Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»
Можно сказать, что повод для встречи с Валентиной Петровной Абушкевич был банально-календарным: 1 октября отмечается Всемирный день пожилого человека. Возраст свой Валентина Петровна не скрывает – осенью исполнится 81 год, а на мои достаточно неуклюжие слова «Я бы вам столько лет не дала» она ответила «Я и не прошу» и звонко рассмеялась. Смех у Валентины Петровны молодой и заразительный.

Свою жизнь она считает нелегкой и вместе с тем обычной. Родилась в Беларуси, в детстве много болела, потом оказалась в детском доме – эвакуировали как партизанского ребенка: в партизанском отряде была ее мать. Через время семья воссоединилась, с фронта вернулся отец. Окончила медицинский институт, восемь лет работала в сельской глубинке. Вспоминает, что была единственным доктором и лечила детей и взрослых от всех болезней. Роды тоже приходилось принимать. Далее восемь лет отработала в городе Дубровно терапевтом и эндокринологом.

 

В Даугавпилс поехала вслед за мужем – ветеринарным врачом. Здесь уже, будучи опытным медиком, выбрала узкую специализацию – дерматология и эндокринология – и много лет трудилась в железнодорожной больнице и поликлинике. В самом начале 90-х ушла на пенсию. У Валентины Петровны два взрослых сына: младший пошел по стопам отца – стал ветеринарным врачом, а старший живет в Витебске и работает артистом оригинального жанра. «Маг и чародей Сергей Фельдман», - так пишет о нем белорусская пресса. Полгода назад Валентина Петровна похоронила мужа, и боль этой утраты еще очень сильна.

 

Бывшая доктор не любит говорить о болезнях и невзгодах – этих разговоров ей хватило за годы работы. О политике тоже не любит. «Я, конечно, за новостями слежу, но остро политические события не переживаю. Пускай политики сами разбираются», - говорит Валентина Петровна.

 

Ее любимая тема – стихи. Поэзия – давнее хобби. Пробовала писать сама; когда работала, приходилось иногда заниматься юбилейным стихоплетством, но это так, баловство, а не творчество. «Рядом с классиками мои стихи – перевод бумаги», - жестко выносит себе приговор Валентина Петровна. С другой стороны, зачем писать самой, если можно наслаждаться прекрасными произведениями Ахматовой, Цветаевой, Петровых, Гамзатова, Омара Хайяма и прочих поэтов. Моя собеседница не просто любит читать стихи, она изучает биографии авторов, а затем читает лекции в еврейском и белорусском обществах. Был у нее ахматовский период (Анна Ахматова и сейчас одна из самых любимых), так Валентина Петровна ездила в музей в Санкт-Петербург, побывала в Комарово, где похоронена Ахматова, выучила наизусть (!) поэму «Реквием». О «Реквиеме» уже читала лекцию, о творчестве Ахматовой собирается рассказывать в ноябре. Вообще у нее готов целый цикл лекций об Ахматовой.

 

Совсем недавно Валентина Петровна открыла для себя нового поэта. Сейчас она с удовольствием знакомится с творчеством молодой и популярной российской поэтессы Веры Полозковой. «Неплохо, но до Цветаевой и Ахматовой Полозковой далеко», - считает Валентина Петровна. У нее хорошая библиотека, и она до сих пор покупает книги.

 

- Книги теперь такие дешевые стали. Я вот недавно слушала «Литературные прогулки» с Леонидом Ленцем, он говорил о Пришвине, я заинтересовалась. На книжном развале, что на рынке Нового Строения, купила шесть томов Пришвина. Цена одного тома – 50 центов. Большая головка чеснока столько же стоит, - с улыбкой рассказывает Валентина Петровна.

 

Другое увлечение – вязание крючком. Мастерица охотно показывает разные вещи – салфетки, кофточки, шапочки, пелерины, пончо и т. д.

 

Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»
 
Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

 
Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

         
Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

 
Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

 
Валентина Абушкевич: «Я не люблю безделья»

 

- Вязать я научилась в детстве. С 33 лет не выпускаю из рук крючок, каждую свободную минуту использую. Очень не люблю безделья, руки у меня никогда не отдыхают, всегда заняты. Мне нравится всё красивое. Увижу что-то красивое – надо обязательно сделать самой. Я всем говорю: когда умру, бросьте в могилу клубочек ниток с крючком, чтобы я не скучала, - рассказывает Валентина Петровна.

 

Кстати, о смерти она, как и многие мудрые и гармоничные люди, говорит спокойно и без страха. У Валентины Петровны было несколько выставок в Даугавпилсе, и девять лет назад одно местное издание писало: «Праздник моды Валентины Абушкевич. Юдашкин отдыхает».

 

Есть и еще одно хобби, но о нем любительница литературы и рукодельница говорит неохотно: «Совсем банально. Дача. Ничего особенного – многолетние цветы и овощи. Самые простые заготовки на зиму – салаты, кабачки, помидоры. Трудно мне туда добираться, урожай привозить тоже трудно, думаю, придется от дачи со временем отказаться. Хотя как я буду без своих помидоров? Другие я не признаю»…

 

Завершаем мы разговор снова стихами. «Роптать – это не для меня», - говорит Валентина Петровна и цитирует Игоря Северянина:

 

Не устыдись, склонив свои колени,

Благодарить в восторге небеса,

Что зришь еще один рассвет сирени

И слышишь птиц весенних голоса.

 

Собственно, что к этому добавить? Какие интересные и достойно живущие люди нас окружают. Надо о них чаще рассказывать.