Эрих Диль: грани судьбы

Эрих Диль: грани судьбы
100 лет тому назад приват-доцентом Петроградского университета по кафедре классической филологии был назначен уроженец Динабурга Эрих Вильгельм Диль. 

Эрих Вильгельм Диль, родившийся 13 января 1890 года в Динабурге, происходил из семьи прибалтийских немцев. Его отец Вильгельм Диль служил инженером-технологом и состоял в должности начальника вагонного парка в Динабурге. О матери будущего ученого мужа Кларе Диль (в дев. Янсен) известно немного. Через несколько лет семья Диль перебралась в Москву, где Эрих был определен в шестиклассное реальное училище при храме Святых Апостолов Петра и Павла (1897). В дальнейшем он обучался в училище при немецкой реформаторской церкви Санкт-Петербурга, которое весной 1908 года окончил с золотой медалью. В этом же году Э. Диль поступил в Санкт-Петербургский университет. На кафедре классической филологии молодой человек слушал лекции Ф.Ф. Зелинского, М.И. Ростовцева, И.И. Толстого и др. светил своего времени.

 

По окончании отделения древних языков историко-филологического факультета Петербургского университета (1913) с дипломом I степени Диль был оставлен при этом вузе в качестве профессорского стипендиата; продолжал работать под руководством Ф.Ф. Зелинского. Отмечают, что в период университетской учебы Диль давал уроки латинского языка. В 1913–1915 гг. он принял участие в археологических раскопках в античной Ольвии (древний город, в начале XIX века – Новороссия).

 

После защиты магистерской диссертации (1916) Э.В. Диль назначается приват-доцентом кафедры классической филологи Петроградского университета. В это непростое для страны время, отстраняясь от тревожной действительности, он также преподает латинский язык и гимнастику, работает помощником классных дам в Реформатской школе Петрограда.

 

Одновременно в «Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» публикуются статьи Диля по древней географии и археологии Юга России. Имя Диля знакомо и читателям рижской газеты «Rigasche Zeitung», где выходят его статьи. Летом 1916 года Эрих Вильгельмович (в России – Васильевич) принимает участие в археологических раскопках в Туркменистане, где была найдена значительная коллекция римских монет. А вскоре по результатам Всероссийского конкурса избирается на должность экстраординарного профессора кафедры классической филологии Томского университета и приказом Временного правительства от 1 июля 1917 года утверждается в этой должности. 

 

Миссия невыполнима

 

В Томске Э.В. Диль преподавал классическую филологию, общий курс истории греческой литературы, греческий и латинский языки, проводил семинар по истории римской литературы, читал курс истории римской литературы, лекции по античной метрике. И всё это во время, когда громыхала Первая мировая война, ставшая серьезным дестабилизирующим фактором, повлиявшим на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим в результате войну гражданскую.

 

В 1919-м занятия со студентами Дилю приходилось проводить на дому – помещения университета были заняты войсками армии А. Колчака. Но этот год принес с собой и другие события: летом Э.В. Диль был откомандирован в с. Фоминское Бийского уезда Алтайской губернии с целью археологического обследования неолитической стоянки в предгорьях Алтая. В этот период ученый активно участвует в работе съезда по организации Института исследования Сибири. Литографическим способом издается его «Греческая хрестоматия», а двумя годами позже выходит учебное пособие Э.В. Диля «Латинская хрестоматия для нужд академического преподавания».

 

С июля 1921 года по 20 марта 1922-го Диль руководит языковыми курсами для учителей в Томском университете, а также ведет уроки немецкого в средней школе Томска. Он же является одним из организаторов в Томске скаутского движения в годы гражданской войны, возглавляет отделение общества «Русский скаут». И что уж совсем удивительное для нашего времени – ученый находит возможным писать статьи на общественно-политические темы в газете «Сибирская жизнь». К этому биографическому периоду  Э.В. Диль был женат на Марии Августовне (в девичестве Вальденберг, род. в 1896 году, в Либаве Курляндской губернии). Мария Августовна – выпускница Демидовских курсов новых языков, была преподавателем немецкого языка.

 

У супругов с годами народилось четверо детей, Карина Мария появилась на свет в Москве (1922), а Ингеборга Клара Герда (1923), Эрвин Август Эрих (1926) и Ивар Магнус Вильгельм (1931) – в Елгаве (Латвия).

