«Я убит подо Ржевом…»2

«Я убит  подо Ржевом…»
3 марта 1943 года город Ржев стал свободен от гитлеровцев. Многим знакомо стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», но далеко не все представляют, сколько жизней унесла Ржевская битва.

Журналиста газеты «СейЧас» на эту тему натолкнул краевед Юрий Чертов, недавно побывавший в российском Ржеве (Тверская губерния) и его окрестностях, причина поездки – навестить родственников жены, родовое кладбище. Но полученные впечатления связывались не только с этим

«В Тверской губернии, вдоль Новорижского шоссе, много памятников и придорожных указателей на братские захоронения погибших в Великой Отечественной войне, – рассказывает Юрий. – Мы останавливались у родных в поселке Хорошево, он недалеко от Ржева.

 

«Я убит  подо Ржевом…»
В Хорошево, в обычном для этих мест доме деревянной архитектуры, есть музей И. Сталина. Верховный главнокомандующий провел в нем ночь с 4 на 5 августа 1943 года, отсюда ушел его приказ о проведении в Москве первого салюта в честь войск, освободивших Орел и Белгород. 5 августа здесь же состоялась встреча Сталина с командующим Калининским фронтом генерал-полковником А. Еременко, будущим маршалом и Героем Советского Союза. До Ржева Сталин добирался на поезде в сопровождении Берии, потом около 4 км на машине. Говорят, это было его единственное посещение мест боев за всю войну. Сталин не мог не побывать в Ржеве, сюда же в 1942-м прилетал Гитлер. Фюрер изо всех сил старался удержать Ржевский выступ – от его острия до Москвы оставалось 150 км. К тому же Гитлер горел желанием отомстить Сталину за Сталинград. К приезду главнокомандующего в Ржеве навели какой-то порядок при содействии пленных немцев, но все же увиденное произвело на него глубокое и тяжелое впечатление. После войны Сталину сообщат о предложении создать музей в доме, где он останавливался. В ответ на это вождь даст указание построить для хозяев своей одноночной "резиденции" новый дом, а относительно музея посоветует лучше организовать не музей, а библиотеку. В музей, мол, никто ходить не будет. В итоге появилась и библиотека, и красный Сталинский уголок.

 

Впоследствии его несколько раз закрывали, впрочем, как и библиотеку, и открывали вновь. В 1983 году библиотеку с памятной экспозицией, посвященной боевым действиям на Калининском фронте и роли Сталина в победе над фашизмом, восстановили в очередной раз. А последнее восстановление связывалось с 70-летием Победы. Тогда появился и бюст Сталина, и мемориальные каменные доски на стенах. Примечательно, что в освобождении Ржева участвовали соединения Калининского фронта, ставшие впоследствии соединениями 2-го Прибалтийского фронта, войска которого освобождали Даугавпилс», – отмечает Ю. Чертов.

 

Газета «СейЧас», со своей стороны, дополняет его слова пояснением представителя военно-исторического общества, открывшего музей в Хорошево. Из пояснения следует, что цели возвеличивать противоречивую фигуру И. Сталина у общества не было, людям просто хотелось отдать дань памяти тем миллионам, которые верили ему, героически сражались на фронте, защищая свое Отечество. Научный директор РВИО М. Мягков говорит, что со Сталиным ассоциируются и небывалые свершения, и акты ужасающих массовых репрессий. Конечно, к этой личности относятся по-разному, но ведь из истории, как из песни, Сталина не выкинешь. Его имя остается в ряду самых известных политических, государственных и военных деятелей XX века, и тут уж ничего не поделаешь.

 

«Наше родовое кладбище находится в селе Ельцы, это в 60 км по дороге в город Осташков, известный своими храмами и женским монастырем. На пути встречается село Филькино, рядом с ним захоронение воинов-якутов. Предприниматели из Якутии возвели на этом месте мемориал и храм-часовню. "Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налете…" Эти строки написаны и о тех 352 воинах-якутах, чьи имена высечены на мраморе мемориала у села Филькино Ржевского района. В боях за освобождение Ржева прославился якутский снайпер Федор Охлопков, он был награжден орденом Красной Звезды», – рассказывал Ю. Чертов. 

 

Пример подвига

 

Странность в том, что, несмотря на грандиозность Ржевской битвы, не уступающей по масштабам Сталинградской или Курской, о ней мало когда вспоминают. Но побывавшим в этой кровавой мясорубке не забыть ее никогда. (Ржевская битва – сражения войск Западного и Калининского фронтов против группы армий «Центр» на Ржевско-Сычевском направлении с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года  – складывалась из 4 самостоятельных наступательных операций.) Согласно официальным данным, в боях под Ржевом в 1942–1943 гг. погибло более миллиона советских солдат и офицеров.

