Елена Нетёсина: «Я счастлива в Даугавпилсе»

Елена Нетёсина: «Я счастлива в Даугавпилсе»
Повод для разговора с актрисой Даугавпилсского театра Еленой Нетёсиной был очень приятным – она номинирована на главную театральную премию страны Spēlmaņu nakts («Ночь лицедеев»). Номинация – «Дебют года» за роли Девочки в спектакле «У нас всё хорошо» (режиссер Луцина Сосновская) и Анютки в «Темных аллеях» (режиссер Георгий Сурков). Кстати, в нынешнем году наш театр представлен в шести номинациях, что само по себе уже событие.

- Елена, давайте я вам сразу задам «неудобный» вопрос. У вас превосходное образование: вы учились в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, окончили Театральный институт имени Бориса Щукина и там же магистратуру по кафедре пластической выразительности. И вы работаете в латвийской провинции. Не приходит в голову мысль, что карьера сложилась не очень удачно?

 

- Нет, не приходит. Я ведь из Риги, вы знаете. Когда поступала в Москве, то всем говорила: моя мечта – вернуться в Латвию, даже не в Ригу, а в небольшой город. И моя мечта осуществилась. Теперь надо идти дальше. Номинирование – это приятная неожиданность и одновременно мое большое личное достижение. Как говорили у нас в театре в Москве, петелька – крючочек. Петелька сделана правильно, и крючочек зацепился. Особо приятно, что «Темные аллеи» по Бунину оценили. И вообще надо подчеркнуть: без всей нашей команды, без атмосферы театра не получилось бы тех образов, которые сейчас номинируются.

 

- Вы приехали к нам два года назад. До этого города практически не знали. Даугавпилс, он какой?

 

- У меня ничего не изменилось с первого визита. Сразу возникли ощущения – я дома. Я хочу домой, хочу в Даугавпилс. Мне здесь комфортно и спокойно. Такая обволакивающая атмосфера, как будто погружаешься в теплое молоко. Меня тут словно губка впитала в себя, и я стала частью чего-то мягкого и теплого. Я всех люблю в театре, со всеми приятно репетировать, «репетиция – любовь моя», как говорил Анатолий Эфрос. Ни малейшего негатива.

 

- Неужели не скучаете по Москве?

 

- Я год жила в Питере, потом долго в Москве, сравнивала их с Ригой. Везде осталась частичка меня. Мне хватает двух-трех недель в Москве для драйва и экшна, мне не нужен постоянный адреналин. Не хочется всё время жить, как в игре «Остаться в живых»: растить когти и зубы. В каком-то смысле там был ад, но этот ад формировал мою личность. Днем – учеба, ночью – работа уборщицей в фитнес-центре. А как же иначе жить, хотя родители поддерживали морально и материально. И вот после ночной смены – бонжур, урок французского языка…

 

- Жесткий мир. Вы ведь на Кремлевских елках еще работали. Это весело? Это трудно? За это хорошо платят?


- Деньги – важное подспорье, но не думайте, что они очень большие. В последний раз, когда рухнул рубль, совсем немного вышло. Я девять лет работаю на Кремлевских елках. Трудно ли – судите сами. Две недели по три спектакля в день. В восемь утра приезжаешь в Кремль и до восьми вечера там – в гримерках и на сцене. Мы делаем большое представление, я играла разных девочек и зверюшек. Зверюшек надо играть в маске, это нелегко, но я выносливая. А коллектив там очень душевный, как здесь. Такая большая семья, где можно отдохнуть сердцем и душой.

 

- Назовите людей, которые определили вашу актерскую судьбу…

 

Елена Нетёсина: «Я счастлива в Даугавпилсе»
- Первым стал Виктор Янсон, я занималась в его студии в Риге. Именно он посоветовал мне поступать в театральный, уговорил маму, которая была против. Отец согласился, маму же пришлось уговаривать. Весь наш семейный клан – учителя, и я собиралась стать учительницей географии. Потом был Владимир Петрович Поглазов, художественный руководитель курса в Москве. Он что-то во мне увидел, четыре года давал очень разные роли. Я играла девочек, многодетных матерей, бабуль всяких… Было много хороших педагогов по речи, по актерскому мастерству, но их имена вам ничего не скажут. Назову еще покойного актера театра Вахтангова и педагога Александра Константиновича Граве. Он работал с нами не как с материалом, а как с личностями, он не подавлял. Граве помогал эмоциям родиться внутри нас и затем их вытягивал из нас; только в этом случае всё становилось настоящим.

 

- Со звездами доводилось работать?

 

- Этуш, Лановой, Дорошина, Казанская Алла Александровна… Когда с ними работаешь, их звездность абсолютно не чувствуется. Обычные люди. Просто ценишь их мнение.

 

- Что вам ближе – театр или кино?

 

- Театр. Он живой. Я снималась в кино, да и сейчас не отказалась бы от хорошей роли. Но не хочется сниматься в полнейшей хрени, которую показывают по ТВ. Вот есть фильм Светланы Проскуриной «Перемирие», у меня там эпизодическая роль, так мы этот эпизод снимали пять дней. За эту роль меня номинировали на «Кинотавре» как лучшую актрису второго плана, но, увы, победить не удалось (лента «Перемирие» получила главный приз открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в 2010 году – примечание Л. В.).

 

- Есть ли у вас кумир на сцене и экране?

 

- Марина Неёлова. Я не люблю ее работы в кино, а в театре она демонстрирует удивительное мастерство. Стоит ходить и учиться.

 

- Какая роль из сыгранных в Даугавпилсском театре оказалась самой близкой? И о каких ролях мечтаете?

 

- В Даугавпилсском театре я сыграла семь ролей. Были вводы в уже готовые спектакли, там главное – вписаться в определенную канву. А так – все роли по-своему близки, они очень разные. Каждый спектакль дает опыт. У нас тут еще такой интернационал сложился: польский режиссер, испанский режиссер… Сыграть я со студенческих лет хочу Хромоножку в «Бесах» Достоевского. Люблю классику и очень рада, что у меня была роль Маши в «Чайке» здесь, в Даугавпилсе. И острокомедийные варианты мне тоже интересны – Хлестакова-женщину сыграла бы с удовольствием.

 

- Чем любите заниматься в свободное время?

 

- Читать очень люблю. В Даугавпилсе записалась в библиотеку. Нужны настоящие книги, не электронные, чтобы страницы перелистывать, и запах чтобы был. Я хожу читать в скверик, расположенный в Крепости. Кино люблю. Недавно провела выходные с Антониони. Он прекрасен. Люблю делать всякие мелкие поделки, например, взяла коробку из-под яиц и сделала из нее шкатулку. Языки люблю…

 

- Много языков знаете?

 

- Французский, английский, русский, латышский. Немного – немецкий и испанский.

 

- Какой вы видите себя через 20 лет?

 

- У меня будет надежная спина, куча детей, работа в театре и иногда съемки в хорошем кино. И пусть всё это случится в Даугавпилсе.