Английская мозаика

Английская мозаика
Побывать в Англии и не пообщаться на тему «брексита», да и вообще, за жизнь для человека любознательного просто невозможно. 

Расскажу о том о сем по собственным наблюдениям и информации, полученной от людей, для меня близких, проживающих в муниципальном районе Манчестера и пригороде Бирмингема. 

 

Начну с того, что все, с кем мне довелось встречаться во время недельного пребывания в Туманном Альбионе, результатов «брексита», как и проблем с наплывом ближневосточных беженцев, пока не ощутили. Связывается это с тем, что мои собеседники живут в благополучных районах, где преобладают коренные жители этой страны, в крупные города выбираются, только если на то возникает необходимость. 

 

В октябре Верховный Суд Великобритании заслушает двухдневный правовой спор по вопросу «брексита», противников которого будет представлять Дэвид Панник, блестящий юрист Британии. Штат сотрудников созданного министерства по вопросам Brexit за последние недели вырос в 4 раза. Под руководством министра Д. Дэвиса трудится 200 человек, в будущем их станет вдвое больше. «Великобритания не сможет запустить официальный процесс выхода из ЕС до тех пор, пока ее специально созданное для этого процесса ведомство не заработает в полном составе», – подчеркивает министр на страницах еженедельника «Англия».

 

Английская мозаика
 
Английская мозаика

 
Английская мозаика

 

Между Манчестером и Бирмингемом я выбрала для экскурсии последний. Было интересно взглянуть, как живет Бирмингем – родина промышленной революции. Именно здесь некогда зарождалась химическая промышленность, начиналось использование паровых двигателей. И сегодня тут есть чему удивиться. Над музеем и художественной галереей вознеслась башня Биг-Брам, часы которой продолжают отсчитывать время. Эта башня на площади Чемберлена – «сестра» лондонского Биг-Бена. Город восхищает и своей крупнейшей в Европе библиотекой, открывшейся в 2013 году. Невозможно пройти равнодушно мимо «золотого» памятника изобретателю Джеймсу Ватту и двум его соратникам. Именем Ватта названа единица измерения мощности. Бирмингем известен и своим ювелирным кварталом, где, признаюсь, не побывала, чтобы не расстраиваться. 

 

Государственные музеи в Англии, включая известнейший Британский, остаются бесплатны для посещения. Вместе со своими дорогими спутниками я побывала в музее истории города, заглянула в кафедральный собор Св. Филиппа – резиденцию епископа Бирмингема, где установлен орган 1715 года «рождения», а еще в храме Св. Мартина с его чудными мозаичными витражами. Помимо монументальных храмов и прочих памятников, Бирмингем гордится своими университетами. Отмечу, что никаких изменений для граждан ЕС, обучающихся в британских вузах в связи с «брекситом», в этом учебном году нет, т. е. они получают правительственное финансирование в виде студенческих займов до окончания курса. На студенческий кредит могут рассчитывать и те, чей супруг/супруга – гражданин ЕС. Даже если вы не работаете, а ваша жена/муж работает не менее 12 часов в неделю, вы имеете право на 10 тыс. фунтов стерлингов в год на расходы на проживание, поясняет представитель London School of Business – компании, помогающей людям в самом начале обучения и способствующей получению необходимого финансирования («Англия»).

 

Суперсовременные здания Бирмингема соседствуют с историческими, при этом архитекторы продолжают изыскивать возможности возведения новых высоток во имя экономии пространства в центре второго по численности населения города после Лондона. Променад Бирмингема – вместилище множества праздных пешеходов, любопытных туристов и людей, чей ежедневный заработок связывается с Нью-Стрит. В итоге живая картина напоминает этакое реалити-шоу. Кто-то играет на гитаре, собирая уличную дань, кто-то жонглирует горящими факелами или торгует воздушными шарами – их столько, что кажется, вот-вот поднимут продавца в воздух. Есть и громогласные проповедники. «Подходите! Бесплатное изучение ислама!..» – выкрикивает в микрофон черноглазый бородач, перед которым на столике разложена соответствующая литература. Неподалеку другой миссионер силится обратить доверчивые души в иную религию. 

 

Большинство людей одеты в непритязательную и удобную европейскую одежду, но встречаются и мужские головы в чалмах, женские фигуры в индийских сари, мусульманской парандже, хиджабе. Видела и тех, кто не мыслит свою жизнь без никаба – головного убора, закрывающего лицо, с узкой прорезью для глаз. 

 

В Великобритании ислам – вторая по численности приверженцев религия. Половина населения мусульман – коренные жители этой страны и почти 73% идентифицируют себя как британцы. По словам моих собеседников, в Великобритании около 1000 мечетей. Центральная мечеть Лондона вмещает более 5 тыс. человек. В начале этого года вблизи города Лютон проходил «христианский патруль». Активисты Britain First держали в руках кресты и раздавали листовки, за что на них обрушился шквал угроз и оскорблений со стороны проживающих там мусульман. Они кричали: «Это наш город, это наша страна!» Без вмешательства полиции не обошлось. Кстати, на меня английские полицейские произвели приятное впечатление. Стражи порядка в шлемах дизайна 1863 года стояли на перекрестках по двое и дружелюбно отвечали на возникающие у прохожих вопросы. По замыслу создателя первой в современной мировой истории муниципальной полиции Роберта Пила, полицейские поставлены в услужение жителям. Однако кое-что с тех пор все-таки изменилось. Любой англичанин напомнит, что раньше беременная женщина в случае необходимости могла попросить у полицейского его высокий шлем, дабы справить естественную нужду. Но такого рода услужливость давно не практикуется. 

