«За истину, культуру и единение!»

«За истину, культуру и единение!»
25 января студенчество по сложившейся традиции отмечает день своей покровительницы св. Татьяны. Праздник этот – церковный, народный и светский, получил свое название в честь мученицы Татианы Римской.

После подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета (1755), Татьянин день стал праздноваться как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. При МГУ действует домовой Свято-Татианинский храм (в правом флигеле старого здания МГУ). 

 

ПРАЗДНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Имя Татиана (Татьяна), несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. Житие святой Татианы исполнено многих чудес, ее судьба – мученическое свидетельство о вере во Христа, совершенный земной подвиг. Татиана родилась в знатной римской семье тайных христиан и еще в детстве избрала жизненную стезю, по которой шла до самого конца. Отказавшаяся от замужества, Татиана отдавала все силы церковному служению: была диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больными, помогала нуждающимся. В настоящее время существует целый сонм святых мучениц Татиан, самая высокородная из них – страстотерпица Великая Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. Современники отмечали ее «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое чувство долга». Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна много сил и времени также отдавала нуждающимся. По ее инициативе «для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий» был создан специальный комитет (Комитет Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны). 

 

В современной Латвии Татьянин день – праздник русской культуры и образования. Организация ЛАШОР, учебный центр «Идея», Латвийская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Латвийское общество русской культуры, общество «Книги детям» и общество S.T.A.R.S. проводят его ежегодно как смотр самодеятельного творчества школьников и педагогов. Главные события праздника – творческие конкурсы для всех, кому интересен русский язык. Это конкурсы: исполнительского искусства; литературных работ; русской каллиграфии; исследовательских работ «Русские в Латвии. Культура, корни, судьбы» и др. Цель – способствовать сохранению и развитию традиций русской культуры, содействовать творческой активности молодежи разных национальностей, росту взаимного доверия молодых людей, укреплению преемственности поколений студенческих корпораций. Кульминацией праздника в этом году станет заключительный концерт «Татьянин день» на сцене Дома Москвы (24 января в 15:00). 

 

О фуксах и филистрах


Московский этнограф Светлана Рыжакова написала книгу о студенческих корпорациях Латвии. В 1940 году такие корпорации были формально распущены, как и остальные общественные, научные организации, действовавшие до установления советской власти. Многие корпоранты подверглись репрессиям, кто-то из них вынужден был покинуть страну. Тема студенческих корпораций долгое время оставалась закрытой для исследований. Интересно, что в этих обществах существовала строгая иерархия. Первая ступень – фуксы (неполноправные члены), обычно это студенты первых-вторых курсов. В течение года новичок (фукс) должен был повиноваться любому, даже унизительному приказу старших товарищей – коммильтонов и филистров. По сути, фуксы состояли на побегушках: сбегай в магазин, передай любовную записку, запиши лекцию и т. д. Из коммильтонов – полноправных, посвященных членов избираются управленцы: сениор, вице-сениор и др. Выпускники вузов – это филистры. Филистры – пассивные члены организации, хотя и платят членские взносы, играют роль наставников, читают лекции. Идея постоянной учебы – центральная для корпораций. Календарный год у корпорантов делится на семестры и подстроен под учебный. С началом учебного года набираются новые члены. Активная корпоративная жизнь заканчивается майской пирушкой. Но корпоранты могут встречаться и летом, к примеру по случаю выезда на природу с устройством пикника. Предусматриваются «внутренние» и «внешние» мероприятия. 

 

На сегодняшний день (по словам исследователя) в Латвии восстановлены почти все довоенные корпорации, их около 50, среди них женских около 20. В числе восстановленных корпораций две русские. Есть корпорации студентов и студенток. 

 

В межвоенное время в Риге большой популярностью пользовался Татьянинский бал, знаменующий окончание 1-го семестра. В нем участвовали все русские студенческие сообщества, корпорации, приглашались и латышские. Обычно бал проводился в Офицерском клубе (угол ул. К. Валдемара и бульвара Калпака в Стрелковом саду), но этого здания уже давно нет. Рижанин Дмитрий Анохин вспоминал, что в празднике принимало участие более 100 человек: известные общественные деятели, академики, профессора, студенты, артисты, литераторы, молодежь. Председателем бала чаще всего избирался академик Н. Богданов-Бельский. Сначала торжественно исполнялся студенческий гимн «Гаудеамус игитур». Затем произносились речи. Далее следовал концерт. На балу царила непринужденная, дружественная атмосфера. За столами пелись студенческие и народные песни, романсы. Танцевали, веселились от души. На вечере выбиралась «царица» бала – самая красивая и обаятельная девушка. Татьянинский бал устраивался ежегодно в январе в честь святой Татианы, покровительницы студентов. Традицию эту с переменным успехом возобновили в 2007 году.

