Вопиющая наглость2

Вопиющая наглость
Газета «СейЧас» часто пишет о проблемах жителей многоквартирных домов, которые не могут договориться с соседями, но оказывается, что и среди жителей небольших домов, разделенных на 2–4 квартиры, кипят нешуточные страсти. В этот раз мы расскажем об одном из самых безобразных случаев пренебрежения чужими правами на частную собственность.

В редакцию газеты «СейЧас» обратилась жительница малоквартирного дома на ул. 18 Новембра, 341, Ирина. Ее сосед Руслан, выкупивший вторую квартиру в этом доме и, таким образом, завладев ровно половиной дома, в этом году начал реконструкцию своей недвижимости. Он и сегодня утверждает, что занимается именно реконструкцией, но по факту часть дома просто снесена, а на ее месте начато новое строительство: стоит каркас и начато возведение стены из блоков. То есть дом был просто «разрезан» пополам, словно пирог, и бывшая перегородка между квартирами вмиг стала внешней стеной строения, чердак над оставшейся половиной дома оказался открытым настежь, а листы шифера на крыше с одного края хаотично торчат. И самое страшное, что это даже не единственная причина конфликта соседей.  

 

Дом весь трещит

 

Ирина рассказывает: «Когда они сносили свою часть дома, то вырвали все бревна, спилили мою крышу под самый торец, не оставив выноса. Потом сделали подкоп под моей стеной, возвели легкий фундамент и стали параллельно моей стене-перегородке строить новую стену. Я писала заявления и в Būvvalde, и в муниципальную полицию, трижды вызывала муниципалов на место. Рабочим запретили строить здесь что-либо до выяснения обстоятельств, но стройка тем не менее продолжалась. Когда я подошла к рабочим и спросила, почему они все еще занимаются строительством, мне ответили: "Būvvalde нам не указ, у нас есть свой командир". В конце концов приехавшему инспектору Būvvalde вместе с муниципальными полицейскими пришлось буквально вывести этих людей со стройки, и только тогда работы прекратились.

 

На сегодняшний день прошло уже более двух месяцев с момента начала этого самоуправства, но мне никто так и не восстановил стену и крышу. В доме постоянно слышится треск, щелчки. На крыше вздыбился конек. Это все говорит о том, что оставшаяся, моя, часть дома проседает под давлением новой стены, которую они начали строить и которая прикреплена к моей стене. Я боюсь, что однажды меня просто накроет крышей, которая не выдержит и развалится. При всем этом просто поражает позиция моего соседа, который не предпринимает совершенно никаких действий для исправления ситуации. Да и вообще, как человеку могло прийти в голову снести часть дома без единого разрешения на снос и строительство? Словно у нас нет ни одного закона, а он сам себе бог и командир!» 

 

Заприметив свою соседку с журналистами компании DAUTKOM, Руслан сам подошел к нам (рядом с домом находится принадлежащий ему автосервис), чтобы высказать и свою точку зрения. Что касается  «отрезанной» части дома, то была начата реконструкция его собственности, но в какой-то момент ветхое строение стало разваливаться, поэтому решено было «просто убрать весь этот мусор, пока никто не пострадал». Руслан подчеркивает, что по указу Būvvalde закрыл «оголившийся» в результате этой «реконструкции» чердак листами влагостойкой фанеры, да и в начале строительства новой стены призывает соседку увидеть исключительное благо, говоря: «Мы строим ее для вас, чтобы вам было тепло и не дуло». Но сетует на то, что сейчас у него буквально связаны руки и он не может ничего ни исправить, ни продолжить, так как ему нужно согласовать проект дальнейшего строительства. Мол, виной всему заявление, поданное Ириной в Būvvalde. Вот если бы она его забрала, то он бы вмиг привел все в порядок…

 

Неудачно баллотировался

 

Ирина с такой постановкой вопроса категорически не согласна. В итоге соседи в присутствии журналистов позвонили главе Būvvalde Валерию Ляксе, у которого на приеме недавно были (но каждый, судя по их разговору, понял услышанное по-своему), и уточнили этот вопрос. Оказалось, Ирина все же была права. Восстановить нанесенный ее недвижимости урон Руслан может и без проекта, главное – чтобы она сама была согласна с проводимыми работами. Для этого нужно вызвать независимого эксперта по строительству и попросить у него совет, как лучше поступить.

 

Такого эксперта, кстати, должен был вызвать сам Руслан, но по факту уже вызывала Ирина. Опытный строитель ей однозначно подтвердил: «Нарушение на нарушении! Если все не исправит, идите в прокуратуру!» На вопрос, почему эксперта не вызвал он и почему вообще ничего не предпринимал, Руслан ссылается на отсутствие времени и некую проверку его предпринимательской деятельности, которая отняла у него много сил.