 

В 1918 году (август-сентябрь) в Екатеринбурге находился генерал А.Н. Гришин-Алмазов, обратившийся в Томский университет, чтобы его представители помогли собрать материалы, имеющие отношение к судьбе царской семьи, расстрелянной в июле, и принять меры по сохранности ее архива. Э.В. Дилю предстояло перевезти имеющиеся документы в Томск для безопасного хранения их в библиотеке Томского университета, для чего была выделена специальная комната. Э.В. Диль побывал в доме инженера Ипатьева, ознакомился с вещами, книгами и документами, принадлежавшими семье Николая II. Однако выполнить порученную миссию не получилось. В Томск Диль вернулся с пустыми руками, если не считать сделанной им копии со страниц записной книжки, принадлежавшей гоффлектриссе Е.А. Шнейдер. 

 

Нацистский след

 

В 1922 году Э. В. Диль подал прошение о приеме его в Рижский университет. Во время переезда, в Москве, Эрих Вильгельм заболел тифом и был госпитализирован. Известно, что в июне 1922 года Диль переехал в Елгаву (Митава) и с 1 июля возобновил преподавательскую деятельность в Митавской классической гимназии. Обучал французскому, латинскому и греческому языкам. Примечательно, что, несмотря на все ученые заслуги, Э. В. Диль не был принят в состав профессоров Рижского университета – его ученые степени в Латвии не признали. Приват-доцентом факультета филологии и философии Рижского университета Диль был избран 2 сентября 1922 года, однако утвердили его в этой должности только 28 июня 1929 года. 

 

16 февраля этого же года приват-доцент Э.В. Диль в Риге читал доклад на тему «Современная классическая гимназия, ее корни и основное задание», где делался акцент на важности классического образования. Классическую школу часто упрекают в упоре на предметы, ненужные в современной жизни (например, классические языки). Однако именно коммерсанты охотно принимают к себе на работу лиц, имеющих такое образование, убежденно говорил Диль. В рамках доклада была изложена история возникновения, развития классической школы. По мнению докладчика, развитие национальной культуры возможно только на основе существующего классического образования. Пройдут годы, прежде чем Э.В. Диля допустят к защите докторской диссертации, которая была защищена  27 мая 1938 года. Диль получил степень доктора философии и в 1939 году был назначен профессором кафедры классической филологии в Латвийском университете. Э.В. Диль читал очень многие курсы в ЛУ, вел семинарские занятия на тему истории Древней Греции. При этом не прекращалась его научная деятельность. Диль поддерживал связи с университетскими преподавателями в Ленинграде, с исследователями из Германии и Польши. А вместе с норвежеским профессором Самсоном Эйтремом редактировал второй том «Греческих магических папирусов» К. Прайзенданца.  В Латвии Э. В. Диль составил греко-латышский словарь, ездил с лекциями в Германию. Фактически именно Диль основал в Латвии школу классической филологии.

 

Завершение рижского периода связывалось с 1939 годом, когда 13 октября Э.В. Диль подал прошение ректору ЛУ об увольнении в связи с  экспатриацией из Латвии. Сначала семья поселилась в Варте, позднее перебралась в Познань. А потом случилось невообразимое – в 1940 году Э.В. Диль присоединился к штурмовым отрядам (СА), участвовал в работе нацистских организаций. В 1942-м вступает в НСДАП.

 

В январе 1945 года семья Диля бежала от наступающей Красной Армии в Тюрингию и поселилась в Грайце. Но уже в феврале профессор Познаньского университета Э. Диль был призван в фольксштурм и попал в плен Красной армии. Он проведет в Красногорском лагере для военнопленных несколько месяцев. Освобождение пришло 13 сентября. Э.В. Диль вернулся в Грайц, где 1 декабря 1945 года ему предложили заведовать кафедрой археологии в возобновившем работу Йенском университете.  Но через две недели Диля уволили за обнаружившееся членство в различных нацистских организациях. Какие у этого одаренного и деятельного человека были причины для вступления в них, сказать сложно.

 

До 1947 года Э.В. Диль работал переводчиком, после чего был назначен профессором кафедры русского языка Йенского университета. К 1952 году Диль подготовил к печати детальный указатель к «Своду источников по Скифии и Кавказу», однако его стремление сохранить возможность научных занятий стало причиной конформистского поведения, что негативно оценивалось в среде коллег и студентов.

 

Как бы то ни было, подготовленный труд так и остался неопубликованным. Машинописная версия текста была обнаружена только в 2000 году, когда с момента скоропостижной кончины Э.В. Диля минуло 48 лет.