Бенефис в честь двух юбилеев

Бенефис в честь двух юбилеев
Во вторник, 29 декабря, Даугавпилсский театр приглашает на необычный спектакль, который не обозначен в официальной театральной афише. 

«Легкое знакомство» – это бенефис, созданный актером и режиссером Владимиром Дупаком в честь своего юбилея и юбилея Илоны Булаж, его партнерши по спектаклю. В постановке также участвуют Наиля Янсон и Евгений Хайрулин.

 

С Владимиром и Илоной я разговариваю накануне очередной репетиции, конечно же, о приближающейся премьере и не только.

 

– О чем спектакль? Создайте интригу для зрителей…

 

Владимир: 

 

– Осень. Почти полночь. Дождь. Холодно, пусто и неуютно. На улице и в душе. И вдруг в вашу жизнь врывается «ночная бабочка». Что дальше? Развлечение или… В основе спектакля лежит одноименная пьеса популярного во многих странах драматурга Валентина Красногорова. Хорошая пьеса на вечную тему – взаимоотношения мужчины и женщины. Вначале у меня был немного другой замысел: я собирался ставить этот спектакль для Илоны Булаж и Алексея Янсона. Леши в прошлом году не стало, и я решил играть сам. Со всеми участниками постановки я знаком уже более 30 лет. Мы друг друга хорошо знаем и чувствуем, как-то сразу всё сложилось.

 

Илона: 

 

– Я в восьмом классе пришла к Владимиру в студию при народном театре. С тех пор мы дружим. У нас тогда был очень популярный спектакль «Ящерица». И нынешний спектакль – это в каком-то смысле дань старой дружбе и народному театру.

 

Тут Владимир с хитрой улыбкой обратился к Илоне и процитировал свою недавнюю роль – Сорина из чеховской «Чайки»: «Прелестная была девушка. Действительный статский советник Сорин был даже влюблен в нее некоторое время».

 

– Володя (мы знакомы давно и на «ты». – Прим. авт.), ты учился в Щукинском театральном училище, и там была целая даугавпилсская тусовка…

 

– Я с детства хотел стать артистом, занимался в Доме пионеров, много читал и по несколько раз смотрел любимые фильмы в «Варпе», был такой кинотеатр, кто помнит. Поступил, правда, на филфак Даугавпилсского педагогического института, оттуда ушел в армию, а потом поступил в «Щуку». Да, нас там было пять человек из Даугавпилса: Вера Храмникова, я, покойный Юра Лауциньш, который долгое время тоже работал в Даугавпилсском театре, потом снимался у известных режиссеров в России, Геннадий Скоморохов, ныне питерский актер, регулярно приезжает в Даугавпилс, у него здесь очень пожилая мама, и Женя Мундум, артист Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, активно снимающийся в сериалах. Многие знают сериал «Побег», он там играл вора в законе. Мы все не потеряли друг друга, поддерживаем связи, общаемся при случае.

 

– После «Щуки» ты работал в народном театре, который участвовал во всесоюзных фестивалях. Это было хорошее время?

 

– Безусловно. Мы работали с рано умершим Игорем Успенским. Наш театр считался одним из лучших в Советском Союзе: «Ящерица», «Матерь человеческая», «Призраки» – эти спектакли стали лауреатами больших театральных фестивалей. Мы ездили в Москву, нам даже командировочные полагались – по рублю в день, как сейчас помню. Некоторые из студийцев связали свою судьбу с театром, например моя партнерша по бенефисному спектаклю Илона Булаж, она у нас работает. Некоторые выбрали иной путь – Юрий Куклис, например. Он педагог. Многие уехали.

