Я. Мигланс: «У нас работают опытные инспекторы»3

Я. Мигланс: «У нас работают опытные инспекторы»
Несмотря на множество реформ и кризис, повлекший ощутимое сокращение кадров и урезание зарплат, в ЛРУП осталось много опытных сотрудников, проработавших не один десяток лет. Один из них – начальник Даугавпилсского Восточного участка полиции III категории полковник-лейтенант Янис Мигланс.

Друзья и коллеги относятся к Янису Миглансу с большим уважением. Как отмечают подчиненные, их начальник принципиальный, честный, справедливый, объективный человек и мудрый руководитель. Даже конфликтную ситуацию Янис Мигланс старается решить, не доводя до крайностей. Но, несмотря на добродушие, при необходимости может быть строгим и даже жестким.


– Янис Мигланс – один из немногих сотрудников, который отработал в правоохранительных органах уже более 30 лет. Несмотря на должность, по-прежнему принимает активное участие в работе «на земле» – сам участвует в задержаниях, рейдах, а при необходимости может пойти в наряд в составе экипажа. Обладает такими порой редкими для начальника качествами, как человечность и чуткость. В любую проблему пытается вникнуть, оценить и понять, почему она возникла. И если посчитает нужным, непременно вступится за того, кого считают виновным. В общем, подходит к решению вопросов неформально и объективно, – характеризует подчиненного начальник Даугавпилсского участка I категории Янис Анспокс.


В своем плотном рабочем графике Янис Мигланс нашел время, чтобы ответить на вопросы корреспондента газеты «СейЧас».


– Вернемся лет на 30 назад. Как пришло решение пойти работать тогда еще в милицию?


– Тут все смешалось воедино – детективы, которых, правда, в ту пору было не очень много, первая встреча с участковым, которая произвела большое впечатление. Но еще больший отпечаток оставил ужасный случай, когда в Науене убили девочку лет 13. Ее труп нашли закопанным возле железнодорожной развилки. Мы, пацаны, тогда тоже участвовали в поисках пропавшей девочки. А брат моего друга уже учился в Рижской школе милиции, вот и меня увлек. Но честно признаюсь, до армии хотел быть военным, десантником. Тогда, в конце 1970-х – начале 80-х появились фильмы о десантниках, и мне, как и многим мальчишкам, они запали в душу. Я даже поехал в Рязань поступать в Рязанское военное воздушно-десантное командное училище. Но учился я в латышской школе, и знания русского языка оказались недостаточными, чтобы стать лейтенантом-десантником.


– Сегодня Даугавпилсский Восточный участок полиции III категории является одним из самых лучших в Латвии. Как вы этого добиваетесь?


– Если говорить о раскрываемости преступлений, то в первую очередь мы добиваемся результатов благодаря тому, что на участке работают опытные инспекторы, прекрасно знающие свою территорию и людей, живущих на ней. Большинство сотрудников работают здесь по 15–20 и более лет. Кроме того, большую поддержку нам оказывает Криминальная полиция. И в этом нет ничего удивительного. Ведь многие опера и дознаватели раньше работали на «нашей земле». Могу отметить таких сотрудников, как Людмила Ермалович, которая является заместителем начальника отдела по борьбе с особо тяжкими и серийными преступлениями Криминальной полиции Даугавпилса, Николай Клопов, возглавляющий группу по раскрытию квартирных краж.


– Во время кризиса, когда были резко сокращены зарплаты, многие сотрудники ушли со службы, многих попросту сократили. Как удалось сохранить большинство опытных инспекторов?


– Каждый человек, как правило, надеется на лучшее. И те, кто поверил, что пресловутый кризис закончится и придут времена получше, остались, несмотря на возникшие трудности. Эти люди пришли служить в полицию не ради денег. Ведь и в советские времена зарплаты у нас были не самыми большими, и не ради них шли тогда еще в милицию. Шли за идею – служить добру, бороться со злом. А те, кто пришел работать в полицию ради денег, с началом кризиса тут же уволились. Кстати, сегодня некоторые не прочь вернуться, но, извините, поезд ушел. Надо сказать, что и не все ветераны тогда остались на службе. Очевидно, нашли себе другое применение с большей зарплатой. Но на нашем участке костяк все же остался.


