Произведения Глаголева и сегодня звучат в храмах Латвии

Произведения Глаголева и сегодня звучат в храмах Латвии
Впереди – встреча православной Пасхи. Так почему бы не вспомнить церковного композитора Владимира Григорьевича Глаголева (1898–1970), служившего некогда регентом в нашем Борисо-Глебском кафедральном соборе, и его сына – латвийского композитора Юрия Глаголева (1926–2013). 

Владимир Григорьевич родился 22 апреля в Мещовске Калужской губернии. Известно, что его дед и прадед были церковнослужителями, проживали в Туле и Тульской губернии. В 1903 году Григорий Васильевич Глаголев, отец малолетнего тогда Владимира, работавший на Риго-Орловской железной дороге, получил должность весовщика в Двинске. Будучи истинно верующим, Григорий Васильевич наставлял в православной вере и своего сына. С восьми лет Володя, по примеру отца, пел в церковных хорах, а в 23 года стал регентом в Борисо-Глебском соборе, потом в Александро-Невском храме Даугавпилса. Кроме того, работал учителем пения и хоровым дирижером в русской и белорусской гимназиях нашего города. 

 

Награда от патриарха

 

В 1925 году вместе с женой Валентиной Филипповной, обладательницей красивого голоса, Владимир Григорьевич переехал в Ригу, где через год семья пополнилась сыном Юрием, которому предстоит стать музыкантом и композитором. Сам же Владимир Григорьевич будет учиться в Латвийской консерватории (1927–1929) у профессора Язепа Витолса, ученика Римского-Корсакова. В семье хранился фотопортрет основателя Латвийской консерватории и классика латышской музыки Я. Витолса, подаренный В.Г. Глаголеву с надписью: «Милому собеседнику по всяким музыкальным премудростям Владимиру Глаголеву на добрую память. Рига. 1928 год». 

 

До 1951 года В.Г. Глаголев состоял регентом в храмах Риги (церковь Александра Невского, Всехсвятская церковь, позднее Покровская и др.), учительствовал в рижских гимназиях (1926–1940). В квартире Глаголевых часто проходили репетиции церковного камерного хора, на голоса которого отзывались колокола соседней церкви Всех Святых. 

 

Жена Владимира Григорьевича Валентина Филипповна прекрасно исполняла русские и цыганские романсы. Супруги Глаголевы принимали участие в нескольких спектаклях Театра русской драмы. В предвоенный период В.Г. Глаголев дирижировал мужским хором Рижского русского просветительского общества и др. хорами культурных обществ. Есть информация, что с 1951 по 1958 год В. Глаголев являлся регентом в храме города Калинина (Тверь), Демидова в Смоленской области, в Вышнем Волочке и Баку. Вернувшись в Латвию, стал служить в православном храме в Дзинтари (Юрмала). 

 

С 30 апреля 1959 до 1961 года Владимир Григорьевич Глаголев был регентом в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова, а после его закрытия властями (1961) и переноса архиерейской кафедры в Свято-Троицкий собор (Рижский женский монастырь), куда перешел и соборный причт, Глаголев продолжал служить в нем до самой своей кончины. В 1968 году в связи с 70-летием и полувековым юбилеем духовно-музыкальной деятельности Патриарх Московский и всея Руси Алексий I наградил В.Г. Глаголева Орденом св. равноапостольного великого князя Владимира III степени. 

 

Владимиром Глаголевым создано 110 духовно-музыкальных произведений: 34 композиции для всенощного бдения, 40 – для литургии, 36 – для богослужений Архиерейским служением, богослужений праздников, Великого поста и Пасхи. А также произведения для хора – это 15 обработок русских и украинских народных песен и др. творения. Духовные произведения В.Г. Глаголева и сегодня звучат в храмах Латвии, Беларуси, США и др. стран. Особую популярность снискали Великие прокимны: "Не отврати лица Твоего", "Дал еси достояние", тропарь Кресту Твоему, тропарь Христос Воскресе и др. (Прокимен – стих из псалмов, который трехкратно возглашается перед чтением Священного писания).

 

Любовь нечаянно нагрянет

 

Поначалу музыкальным образованием сына Владимира Григорьевича Юры занималась его мать, но по исполнении мальчику восьми лет и до поступления в консерваторию эти обязанности возлагались на Гильдегарду Плюмэ, обучавшую своего воспитанника игре на фортепиано. В десятилетнем возрасте Юрий Глаголев впервые переступил порог Латвийской Национальной оперы. Давали «Князя Игоря» в 4-х действиях с прологом композитора А.П. Бородина. 

 

Всю войну эта семья будет петь и молиться в православных храмах Риги. А в апреле 1945-го Юрий Глаголев поступит в консерваторию, исполнив на экзамене пьесу для фортепиано собственного сочинения. 

 

В Латвийской консерватории молодой человек обучался сразу на трех факультетах – дирижерско-хоровом, фортепианном и композиторском. Вместе с другом детства поэтом (впоследствии доктором филологии ЛГУ) Владимиром Мирским участвовал в песенных экспедициях, собирая фольклор в разных уголках России. Дружба двух талантливых людей длилась 57 лет, до кончины Мирского, ушедшего из жизни в 1998-м. Стихи друга воодушевляли Глаголева на написание песен для детей, кантат и романсов. Окончив с отличием Латвийскую консерваторию, Юрий поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где совершенствовался у выдающегося композитора профессора Юрия Шапорина. Юрий Владимирович Глаголев стал маститым латвийским композитором, членом Союза композиторов Латвии и России, членом Международного Союза музыкальных деятелей, академиком Российской Петровской академии наук и искусств. 

