавпилсской средней школы Центра: Мы лишь угрожаем забастовками и ничего не делаем. Надо не говорить, а действовать. Действовать радикально и конструктивно. Наша ставка мало отличается от ставки продавца. Стоит заявить о себе, сказать, что мы есть и мы хотим есть.

 

Учитель сельской школы: Ой, странные вы задаете вопросы! Давно надо было бастовать. Но не будет этого, не будет! Учителя никогда не были смелыми и решительными людьми, а уж сейчас… Все боятся проверок – языковых, связанных с воспитанием патриотизма и прочего. Люди непугливые, свободно мыслящие, в школах, как правило, не задерживаются. Остаются покорные. И будем мы тянуть свою лямку вечно.