Бал Марты почтит своим пением Орфей

Бал Марты почтит своим пением Орфей

Подготовка к балу Марты в Даугавпилсской крепости (20 мая), идет полным ходом, а наши читатели тем временем продолжают узнавать некоторые подробности предстоящего волшебства. Одна из них связывается с тем, что это уникальное для Даугавпилса мероприятие украсит выступление звезд, блиставших на сцене Латвийской Национальной оперы.

 

В их числе контр-тенор Сергей Егерс, чей редчайший голос не раз звучал под сводами рижских храмов. В 2011 году Сергей Егерс и Диана Яунземе (орган) записали в Домском соборе знаменитое Ave Maria.

 

Контр-тенор – самый высокий из мужских оперных голосов, соответствующий по высоте женскому контральто, мецо-сопрано или сопрано. Большинство музыки, исполняемой контр-тенорами, написано в эпоху барокко – это духовная музыка и оперные партии, предназначенные для певцов сопранистов и альтов. Такую музыку писали Гендель, Каччини, ранний Моцарт, Скарлатти, Бах…

 

Сергей Егерс родился в 1979 году в Елгаве. Окончил Латвийскую музыкальную академию им. Я. Витола. В 2005 году – магистратуру по классу вокального пения у профессора К. Зариньша. Мастерство оттачивал в Швейцарии у профессора А. Шолла, а также на мастер-классах у профессора Р. Экспера во Франции. В биографии исполнителя был период (1996 –2005), когда он работал преподавателем музыки в дневном центре опеки Saule и в детдоме Vita.

 

Первые шаги в карьере Сергей Егерс делал в оперной студии «Фигаро» (при музыкальной академии). Концертная деятельность началась с 2001 года. С тех пор вокалист выступает на многих престижных сценах, его сольные концерты проходили в Латвийской Национальной опере и доме Черноголовых.

 

На сцене Латвийской национальной оперы и балета С. Егерс дебютировал в роли Ангела в опере Рубинштейна «Демон», чем привел в восторг рижскую, а позднее и финскую публику -- Сергей участвовал в Савонлиннском оперном фестивале (Финляндия, 2004).

 

А далее последовали роли из золотого репертуара контр-теноров -- Орфей (опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»), Ринальдо (опера Г. Генделя «Ринальдо»), Руджеро (опера Г. Генделя «Алчина»).

 

Гастроли Сергея Егерса проходили в Польше, Литве, Эстонии, России, Германии, Великобритании, Беларуси, Испании, СШ, Канаде и др. странах. Певец с успехом участвовал в международных конкурсах, в том числе конкурсе теноров памяти Лучиано Паваротти в Санкт-Петербурге (2008). О Сергее Егерсе снят документальный фильм «С тобой на ты» (реж. Д. Симанис) и видеоклип Panis Angelikus (реж. У. Розенбаума). Выпущено несколько компакт-дисков Егерса, в том числе Dziesmiņas remdējos – обработка латышских народных песен в аранжировке Р. Тигулса.

 

С сентября 2009 года Сергей Егерс преподает вокал на кафедре старинной музыки «Латвийской музыкальной академии».

 

Примечательным моментом в творческой биографии певца стало его участие в праздновании 275-летия Рундальского дворца, первый камень, в фундамент которого заложил в 1736 году сам Б. Ф. Растрелли. Изюминкой на юбилейном «торте» стало прибытие из разных стран наследников династии герцогов Биронов. Этот день невозможно было представить без старинной музыки, которая была предусмотрена также, как и на предстоящем балу Марты в Даугавпилсской крепости. В 2011 году музыковед Марис Купчс обнаружил в Германии забытую оперу Франца Фейхтнера Cyrus und Cassandana, увертюру из которой под сводами Рундальского дворца исполнил знаменитый контр-тенор Сергей Егерс.

 

В интервью газете «СейЧас» Сергей Егерс сказал, что ему не раз доводилось петь на балах. Из телефонного разговора стало понятно, что певец все время куда-то спешит, потому что его везде ждут. «Я все время в полете, самолетная жизнь… Одна страна сменяет другую», -- сказал он. На бал Марты в Даугавпилсе Егерс прилетит из Лондона. «В Даугавпилсе я исполню произведения, созданные в эпоху барокко. Это будут самые известные и популярные барочные арии. Скажу, что я очень рад тому, что могу пробыть в вашем городе два дня. Потом – продолжение гастролей протяженностью в полтора года. Я в творческом смысле свободный художник – лечу, куда хочу…» -- говорил Сергей Егерс.

 

Газета «СейЧас» также узнала, что исполнителя, способного конкурировать с голосом Егерса в Латвии нет, да и во всей Балтии тоже. Когда Егерс учился в Париже у частного педагога, тот утверждал, что музыка Генделя – это его музыка.

 

Однако на вопрос, ограничен ли певец исполнением музыки барокко, Сергей ответил, что нет, -- Егерсу подвластны произведения самых разных музыкальных направлений, и на разных языках.

 

Своих студентов он учит петь, как говорить, просто и естественно выдыхая слова. Но вот эта самая «простота» к ученикам приходит не сразу. Кроме того, зритель, по мнению Сергея, не должен видеть работу певца. Надо «просто музицировать – легко, виртуозно, а не ворочать камни». Егерс за то, чтобы каждый молодой вокалист был в своем деле настоящим художником.

 

Немаловажное место в жизни и творчестве Егерса занимает благотворительность.

 

В 2007 году был основан благотворительный фонд Сергея Егерса. Его цель -- оказание помощи тяжело больным детям, детям с ограниченными физическими возможностями. В спектре благотворительных мероприятий Фонда – интегративный фестиваль сценического искусства для детей с особыми потребностями. Этот фестиваль уже многие годы организуется совместно с Mārtiņa Fonds, в нем принимают участие дети со всех регионов Латвии.

 

Сергей Егерс известен и как активный участник благотворительных концертов, сбор от которых позволяет осуществлять ремонт храмов, -- так певец принимал участие в концерте, посвященном реставрации позолоченного фасада Домского органа.

 

Как видим, голос Егерса служит самым разным целям, но их объединяет одно – все эти цели благородны.

 

PS. Учитывая, что Марта Скавронская, (в честь которой назван ожидаемый всеми бал), – личность историческая, ведь именно этой девушке предстоит стать российской императрицей, отметим тот факт, что в XVIII веке, куда нас отправит культурное событие, большинство европейских государств охватило просветительское движение. Россия включилась в этот процесс, благодаря реформам Петра I, для петровского времени характерна и своя музыка. Правда, в России барокко не достигло столь пышного расцвета как в некоторых странах Западной Европы, однако роль этого стиля была здесь велика -- осуществлялся переход к новому периоду в литературе, пластических искусствах, музыке. Между прочим, Петр I , как и Екатерина, по рассказам очевидцев, были прекрасными танцорами. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени.