Двинский дневник: митинги протеста на советский лад и инцидент с консулом3

Двинский дневник: митинги протеста на советский лад и инцидент с консулом
1926 год. Двинск уже более пяти лет входит в состав независимой Латвии. Но „красная чума”, как называли в те годы власть большевиков за пределами Советского Союза, не обходила город стороной.

В августе этого года прошел «Митинг протеста на советский лад. В субботу вечером был созван „митинг протеста” против перевозки через Латвию польского угля для Англии. Судя по афишам, митинг созван президиумом социалистического бюро. Главным вдохновителем и организатором митинга явился К. Межуль, который принят в городскую управу на службу на ответственную должность делопроизводителя строительного отдела.

 

Организованный трудами К. Межула митинг протеста собрал около 150 слушателей. Говорились шаблонные речи.

 

- Товарищи! Мы не можем молчать когда тысячи английских горняков голодают! Мировая буржуазия их давит!

- Не допустимо, чтобы через Латвию провозился польский уголь в угоду английским буржуям!

 

Словом „протест” смахивает на советский лад с надлежащей резолюцией. Можуль молодой еще человек – ему около 25 лет».

 

Было в Двинске-Даугавпилсе и Советское консульство. В 1925-1933 годах оно находилось на улице Зеленой (сейчас ул. Имантас). Очень забавный и провокационный случай произошел в июле 1926-го года с советским консулом В. И. Сперанским:

 

Инцидент с двинским консулом СССР. Консул СССР в Двинске Сперанский подал префекту города Двинска жалобу, в которой заявляет следующее: 18 июля в половине девятого вечера к консулу, направлявшемуся по Зеленой улице пристал пьяный хулиган. Он будто бы ходил по пятам консула и когда Сперанский намеревался войти в калитку сада консульства, то и хулиган последовал за ним. Приглашенный консулом полицейский немедленно задержал неизвестного, он оказался жителем Креславки, Эрнестом Янсоном. Доставленный в участок Янсон заявил, что он, во-первых, не пьянь, а, во-вторых, отнюдь не задевал консула СССР. Он будто бы все время беседовал со Сперанским о каких-то делах, касающихся сплава советского леса. В виду таких противоречивых  результатов допроса, дело было переслано в административный департамент».

 

В департаменте, конечно же, во всем разобрались, а газета «Сегодня» вышла на следующий день, с опровержительным, но не менее громким заголовком:

 

«На двинского консула СССР никто не нападал. Выяснены следующие обстоятельства дела. К консулу СССР в Двинске некий Эрнест Янсон обратился с просьбой по делу о краже дров, совершенной плотовщиками СССР со склада Двинского Ссудо-сберегательного товарищества в Креславке. Не получив определенного ответа, Янсон ушел из консульства. Встретив в тот же день консула на улице, Янсон обратился к нему с просьбой сообщить, какое направление дано делу. Консул же подозвал полицейского и просил арестовать Янсона, который будто бы преследовал консула и, по мнению последнего, вероятно желал на него напасть. Полицейский задержал Янсона. Расследование выяснило, что нападать на консула никто не намеревался».

 

В двадцатых годах прошлого века местные газеты писали о железнодорожном будущем города, связанным в том числе и с СССР:

 

«Двинск – на пути международного железнодорожного сообщения. В недалеком будущем Двинск становится на пути международного железнодорожного сообщения. Через Двинск пойдут поезда Париж-Владивосток. В первое время в обращении будет только одна пара поездов. Поезд, выходящий из Парижа, будет проходить станцию Двинск по субботам около 1-го часа дня, а из Владивостока – по воскресеньям около 3-х часов дня».

И все же, по понятным причинам, многие боялись большевиков и про-коммунистически настроенных местных граждан, как черт ладана. А некоторые даже полагали, что голодные волки с приходом зимы совершают нашествие на Двинский уезд из большевистского государства:

 

Двинский дневник: митинги протеста на советский лад и инцидент с консулом
«Волки в Двинском уезде. В Двинском уезде этой зимой в сравнительно большом количестве появились волки. Двинская уездная полиция в контакте с местными лесничими и охотниками устроила ряд охот, в результате которых удалось убить пять волков».

 

В конце выпуска приведем одну из многочисленных карикатур на советский быт, которые в местной прессе печатались чуть ли не в каждом номере:

 

*В выпуске использованы материалы газеты «Сегодня» за 1926 год.