 

Однако по неофициальным данным, потери в Ржевской битве (убито и ранено) составили более двух миллионов бойцов и командиров. По сути, Ржев так и не был взят Красной армией, поэтому причислялся к «боям местного значения». К весне 1943 г. после поражения на южном участке фронта германское командование больше не могло позволить себе роскошь иметь тактически выгодный, но требующий много войск Ржевско-Вяземский выступ. Для латания брешей немцам пришлось пойти на сокращение линии фронта группы армий «Центр», что предполагало отвод войск. Продуманные действия немецкого командования позволили избежать угрозы окружения. В результате, перейдя в наступление, войска Красной армии обнаружили пустой город, видимость присутствия в нем немцев создавал лишь арьергард 9-й армии. Ситуацию с освобождением Ржева предпочитали замалчивать. Между тем в истории Второй мировой не было более масштабного и кровопролитного сражения. По некоторым данным, в Ржевской битве участвовало около 10 миллионов с обеих сторон, она охватывала восемь областей. По стратегической значимости для обеих сторон это сражение стало ключевым. В боях со стороны СССР было задействовано 5 фронтов, более 30 армий и корпусов.

 

«Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боев появилось много "долин смерти" и "рощ смерти". Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди – вот такая "долина смерти". Она хорошо просматривается и простреливается немцами. Ни миновать, ни обойти ее нет никакой возможности: по ней проложен телефонный кабель – он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел.

 

Этот смрад неподвижно висит над "долиной". Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьет фонтан тлетворной вони. Но вот пролетели осколки, ты вскакиваешь, отряхиваешься и снова – вперед», – из воспоминаний ветерана П.А. Михина «Мы умирали, чтобы победить».

 

В сражениях принимало участие более полутора тысяч танков. О подвиге одного из них (в районе деревни Полунино) напишет поисковик и историк А. Волков. 4 августа 1942 года экипаж тяжелого танка (КВ № 25804) атаковал вместе с пехотой деревню Галахово. Когда танк (командир экипажа Пашинин) ворвался в передний край обороны противника, механик-водитель Хайбулин развернул машину и повел ее вдоль переднего края обороны, давя гусеницами пушки и минометы немцев, в это время уничтожались дзоты, доставалось и пехоте противника. Пулеметным огнем помогал старший сержант Бовт. Но, вклиниваясь все глубже в оборону врага, танк наскочил на мину и застыл. Следовало в срочном порядке восстанавливать машину, и тут один из фрицев вскочил на танк с бутылкой бензина с целью его поджечь.

 

Пашинин хотел было метнуть гранату, но та взорвалась преждевременно, командир машины потерял зрение и кисть руки. Тем не менее экипажу удалось выбраться через десантный люк, забраться под танк и окопаться там с двумя пулеметами. Танкисты продержались более 80 часов! Все попытки немцев овладеть танком были провальными. С расстояния в 25–30 метров гитлеровцы забрасывали его толовыми шашками, бутылками с горючей смесью. Экипаж героически отбивался, пока не кончились боеприпасы. Фашисты тем временем подтащили тяжелую пушку и уже в упор расстреливали ненавистную машину. Танк загорелся, в пламени погибли: старшие лейтенанты Митрофанов и Пашинин, техник-лейтенант Хайбулин, старшина Каталонский. И только старшему сержанту Н. Бовту, раненому и обессиленному от голода и потери крови, суждено было вернуться в свой батальон. Он подлечился и продолжил бить врага, мстить за павших друзей, ни один из которых не был награжден за свой последний  в жизни бой. Но и сам Бовт, прошедший войну до конца и подбивший в одном из боев три «тигра», удостоившийся многих орденов, – за сражение под Полунино не получил даже благодарности. 

 

Новые старые имена

 

Если к мемориалу на Мамаевом кургане в любое время года не иссякает поток людей, то в Полунино направляются в основном любители военной истории да родственники спящих в братских могилах. И вот такие говорящие цифры, читатель: к ноябрю 2004 года в Книгу памяти было внесено 8805 фамилий из более 12 000 советских солдат, павших под деревней Полунино в ходе почти месячного штурма «высоты 200» в июле–августе 1942 года и сентябрьских боев за окраины Ржева.

 

Тогда как, по сведениям администрации Ржевского района, на 2012 год в братской могиле деревни Полунино упокоилось уже 12 538. Работы по укреплению воинских захоронений начались примерно через 10 лет после победы под Ржевом. Останки красноармейцев из сотен тысяч отдельных захоронений, а точнее – просто из небольших земельных ям, вбирали в себя огромные братские могилы. Конечно, хотелось захоронить и обозначить имена всех погибших. Но и сегодня в этих местах продолжают натыкаться на останки бойцов. Огромную помощь в установлении имен павших оказывают поисковые отряды. После каждого сезона поисков на братских могилах, на плитах мемориальных комплексов появляются все новые имена солдат, числившихся пропавшими без вести. А это значит, что их потомки наконец могут возложить цветы и возжечь свечу в месте, которое изменить нельзя. Ржев призывает отдать дань памяти вставшим 75 лет назад на защиту своей исконно русской земли.

 

Сколько же неизбывного горя принесла та проклятая война, сколько и скольким надо было претерпеть от нее. И сегодня как никогда нам следует помнить об этом!