Зачем министру нездоровая нация?2

Зачем министру нездоровая нация?
Наш министр здоровья – великий оптимист. Не успев повторно стать главой ведомства теперь уже в «зеленом» правительстве Кучинскиса, он тут же озвучил очередной грандиозный план, согласно которому латвийцы в будущем станут самой здоровой нацией. Ну а сам господин Белевич в сане министра этому, надо понимать, всемерно будет способствовать.

Здоровый образ жизни и здоровая нация  – это больной вопрос для министра здравоохранения. За него он боролся и продолжает бороться самыми замысловатыми способами: от попыток изгнания солонок из кафе до запрета булочек в школьных столовых. А население, или, говоря медицинским языком, пациенты, в то же самое время вынуждены воевать за совсем иные нужды. Например, за право получить от государства жизненно необходимые обследования. 

 

Поделят на «быстрых» и «медленных»

 

Проблема эта назревала давно, но тут ее, как говорится, прорвало. Ситуация развивалась так: в начале февраля в двух ведущих рижских клиниках открылась запись на обследования, оплачиваемые государством, – по квотам. Так вот, чтобы добиться этого самого обследования, очередь пациенты занимали с 6 утра, а телефоны регистратуры и сайты учреждений в прямом смысле «перегрелись» от количества обращений нуждающихся в диагностике людей. Не обошлось без слез и даже драки с вмешательством охраны. И уже к полудню квоты закончились. Оценив ситуацию, министр дал прессе оптимистический комментарий в том ключе, что, мол, место в очереди все желающие получили. А что народ «ломился», так это потому, что в столичные клиники стремится вся Латвия. Народ верит, что в Риге и врачи лучше, и оборудование точнее. И обнадежил: в дальнейшем подобного повториться не должно, потому что у Минздрава есть уже и решение застарелой проблемы. А именно – свежие поправки к правилам Кабмина, которые предусматривают, что пациенты в очереди на обследование впредь будут поделены на группы – приоритетных и тех, кто может подождать.

 

Предполагается, что первенство будет отдано детям и беременным, а также тем, кого врачи отправят с пометкой «срочно». Преимущество будет и у пациентов, у которых обнаружатся признаки болезней, нуждающихся в дополнительном изу-чении. Но гладко было на бумаге, а на деле, как ввести эти поправки в жизнь, не знает ни одна из сторон. Национальная служба здравоохранения пока не может сказать, как изменится скорость попадания к специалистам после того, как пациентов разделят на «быструю» и «медленную» очереди, особенно это касается последних. Непонятно, на сколько для них замедлится и без того не быстрая система. Нет и подсчетов, сколько денег нужно дополнительно на обследование «приоритетных больных». По мнению же главы профсоюза сотрудников здравоохранения и социальной опеки Валдиса Кериса, все попытки Минздрава решить разовыми мерами проблему нехватки квот на оплачиваемые государством услуги обречены на провал. «Проблема в том, что доступность здравоохранения в Латвии в крайне плохом состоянии. В том, что квот недостаточно! И даже если мы сейчас перераспределим квоты от частных клиник в государственные, подвигаем средства туда-сюда внутри отрасли, это не решит в корне главную проблему», – считает Керис. 

 

Нужна финансовая инъекция!

 

Основная же проблема латвийской медицины в том, что финансирование отрасли находится в Евросоюзе на последнем месте. У нас это 2,9% от ВВП. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения конкретно для Латвии – 5%. Это соответствует практике других новых стран – участниц ЕС. В среднем же по ЕС на медицину выделяется более 7% от ВВП. Медики признают, что сегодня около половины семейных врачей каждый год превышают квоты на обследования. И происходит это по той причине, что их количество не соответствует реальным нуждам врачей и пациентов, заявил недавно член правления Латвийской ассоциации семейных врачей Паул Принцис. Конечно, семейные врачи пытаются соблюдать установленный порядок, но их приоритетом является пациент. А система квот противоречит цели здравоохранения – диагностировать заболевания на ранней стадии, заявляют медики. Непонятно только, почему же глава Минздрава в этом вопросе словно не слышит собственных работников? Впрочем, о том, что у министра проблемы с коммуникацией внутри отрасли, немало говорилось и в первую бытность Белевича главой медицинского ведомства. Теперь же дошло и до скандала.