 

– Но после любительского театра наступила эпоха профессионального…

 

– С 1988 года началось восстановление Даугавпилсского театра, в 1992-м уже работали две полноценные труппы – латышская и русская. Латышская потом почти целиком уехала в Ригу, но это совсем другая тема. Я преподавал сценическое движение, Вера Храмникова – сценическую речь. Многие мои студенты тоже уехали. Те, кто в начале 90-х ходили в театр, помнят Володю Акимова. Он давно в Питере. Был еще Альберт Альберт, человек невероятно яркой фактуры и пластики. Он в Москве, известный хореограф и танцовщик, режиссер по пластике и хореографии, консультирует известных актеров. Хочется вспомнить Ивана Павлова. Он краславский парень, работал с нашими актерами. В моем спектакле играл муми-тролля и поражал всех акробатическими трюками. Сейчас Ваня в цирке, объездил весь мир.

 

– Кстати, напомнил: ты ведь много лет ставил сказки в Даугавпилсском театре, получил престижный приз «Ночь лицедеев – 2003» за лучшую детскую постановку…

 

– Было такое дело. Теперь не ставлю.

 

– Расскажи о своих любимых ролях – какой без этого разговор с артистом?

 

– Я долго не играл, преподавал. Потом появился Валентин Мацулевич, он ставил в Даугавпилсском театре Чехова. Я сыграл Чебутыкина в «Трех сестрах» и Фирса в «Вишневом саде». Остается только вспомнить хрестоматийное – не бывает маленьких ролей… Чеховские роли для меня самые важные и любимые. Сейчас в «Чайке» Олега Шапошникова и Георгия Суркова играю Сорина. Всё хорошо, только приходится приклеивать бороду, и после клея лицо болит несколько дней… Назову еще давний и важный для меня спектакль «Кукла для невесты», его ставила Вера Храмникова. Мы с ним далеко ездили – в Челябинск, Екатеринбург. Самые лучшие воспоминания остались от работы с Семеном Михайловичем Лосевым в спектакле «Последний срок» по Валентину Распутину. И конечно, Михаил Мамедов, я играл почти во всех его даугавпилсских постановках. Прекрасный профессионал и человек.

 

– Володя, а что за история с твоей фамилией была на Таганке?

 

– Когда я был студентом «Щуки», то нас по предъявлении студенческого билета пускали на многие спектакли известных театров. Хоть в проходе постоять, но пускали. А на Таганку попасть не могли – всегда аншлаг. Мы с товарищами познакомились с девушками, которые работали в буфете Таганки, пришли пораньше, чтобы после буфета сразу в зал. И видим: идут Любимов, главный режиссер, и директор театра Николай Евлампиевич Дупак. Заметили нас. Я и показал Дупаку свой студенческий билет, говорю, что, мол, выдаю себя за вашего племянника… Они только посмеялись. Фамилия, между прочим, редкая. А Николая Евлампиевича я недавно видел на экране на мероприятиях, посвященных 70-летию Победы, ему уже за 90, но он в полном порядке.

 

– У тебя подрастают внуки. Не хочешь, чтобы они связали свою жизнь с театром?

 

– Младшему только полтора года, говорить рано. Старшему 16 лет, он технарь, ему бы лишний раз в гараж сходить. А вот внучка, она учится во втором классе в Русском лицее, ни секунды не сидит на месте. Есть у нее артистизм. Хочу ли я театральной династии? Нет, наверное. Но, с другой стороны, если внучка захочет стать актрисой, я мешать не стану. Лучше русского театра ничего на свете нет…

 

Тут в разговор вернулась Илона:

 

– Мой сын Марк учится на театральном курсе в школе Saules, скоро оканчивает. Думаю, его место в театре. Меня радует его серьезное отношение к профессии. Вообще-то, он в девять лет играл маленького Михоэлса, был у нас тогда такой спектакль. Потом Марк как-то не думал об актерском деле, но сейчас всё изменилось. Возможно, «виноваты» гены дедушки и бабушки – актеров Марата Георгиевича и Аллы Дмитриевны Шелутко.

 

P. S. Начало спектакля «Легкое знакомство» в 14:00. Билеты – в кассе Даугавпилсского театра (телефон для справок 654 26520).