7 апреля 1936 года: новые названия для улиц в Стропах2

7 апреля 1936 года: новые названия для улиц в Стропах
79 лет назад, 7 апреля 1936 года, постановлением городской управы были названы улицы и переулки в Стропах. «В дачной местности Стропы у Даугавпилса до последнего времени не существовало никаких наименований для переулков (улиц, перпендикулярных к берегу озера), а продольные улицы носили названия «линий», причём их нумерация была очень неточной. В этом сезоне с этим покончено.

Городская управа по инициативе стропского комитета дачевладельцев постановила дать всем улицам и переулкам в Стропах особые названия», - писала газета «Сегодня». Красивые и звучные названия получили 6 линий и 10 переулков. В основном им были даны названия латвийских городов. Среди них улицы Алукснес, Балдонес, Дурбес, Сабилес, Лигатнес и другие (см. скан из газеты). Все эти названия стропские улочки носят и сейчас.

 

7 апреля 1936 года: новые названия для улиц в Стропах
В этом же году в конце апреля городской управой были приняты «Правила для владельцев дач и гостей дачного района Стропы». В этих правилах говорилось, что купальный сезон начинается 1 мая и длится до 1 октября. В одном из пунктов были прописаны места для купаний нагишом: мужчинам отводилось место в районе озера между улицами Абавас и Сабилес, а дамам – между Огрес и Кокнесес. Без купальников в означенных местах можно было плавать с 6 до 10 часов утра. Предписаниями также запрещалось шуметь в период с 23 часов до 6 утра кроме праздника Лиго, вырубать деревья, ломать чужие дачные заборы, пасти скот, стирать бельё в отведённых для купания местах, а также купать там собак и других домашних питомцев.

 

Стропы глазами рижан. В уже упомянутой рижской газете «Сегодня» в 30-х годах прошлого века был опубликован занимательный репортаж о стропском дачном районе:

 

«Стропы – курорт и новый, и старый. Старый потому, что существовал давно, задолго до войны, уже тогда являясь любимым дачным местом даугавпилчан. Их заветной мечтой было провести туда трамвайную линию, соединив прочной связью трамвайных рельс курорт, лежащий в 7 километрах от Даугавпилса. Эти мечты не осуществились из-за войны. А когда отгромыхала военная гроза, от всей дачной местности осталась… одна дача. Она лишь случайно уцелела от некоторых «детских игр» войсковых частей оккупантов. В военное время, даже рядом с лесом, предпочитали добывать топливо простым способом. Лес крепок, руби его, вали, пили… - возни много! Гораздо проще и даже веселее было подъехать на грузовике к любой понравившейся даче, бросить в окно толстый канат, провести в другое окно, привязать оба конца каната к грузовику и пустить последний полным ходом. Канат напрягался, грузовик пыхтел, дача с грохотом валилась, рассыпаясь на доски и балки, которые оставалось только подобрать и увезти в том же грузовике.

 

Но разгром даугавпилсского «Межапарка» пошёл ему на пользу. Когда стала снова мирно расти успокоившаяся после всех волнений страна, как феникс из пепла восстал и он, вскоре украсившись множеством новых дач более современной постройки, среди которых есть даже современные прямоугольные «коробочки». Автобус быстро привозит пассажиров до места назначения, пробегая каменную дорогу, проложенную прямо через зыбучие пески «Даугавпилсской Сахары», как окрестили эти бесплодные песчаные дюны. Краткость поездки и красота местности привлекают в воскресные и праздничные дни столько «наезжих» гостей, что, как клятвенно утверждают жители курорта, им для того, чтобы выкупаться, приходится переезжать на лодке на другой берег озера.

 

Курорт славится своей красотой, удобством, благоустроенностью – там уже давно проведено электричество – и пользуется большой популярностью».