– А молодежь-то приходит?


– Есть у нас и молодежь. Недавно пришли два молодых инспектора. Хорошие перспективные парни. Один из них (фамилию называть не буду, чтобы не сглазить) и вовсе – огонь, так и рвется в бой. Если станет так продолжать, то толк точно будет.


– За последние пять лет в полиции несколько раз происходили реорганизации, в результате в Даугавпилсском регионе было создано три больших участка. Как изменилась ваша работа?


– Действительно, мы объединились, коллектив и территория стали больше. Самым сложным было найти взаимопонимание с новыми людьми, ведь многие тоже отработали в системе много лет, у них были свои методы работы. Приходилось притираться друг к другу, советоваться, искать пути соприкосновения, компромиссы, тем более что работа в городе и в сельской местности значительно отличается, есть своя специфика. Например, в районе люди намного реже обращаются, скажем, по пустякам. В городе заявлений поступает намного больше. Мяукает, например, у одного соседа котик день-другой, другой сосед уже бежит к нам с заявлением, чтобы проверили, не случилось ли что. Мы, естественно, обязаны реагировать. Много выездов в связи с жалобами на пьянство, шум в подъездах, семейные ссоры. В других городах этими проблемами занимается муниципальная полиция. Более того, в Риге полиция самоуправления не только следит за порядком, но и борется с преступностью, например незаконным оборотом наркотиков, ловит пьяных водителей и т. д. В нашем городе несколько иная специфика работы двух структур.


– Считается, что одна из самых больших головных болей полиции сегодня – это так называемые точки. Реагируете на каждый сигнал жителей?


– Практически на каждый. Я сам часто выезжаю в рейды. Но дело в том, что эти точки очень непросто ликвидировать. Сегодня там торгует один, завтра – другой. После принятия нового закона у домов стали раз за разом меняться хозяева. И за последнее время на нашем участке реально закрылась только одна точка – на улице Вентспилс. После того как хозяина оштрафовали на 350 латов и пригрозили уголовной ответственностью, он прекратил торговать там спиртным. А бывает, что на одной точке за день составляется по два протокола, полицейские начинают по два процесса. Такая вот ситуация.

P. S. На прошлой неделе в Риге прошло торжественное мероприятие в честь 96-летия со дня основания латвийской полиции, во время которого были вручены награды наиболее отличившимся сотрудникам. В их числе и представители Латгальского регионального управления полиции. Награды вручены: личное оружие – старшему инспектору отдела по борьбе с особо опасными и серийными преступлениями Бюро криминальной полиции ЛРУ Артуру Мегрису, Почетный знак Криминальной полиции II степени – старшему инспектору отдела по борьбе с организованной преступностью и преступлениями в экономической сфере Жанису Смикерсту, Почетный знак Криминальной полиции III степени – начальнику отдела Криминальной полиции Прейльского участка Янису Лайзансу и начальнику Лудзенского участка Оскару Точеловскому, нагрудные знаки «За усердие в полиции» – Илмарсу Визулису (Балви), Валдису Рутковскому (Лудза), Дзинтарсу Подскочному (Прейли). Внеочередные звания присвоены Янису Ворславансу, Эдгару Стивриньшу, Дмитрию Карпунину (Даугавпилс), Каспарсу Саркансу (Резекне), Александру Гриневичу (Краслава) и Елене Амосовой (Бюро криминальной полиции ЛРУ).


А во время торжеств в Латгальском региональном управлении чествовали ветеранов, ныне находящихся на пенсии: за многолетний вклад и профессионализм благодарственные грамоты от начальника ЛРУП были вручены Иманту Янису Бекешу, Андрею Александрову, Николаю Казенко и Арнису Трубиньшу.