Счета на тот свет2

Счета на тот свет
Читатели газеты «СейЧас» обращают внимание на странное явление: давно умершим людям Городская дума продолжает присылать счета с требованием оплатить налог на недвижимость. В частности, благодаря неравнодушным горожанам нам стал известен совершенно вопиющий случай, когда счета по налогу на недвижимость приходят спустя более чем 20 лет после смерти хозяйки собственности.

Один из наших читателей сообщает: «По ул. Добелес, 47–3 (частный дом), стоит развалившаяся времянка, хозяйка которой умерла 21 год назад. А налог на эту времянку до сих пор приходит: уже 173 евро к оплате! Куда можно обратиться, и кто должен оплачивать этот налог, если человек давно умер?».

 

Заместитель руководителя финансового отдела думы по вопросам налогов Ивонна Фунте признает, что ее подчиненным нередко приходится фактически высылать счета на тот свет. «На сегодняшний день закон не предусматривает возможность прекращения начисления налога на недвижимость или даже приостановки начисления пени, даже если мы знаем, что собственник умер, пока не получим на руки нотариальный акт о признании недвижимости бесхозной», – констатирует она.

 

Инициировать процесс признания недвижимости бесхозной самоуправление может, но не всегда это делает. Ведь за услуги нотариусов, как известно, нужно платить немалые суммы. Если специалисты самоуправления узнают о квартире или доме, собственник которых умер, а наследников, скорее всего нет, то они смотрят, на чьей земле расположена недвижимость и оценивают шансы заполучить и землю, и недвижимость в собственность самоуправления. Если шансы высоки, то дума оплачивает необходимые пошлины за труд нотариуса. Тот объявляет в Latvijas vēstnesis о поиске наследников. Если те в указанный срок не дают о себе знать, издается вышеназванный акт.

 

Только тогда начисленный налог на недвижимость и пеня списываются. А до этого момента человек, хоть и умер, по земным латвийским законам, остается должен. Такой вот юридический казус. Но причина его кроется в том, что если на собственность все же найдутся наследники, то они не смогут заполучить дом или квартиру «чистенькими», без долгов. Ведь вступление в наследство, по латвийским законам, это не только перенятие определенных благ, но и связанных с ними обязательств.

 

Возвращаясь к конкретному случаю, Ивонна Фунте признает, что 21 год начисления налога мертвому человеку – это, безусловно, очень много. Но дело в том, что дом по ул. Добелес, 47, в кадастровой системе значится как единый объект, не разделенный на квартирные собственности. Другими словами, адреса «Даугавпилс, ул. Добелес, 47–3» в Латвии официально не существует. Поэтому, очевидно, данный случай и не попадал в поле зрения налоговых специалистов Городской думы. Вообще же, как указывает Ивонна Фунте, ее коллеги работают с крупными должниками и постоянно «проходятся» по всем городским улицам.

 

Улиц больше 300, так что оценка ситуации и оформление соответствующих бумаг по всему городу занимают не один год. По всем улицам «прошлись» – и можно начинать новый круг выявления неплательщиков и/или причин образования долгов по налогу на недвижимость. Специалист по вопросам налогов благодарит нашего читателя за информацию по конкретному дому на ул. Добелес и, отвечая на его вопрос, призывает жителей сообщать самоуправлению об известных им объектах недвижимости, одинокие собственники которых скончались, но счета им продолжают приходить долгое время.

 

Сделать это можно, отослав сообщение на адрес э-почты info@daugavpils.lv или позвонив в информационный отдел Думы по тел. 65404344, 65404399.