 

Английская мозаика
 
Английская мозаика

 
Английская мозаика

 

Отвечая на мои расспросы, Оксана рассказала, что многие жители Англии не прочь принять к себе на временное жительство студентов из ЕС. Условия при этом взаимовыгодные. Платить за жилье и питание студентам не надо, кроме того, полагаются деньги на карманные расходы (70–100 фунтов в неделю), но в обмен потребуют помощь по дому или присмотру за детьми. Симпатичная традиция, когда бонусом познание английского языка и культуры принимающей стороны, именуется Au Pair. Озвучивался и такой нюанс: англичане плохо разбираются в прибалтийцах, для многих что латыш, что литовец все равно поляк. Тогда как эстонцев они почему-то отличают лучше, знают, что есть такая страна на карте мира. Что касается Лондона, то, по словам моих рассказчиков, которым довелось пожить и там, англичане в столичных супермаркетах продавцами-кассирами не работают, считая это ниже своего достоинства. Центр Лондона говорит на многих языках, часто это хинди, польский, какие-то арабские диалекты, русский… или английский с акцентом, в качестве языка межнационального общения. Англичане предпочитают селиться в отдельных низкорослых домах, расположенных в предместьях Лондона. Есть города, где англичан 98%, но есть и такие, как Болтон (в 15 км к северо-западу от Манчестера), где количество темнокожего населения стало преобладать. Точных данных о числе мигрантов нет – многие нелегалы, живут без регистрации. «В Болтоне жизнь очень отличается. Британцы предпочитают не соваться в некоторые районы…» – отмечает Оксана, жена инженера по качеству на одном из крупных предприятий.

 

«Наша семья арендует небольшой дом в спальном районе, недалеко от Манчестера, – продолжает она. – Здесь все на уровне. В месяц платим 675 фунтов, вместе с оплатой коммунальных счетов получается около 900 фунтов. Англичане, с которыми мы общаемся, производят впечатление добрых и вежливых людей. В то же время они не такие эмоциональные, как мы, более уравновешенные. Очень любят маленьких детей. При виде ребенка могут остановиться на улице и начать с ним общаться. Здесь принято вступать в диалог с продавцом, когда перекинуться парой слов на разные темы – в порядке вещей. Случись какая-то аварийная ситуация на дороге, машины останавливаются, водители предлагают помощь. Но это только англичане или те, кто живет здесь долго. Однако и контроль с их стороны тоже немалый. В первую неделю после рождения ребенка к нам пришла акушерка в паре с соцработником – ему надо было убедиться, что ребенок будет расти в нормальных условиях. Важно сохранять дружеские отношения с соседями, иначе запросто сообщат в соцслужбу о том, что, по их мнению, не так как надо. Роды в Англии принимают бесплатно, мы ничего не платили. Если беременность протекает хорошо, рекомендуется рожать дома. В этом случае приезжает акушерка со всем необходимым. Распространены и Birth центры, они имеют вид двухкомнатного гостиничного номера с обязательной детской кроваткой. Пребывание в таком центре для роженицы также бесплатно». 

 

А от Любы я узнаю, что те англичане, с которыми она знакома, рады итогам референдума по выходу из ЕС. Надеются, что в стране станет меньше мигрантов, уменьшатся налоги. Люди считают, что Великобритания слишком много вкладывала в Евросоюз. «Минимальная зарплата в Англии 7,20 фунтов в час. Пособие по безработице для зарегистрированных в центре занятости – 74 фунта в неделю. При этом оплачивается большая часть аренды жилья; рецептурные медикаменты и посещение стоматолога бесплатны. Граждане ЕС, прожившие в Великобритании менее пяти лет, не имеют права на социальные пособия, если они (и члены их семьи) не доказывают свою экономическую активность. В то же время для большинства мигрантов из Европы пособия по безработице не имеют принципиального значения, люди устраиваются на работу в первые месяцы после въезда в страну. Безработица в Англии минимальная, найти работу нетрудно, другое дело – у каждого свои запросы, кто-то доволен 230 фунтами в неделю, а кто-то хочет 230 фунтов в день», – говорит она. Имея трехлетнюю дочь, Люба с мужем – профессиональным сварщиком на буровых вышках, уже размышляют, как их малышка пойдет в школу – в Англии дети начинают учиться с четырехлетнего возраста, одновременно вводится школьная форма. Люба тоже делает акцент на осторожном обращении с детьми.

 

Ее подруга как-то испытала настоящий шок – семью чуть было не поставили на учет за то, что муж посмел шлепнуть своего ребенка по мягкому месту. Случай связывался с тем, что сын, не дождавшись зеленого сигнала светофора, выбежал на проезжую часть, за что и был по-отечески оперативно наказан. Казалось бы, пустяковый эпизод заслужил пристального внимания соответствующих органов. На первый раз семья отделалась предупреждением. Что касается школы, то и тут тема взрослый/ребенок непростая. Так, учитель не имеет права остаться со школьником наедине – при беседе воспитательного или иного характера обязательно должен присутствовать ассистент, как, впрочем, и на уроке. Вот такие они, уроки английской жизни.