Студенческие корпорации Латвии – одна из менее известных форм объединений, не афиширующих себя в публичном пространстве. Правда, в последние годы появилось несколько информативных интернет-сайтов, знакомящих с историей, принципами и деятельностью большинства корпораций. Эти патриотические академические организации объединяют студентов и выпускников, молодых и пожилых людей, связанных духом коллективизма и традициями.

 

Благодаря Балодису

 

С 1924 года при Латвийском университете был создан целый ряд корпораций, в том числе и действующая ныне русская женская – Sororitas Tatiana («Сестричество Татианы»). 

 

Sororitas Tatiana заявила о себе 17 января 1932 года, когда в нее вошли 19 русских студенток, представительниц женских корпораций – Tatiana и Sororitas Slavia. У корпорации был свой гимн. Основательницей и первым ее сениором стала Вера Кухаренко, обладавшая большим авторитетом среди студенток и выпускниц. Цветами избрали светло-зеленый, синий и алый (значение, соответственно: истина, добро, красота). Девизом корпорации стали слова: Pro veritate, cultura et unitate! («За истину, культуру и единение!»). Примечательно, что «Сестричество Татианы» благословлял сам архиепископ ЛПЦ Иоанн Поммер (почетный филистр этой корпорации). Из рук Иоанна Поммера «Сестричество Татианы» получило икону Богородицы (в 1940 году эта икона была отдана в Покровский монастырь Риги). Но в Конвент президиумов женских корпораций Sororitas Tatianа была принята только в мае 1938 г., став, таким образом, полноценным членом всего женского латвийского корпорационного сообщества. Почетными филистрами корпорации являлись также профессор минералогии ЛУ Борис Попов, профессор юриспруденции ЛУ Александр Круглевский, врач Софья Межина и профессор астрономии Юрис Францман. 

 

И такая историческая статистика: с 1919 по 1940 год из числа всех студенток – выпускниц Латвийского университета (2183 девушки) – 1370 (т. е. 62,8 %) входили в ту или иную корпорацию. Между тем отношение Карлиса Ульманиса к студенческим корпорациям было прохладным. Он полагал, что это чуждая латышам форма самоорганизации и элитарность, закрытость корпораций как таковых создают «непрозрачные» зоны в обществе, препятствуют формированию латышской нации. Тем не менее корпорации не были запрещены после парламентского переворота в Латвии 15 мая 1934 года, и когда в январе 1935 года военное положение было снято, возобновили свою работу. В немалой степени такой позитив связывался с поддержкой военного министра Яниса Балодиса, почетного филистра корпорации Ventonia. 

 

В мае 1934 года собрание Общества филистров обратилось к К. Ульманису с приветственным письмом, в котором выражалось понимание необходимости прекратить работу парламента, т. к. эгоистические устремления партий и неприспособленная для жизни Конституция привели государство в трудное положение. Законодательный орган потерял свою способность выполнять непосредственную задачу и только мешает управлению государством, дезорганизует его аппарат, вмешивается в работу судебной власти. Распространилась коррупция, госучреждения наполнены несоответствующими работниками. Филистры поздравили президента с верными шагами (Filistru Biedrību Savienība 1938). 

В ответ было получено благодарственное письмо от генерала Я. Балодиса. Однако притом что корпорации продолжали существовать, их внешняя деятельность стала не столь активной и демонстративной, как раньше. 

 

В 1940 году сениором Sororitas Tatiana была Ксения Ивановна Карпова, специалист по немецкой филологии. Она и еще 12 «Татьян» довоенного времени дожили до восстановления корпорации в 1990 году. Среди них – Елена Карловна Францман (доктор педагогических наук, заведовала кабинетом русского языка и литературы при Институте усовершенствования учителей, читала курсы лекций в ЛУ, автор десятков учебников по русскому языку и литературе). 

 

С 1995 года эта корпорация аккредитована при Рижском техническом университете. Одна из ее задач – обеспечение преемственности корпорантских традиций, особенно с учетом того, что Sororitas Tatiana – единственная русская женская академическая организация. 

 

Стать «Татьяной» может каждая студентка аккредитованного латвийского вуза, которая серьезно связана с русской культурой. Испытательный срок – один год. Примечательно, что «Татьяны» не должны курить и выпивать. Под «сестричеством» подразумеваются узы дружбы, подобные семейственным. Существенным элементом духовной жизни являются литературные вечера. Сейчас вместе с молодыми корпорантками активно трудятся филистры С. Францман, Т. Фейгмане, Е. Матьякубова. Sororitas Tatiana изначально ставила целью способствовать объединению двух культур на основе любви к двум народам. С одной стороны – это патриотизм и искреннее чувство приверженности к родине Латвии; с другой – истинная потребность в сохранении русских традиций и культуры.