 

Так, в минувшую пятницу руководство отрасли семейных врачей проигнорировало подписание совместного с Минздравом меморандума о сотрудничестве. Аргумент врачей: мы уже много слышали красивых слов от министра, но медицине нужны деньги. «У нас ВВП растет, а государственное финансирование – падает. Министр должен действовать радикально, а не имитировать бурную деятельность. Нужна финансовая инъекция! И только после нее можно говорить о реформах», – настаивают медики. Более того, если диалог с Минздравом, в том числе и о повышении зарплат, не сложится, семейные врачи не исключают возможности акций протеста. Так что забота о правильном образе жизни здоровых людей, на пропаганду которого министр Белевич готов в ближайшее время потратить 54 млн европейских денег, это, конечно, похвально. Но что же делать с теми сотнями пациентов, кто бьется в вековечной очереди за «талончиком» на обследование, кто болен и ждет врачебной помощи сегодня? Помощи в том числе и от Минздрава, пытающегося выдуманными квотами отгородиться от реальности нашей, не способствующей укреплению здоровья, жизни. 

 

Как бороться с перелечиванием?

 

Чудовищным диссонансом звучат на этом фоне рассуждения главы Минздрава о том, что пациенты стремятся в больницу, чтобы просто «полежать на чистом и покушать вкусное», а врачи им в этом якобы еще и потворствуют. И это не шутка! Недавно в одном из интервью господин Белевич признался, что нашей медицине придется всерьез поработать над тем, чтобы искоренить… перелечивание пациентов. И даже Грецию в пример привел, где государство специально нанимает экспертов, «которые проводят аудит государственных больниц на предмет правильности принятия решения – нужно ли было делать операцию, необходимо ли было держать пациента столько-то дней на аппарате искусственного дыхания и так далее». Что ж, надо понимать, что и местным экспертам работы от Минздрава в ближайшем будущем прибавится.

 

Что касается больниц, то некоторые стационары уже «готовятся» к борьбе с подобными недостатками. А как еще объяснить наделавший немало шума недавний случай, когда пациентку с серьезными, как впоследствии выяснилось, диагнозами, загоняли по замкнутому кругу «семейный врач – больница» сначала в родной Елгаве, а потом и в Риге. Линда, молодая женщина, за последние две недели трижды терявшая сознание и испытывавшая ощущение сдавливания в области грудной клетки, многократно обращалась за помощью к медикам, но в госпитализации ей было отказано. Тогда не выдержали нервы 45-летнего отца больной женщины, и он, абсолютно мирный водитель школьного автобуса, пригрозил министерским чиновникам, что за это безобразие кому-то все-таки придется ответить. Тут чиновники испугались, но не за здоровье замордованной пациентки, конечно же, а за собственное бесценное здравие. Доведенного до крайности равнодушием эскулапов безоружного мужчину лихо «повязал» спецназ. Теперь ему грозит до двух лет тюрьмы. Ну а господин министр ЧП прокомментировал просто: «Полнолуние!» В этой фразе, как в капле воды, предельно ясно видно истинное мнение министра о страждущем населении. Да и вообще, чем это не универсальное министерское объяснение любой из проблем латвийской медицины?

 

Ну а если отбросить иронию, то очевидно одно: министр-реформатор Белевич в своих стремлениях ориентируется скорее на заботу о нации молодой и здоровой, в то время как по факту в нашей стране имеется стареющее и больное общество. А упрямое нежелание властей предержащих с этим считаться и привело к тому, что именно медицина стала в последнее время проблемой номер один в глазах латвийской общественности.

 

Помнится, что библейскому Моисею потребовалось сорок лет водить свой народ по пустыне, чтобы умер последний, рожденный в рабстве. Министр Белевич заявил, что на оздоровление населения Латвии  потребуется полвека. Как за это время глава Минздрава полагает решать вопрос той части населения, которая, несмотря на призывы, все же продолжит болеть, даже подумать боязно. Особенно глядя на то, как все эти задумки уже, так сказать, воплощаются в суровую нашу действительность.