 

Музыка захватила его еще в совершенном детстве. Услышав сказку, маленький Юра тут же спешил к фортепиано, чтобы выразить в звуках свои эмоции. В восьмилетнем возрасте, после внезапной смерти друга, мальчик, сопереживая, сочинил похоронный марш. Объяснял уже, будучи взрослым: «Именно потому, что мне хотелось рассказать миру о своих чувствах и переживаниях в музыке, я и стал композитором». 

 

Творческая дружба связывала Ю.В. Глаголева и с поэтом Николаем Шупико. Плод их содружества – песня «Силуэт», заслужившая серебряную медаль на Международном песенном фестивале в Вене (1959). 

 

А вот как складывалась личная жизнь. Ю. Глаголев в молодости был недурен собой и, безусловно, талантлив. Но в его жизнь долго не врывалась любовь. Приходилось разочаровываться: в романсах – одно, тогда как в реальности – совсем другое, более примитивное, что ли. И получилось так, что невесту Юрию Владимировичу привез из России отец. По словам Ю. Глаголева, никакой романтической истории в их отношениях не было, а было повиновение воле родителя. Будущая жена тоже пела в церковном хоре. 

 

В 1992 году Юрий Владимирович овдовел, прожив в браке около двадцати лет. Детей не народилось. Вскоре после этого он впервые в жизни по-настоящему влюбился. Марина работала концертмейстером и хормейстером русского хора «Перезвоны». Ю.В. Глаголев являлся основателем и руководителем этого коллектива. Ставшая впоследствии женой Глаголева, сначала обратила внимание на его замечательные вокальные данные, на абсолютный слух, а потом оценила и человеческие качества. Обоим судьба благосклонно дарила счастье в любви и полное взаимопонимание. Вот уж, действительно, «любовь нечаянно нагрянет». Но и на этом позитивном фоне неумолимо бежали годы… Бежала жизнь.

 

Свет далекой звезды

 

В честь 85-летия Юрия Владимировича Глаголева Сергей Журавлев подготовил сборник «Маэстро с улицы Католической», в него вошли материалы о творчестве известного деятеля искусств, а также стихи друзей и соратников Глаголева. Конечно, Ю.В. Глаголев получил известность и как пианист, как певец-тенор. С 1954 года он проводил авторские встречи-концерты, выступая в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, а также во многих городах России. 

Однако в большей степени имя Ю.В. Глаголева связывают с хором «Перезвоны», созданным в 1988-м, в юбилейный год празднования 1000-летия Крещения Руси, при клубе Рижского вагоностроительного завода по инициативе Русского культурного центра «Улей» (Балто-славянское общество). 

 

Вместе с Ю. Глаголевым у истоков этого хора стоял его друг и поэт Владимир Мирский и председатель РКЦ Сергей Журавлев. «Перезвоны» – это солидный и разнообразный репертуар: хоры из опер М. Мусоргского («Хованщина», «Борис Годунов»), А. Серова («Вражья сила»), А. Бородина («Князь Игорь»), С. Рахманинова («Алеко»), Н. Римского-Корсакова («Садко»), Ю. Шапорина («Декабристы»). В репертуаре были также произведения русской и зарубежной классики (М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, В. Моцарта, И. Брамса, Дж. Верди, Ж. Бизе). Немалое место занимала духовная музыка (Д. Бортнянского, А. Архангельского, П. Чеснокова и др.). Кроме того,  звучали народные песни в обработке разных авторов и Юрия Глаголева («Вечерний звон», «Жило 12 разбойников», «Коробейники», «Однозвучно гремит колокольчик», «Степь да степь кругом», «Слава»).

 

В копилке творчества Глаголева и обработка популярных песен – «Амурские волны», «Прощание славянки»), и оригинальные песни, созданные Глаголевым для дорогих сердцу «Перезвонов», – «Русская песня» на стихи В. Мирского и «Идут белые снеги» на стихи Е. Евтушенко. Юрий Глаголев – автор сонаты для скрипки и фортепиано (посвящена матери), двух кантат для солистов, хора и симфонического оркестра – «Сердце Данко» (по М. Горькому), поэмы для хора и фортепиано (стихи Е. Евтушенко) «Сказка о русской игрушке», оперы «Инесса ди-Кисто» (на собственное либретто по рассказу Т. Щепкиной-Куперник). Ю.В. Глаголев написал свыше 100 романсов и песен для солистов, ансамблей и хоров. Им обработано 50 народных песен и танцев. Этого латвийского композитора с русской душой мы должны знать и помнить. 

 

Юрий Владимирович Глаголев скончался в Риге 13 августа 2013 года. Схоронили на Ивановском погосте. Осталась неоконченной опера «Свет далекой звезды». 

 

Юрий Глаголев, так же как и его отец, дед, прадед и прапрадед старец Симеон, широко почитаемый в свое время на Руси, и сами стали далекими звездами, посылающими нам, ныне живущим, свой благодатный свет. И в этом смысле «свет далекой звезды» никогда не должен заканчиваться… Человечество без него пропадет.