 

Руководитель Būvvalde Валерий Лякса указывает, что вот так просто снести часть малоквартирного дома, не повредив оставшуюся часть строения, практически невозможно, даже если хорошо продумать этот процесс. «Но случай, о котором мы сейчас говорим, просто вопиющий с точки зрения строительства! Это наглядный пример того, как вообще нельзя делать», – категоричен в своей оценке Валерий Лякса.

 

Вопиющая наглость
Категоричность же Ирины разбивается об учтивые комментарии ее соседа Руслана. «Я представитель общества, я занимаю ряд общественных постов, я открыт для диалога. Давайте обсудим вариант компромисса, который будет устраивать и меня, и вас», – говорит ей человек, бесцеремонно снесший часть дома, в котором живет женщина. На вопрос журналиста о том, как ему вообще взбрело в голову без единого разрешения снести строение и начать новое строительство, Руслан рассуждает о природе законов, ссылается на собственное юридическое образование. Четкого ответа не дает, но продолжает быть наигранно вежливым и спокойным. Соседка и дальше указывает ему на явные нарушения закона и здравого смысла, а он только кивает головой и в десятый раз призывает к некоему компромиссу. Общение в худших традициях политиканов, «замыливающих» глаза избирателям. Руслан Ковалев, кстати, тоже хочет в политику. На последних выборах неудачно баллотировался от партии Риты Строде «Развитие» и не скрывает, что намерен предпринять новые попытки попасть во власть.

 

«Он убил мою мечту»

 

Но пока Руслану Ковалеву предстоит решить спор со своей соседкой. Дело в том, что Ирина почти шесть лет работала в Англии. В доме жила ее престарелая мать. К земельному участку Ирины прилегают 12 соток земли самоуправления, которую она с 2008 года арендует. «Когда я взяла эту землю в аренду, здесь был торф и чернозем, болото. У меня была мечта выращивать на этой земле луковичные цветы в теплицах. Но сосед убил мою мечту. Когда я вернулась этой весной на родину, то застала такую картину: часть моей арендуемой земли засыпана строительным мусором, в остальную часть закопаны горы этого же мусора. Вместо сорняков из этой земли мы вручную достаем куски кирпичей и стекла. Чтобы что-то посадить в эту землю, надо ломиком выкапывать яму. Лопата в нее просто не входит. Да что там говорить, даже тракторист отказался здесь работать, так как сломал плуг о закопанный в землю бордюр. И за эту землю я каждый год плачу аренду!» – восклицает женщина.

 

На упрек в том, что он выбрасывает строительный мусор на землю самоуправления, которая к тому же арендуется третьим лицом, Руслан отвечает: «Это не строительный мусор, а материал», «Он не выброшен, а складирован», «Я готов все убрать с земли, арендуемой Ириной» и даже идет за рулеткой, чтобы отмерить ее законные 12 соток, обещая при свидетелях, что все уберет. Вопрос о том, как он пришел к мысли, что имеет право здесь все это разместить, снова повисает в воздухе…

 

Ко всему прочему, на арендуемой Ириной земле стоит построенный Русланом сарай. Еще одна иллюстрация его вызывающей наглости. Строение незаконное. Что уже признал его автор, заплатив соответствующий штраф. Но это не мешает ему уговаривать Ирину пойти на компромисс, чтобы сарай остался стоять на арендуемой ею земле. Ирина обещает подумать. Руководитель Būvvalde Валерий Лякса без всяких раздумий указывает: «Сарай надо снести. Ирина должна написать нам соответствующее заявление, мы будем принимать меры». 

 

Во время визита журналистов DAUTKOM Ирина и Руслан вбили один колышек, указывающий на границы ее владений. Договорились позвать специалистов-землемеров, чтобы установить остальные границы. А еще пригласить эксперта-строителя, который подскажет, что теперь сделать с оставшейся половиной жилого дома, чтобы она не развалилась и была пригодна для жилья. 

 

Правда, к этим договоренностям Ирина относится скептически, ведь, по ее словам, ей и прежде доводилось слышать от соседа много обещаний, которые он не выполнял. Валерий Лякса также призывает журналиста меньше слушать Руслана, который «вообще много чего говорит». 

 

Тем не менее нам хочется верить, что обещания, данные Ирине на камеру телевидения DAUTKOM, о приведении в порядок ее собственности и владений, будут исполнены. При этом глава Būvvalde признает, что дом на ул. 18 Новембра, 341, – это лишь одна из «горячих точек» на карте нашего города, когда собственники таких малоквартирных домов не могут найти общего языка и уравновесить интересы друг друга. Это в многоэтажках все вопросы решает большинство собственников, а в таких малоквартирных, где, как правило, дом принадлежит двум хозяевам в равных долях, случается всякое – вплоть до такого вот фактического разделения границ собственности, жертвой которого стала Ирина и члены ее семьи. 

 

Но эта женщина полна решимости и говорит: «Я не отступлю. Понимаю, что меня отсюда пытаются выжить. Но я ему не уступлю. Пойду и в прокуратуру, и куда только нужно будет. Но свою мечту на этой земле я осуществлю!»