Кувшин разбили вдребезги – на счастье

Кувшин разбили вдребезги – на счастье
12 октября была перерезана символическая синяя ленточка у входа в Центр глиняного искусства в связи с его открытием. А еще вдребезги разбился глиняный кувшин – на счастье!

Два года Даугавпилсская дума и самоуправление Утенского района реализовывали проект латвийско-литовской программы по развитию креативного туризма посредством создания  Центра глиняного искусства в Даугавпилсе и Утене. Ведущий партнер проекта – Утенский креаведческий музей. Для Даугавпилса, по словам координатора проекта Оксаны Ячменевой, он обошелся в 28 тыс. латов при общей стоимости около 300 тыс. латов. В результате керамисты получили возможность для всевозможной творческой работы с глиной.

 

Янис Сайковскис, работавший еще со Станиславом Вилцанcом, организовал для журналиста газеты «СейЧас» экскурсию по Центру. «У нас сегодня двойной праздник,  – пояснял он при этом. – Открытие Центра и 30-летие керамической студии Latgale. В настоящее время идет обкатка нового оборудования. Посмотрите, как усовершенствован современный гончарный круг, работает совсем бесшумно. Достаточно нажатия ногой педали, и он уже в действии. Можно регулировать обороты, скорость. Но мы и о старом гончарном не забываем – с ним вся молодость прошла». Янис подводит меня к выставочным стендам, на которых представлены работы юных учеников даугавпилсских художников, осваивающих глиняное ремесло в рамках проекта. А ведь молодцы наши ребята! Какие интересные работы смогли выполнить своими руками! К каждому из пяти керамистов – Янису и Марии Сайковским, Лилии Зейле, Лигите Пакне, Илоне Шауше – были прикреплены по три ученика. Здесь же на выставке оригинальные работы Романа Сайковскиса – сына Яниса и Марии. Теплеет на душе от керамики ныне покойного мастера С. Вилцанcа, чьи работы предоставил для выставки городской музей.

 

Потом Янис показывает электропечи, их четыре. Под откинутыми крышками свежеиспеченные труды. Принимаю в руки синего орла, но тут же опускаю обратно в «гнездо» – горячо, не удержать керамическую птицу. Здесь же находятся две сушильные камеры. В Центре предусмотрено оборудование для приготовления глины и глазури. Во дворе – дровяная печь, где можно осуществлять универсальный обжиг керамики различного типа. М. Сайковская обращает мое внимание на лошадь, вылепленную ее руками. Сытая и ладная лошадка символизирует латгальское трудолюбие, плодовитость и некую покорность, что ли. Впрочем, покорность уже относительна – разбегаются «латгальские лошадки» на дальние заграничные «пастбища», там и приплод приносят.

 

Но вот уже звучат поздравительные речи, дети фольклорного коллектива Dzismeite в национальных костюмах исполняют латышские и латгальские песни. Даугавпилсским художникам-керамистам вручаются цветы и благодарственные грамоты. Выступают представители Городской думы, Управления культуры. Награждаются грамотами и те, кто воплотил этот проект в жизнь. Янис Буткевич приглашает к микрофону представителей Утенского музея. Литовка Лилия Иовариня, поздравляя с открытием Центра (на так пригодившемся русском языке), неожиданно сравнивает его с белым лебедем, утверждая при этом, что белый лебедь – это так уютно и хорошо, что можно только радоваться таким результатам. По залу невольно проходит смешок – вот что значит не знать местных достопримечательностей! В заключение она выражает надежду, что несмотря на окончание проекта, творческое сотрудничество между Даугавпилсом и Утеной будет продолжаться, и приглашает на открытие Центра глины в Утене, которое состоится в ноябре.

 

Подхожу к Руте Гиптере, директору музея, в чьем ведении пока находится Центр глиняного искусства. На вопрос, не жалеет ли она о том, что Центр перейдет к ЦЛК, Гиптере отвечает: «Центр перерос уровень музея. В ЦЛК больше возможностей. Там работают режиссеры мероприятий, существуют другие финансовые ресурсы. Но это совсем не означает, что наше сотрудничество прекратится – мы всегда рады предоставить музейные площади для выставок даугавпилсских художников-керамистов».

 

Илона Шауша, Лилия Зейла, Майрита Фолкмане, Валентин Петяко, Лига Чибле, Владислав Забиняко… – вот те, кто создает сегодня новое керамическое искусство, чьи работы узнаваемы, потому что имеют свое лицо. И это здорово! Но все же и об истоках глиняного мастерства забывать не следует. В этом смысле важно, чтобы для гончарного круга Станислава Вилцанса, не дожившего до дня сегодняшнего, как сказала Рита Строде, нашлось место под крышей современного Центра глиняного искусства. Дорога в будущее ведет из прошлого, какими бы креативными мы сегодня ни были.