Александр Ливчак: «Смелость сражаться за наших людей»13

Александр Ливчак: «Смелость сражаться за наших людей»
(Справа налево) Александр Ливчак, Татьяна Жданок, Юрий Петропавловский, активисты движения «За равные права» – Александр Филей, Илларион Гирс и Андрей Бердников после заседания интергруппы Европарламента, где обсуждалась ситуация с референдумом по негражданству в Латвии. Страсбург, 2012 год

 

 

Как отделить истинное от ложного? В Нагорной проповеди Иисуса (Евангелие от Матфея) говорится: «По плодам их узнаете их...»

 

Как оценивать кандидатов на выборах? По их действиям в решении реальных проблем. Рассмотрим этот принцип на примере проблемы массового безгражданства.

 

До сих пор 17% жителей Даугавпилса – неграждане. У них нет права голоса, они не могут работать на ряде должностей. Массовое безгражданство в Латвии сохраняет раскол в обществе и недоверие к государству.

 

С первого взгляда кажется, что тема массового безгражданства не связана с местными выборами. Но она связана. Выделю два момента. Если бы у нас, как в Эстонии, неграждане могли голосовать на местных выборах, то их поддержка укрепила бы партии, представляющие русскоязычное население. При этом ни наш Русский союз Латвии, ни какая-либо другая партия не обладают монополией на поддержку среди неграждан. В случае участия в выборах голоса неграждан распределились бы между несколькими левоцентристскими партиями.

 

Вторая связь между негражданами и выборами заключается в распределении симпатий граждан. В Даугавпилсе множество «смешанных» семей, в которых лишь один из супругов является негражданином. Естественно, что его родственники – граждане Латвии – будут поддерживать ту партию, которая защищает интересы родственников и друзей – неграждан. На протяжении последних десятилетий этот факт служил мотивом для действий кандидатов, ищущих поддержки у русскоязычного избирателя. При этом кто-то просто обещал, а кто-то старался выполнить обещание.

 

Вопиющий пример пустых посулов продемонстрировали выборы Европарламента в 2009 году. Тогда один кандидат с телевизионного экрана поклялся «заставить Латвию дать гражданство негражданам через Страсбург». Клятва была изначально нереализуемой, поскольку в этом вопросе Евросоюз ничего Латвии диктовать не может. Вот в сельском хозяйстве, в таможенных делах, в финансах и рыболовстве – имеет право, а в гражданстве и языке – нет. Но люди поверили, подчиняясь магии голубого экрана и харизме «настоящего полковника». Он был избран, разумеется, обещания своего не выполнил. Следующие выборы проиграл. Сегодня он вновь ищет поддержки у даугавпилчан, очаровывая избирателей небритой физиономией, щедрыми посулами и стрелковым оружием. Уникальный пример кандидата в мэры с пулеметом на шее и грузом невыполненных обещаний.

 

Автор этого материала реально решал проблему неграждан легальными и доступными в Латвии методами. Вернее, я был одним из организаторов акции моей партии – Русского союза Латвии. Описываемые события произошли с 2011 по 2013 год. Причем начиналось все тоже в предвыборный период, что дало основания многим наблюдателям сомневаться в искренности наших намерений: мол, поговорят до выборов и забудут. Но мы не забыли и не остановились.

 

Летом 2011 года стало очевидным, что Сейм в обозримом будущем не решит проблему массового безгражданства. Единственный возможный путь – это референдум. После жарких дискуссий мне удалось убедить правление Русского союза Латвии в необходимости такого шага. И закипела работа.

 

Наши юристы подготовили законопроект, предусматривающий автоматическое предоставление гражданства Латвии всем негражданам, кроме тех, кто письменно заявит о том, что он хочет сохранить нынешний статус.

 

Сбор нотариально заверенных подписей за референдум стартовал накануне парламентских выборов 2011 года. После выборов активность сбора подписей снизилась, следующий «рывок» пришелся на весну 2012. К тому времени мы подкопили ресурсы, и мне удалось наладить «подписной конвейер», в котором были задействованы активисты, пресса, избиратели и нотариусы.

 

Это был один из самых ярких и интересных периодов моей жизни. Вечерами падал от усталости. Утро начиналось с нескольких выступлений по радио. Объяснял людям ситуацию и призывал идти подписываться. Потом встречи с нотариусами, решение организационных вопросов, а во второй половине дня – работа с людьми на участках сбора подписей. Большая часть из 12 686 подписей были поставлены при моём личном присутствии.

 

Летом соревновались в скорости работы с Сеймом. В то лето парламент собирался на экстренные заседания, чтобы срочно продавить закон, который бы сделал проведение референдума практически невозможным, подняв планку необходимого числа подписей до нереального. Получились «гонки на выживание»: мы спешили собрать пока еще реальные 10 тысяч подписей до принятия запрещающего закона.

 

Сейм спешил и ошибался. Президент Латвии дважды возвращал закон на доработку. Мы успели первыми. К концу августа 12 686 нотариально заверенных подписей под нашим законопроектом были собраны и переданы в Центральную избирательную комиссию.

 

Она запросила мнение экспертов – можно ли разрешать референдум по теме неграждан? Эксперты, зависящие от властей, дружно взяли под козырёк и сказали «нельзя». В то же время независимые специалисты в области права высказывались за проведение референдума. Так, например, профессор Оксфорда Мартиньш Папаринскис поддержал законность наших действий. Уклонился от их осуждения нынешний судья от Латвии в Страсбургском суде по правам человека Мартиньш Митс.

 

Таким образом, мнения экспертов разошлись. Осенью 2012 года собралось заседание ЦИК при небывалом количестве журналистов. Я тоже присутствовал на этом заседании. Шестью голосами против трёх наш референдум был запрещён. Мы оспорили запрет в суде.

 

Я хотел бы назвать поимённо и ещё раз поблагодарить тех троих членов Центризбиркома, которые проголосовали в нашу пользу. Это многолетний (c 1997 года по натоящее время) председатель Центральной избирательной комиссии Латвии Арнис Цимдарс. Это Александр Мальцев и Иева Грузиня. Спасибо им всем за честный гражданский поступок.

 

Мы обжаловали запрет. Последовала эпическая битва в судах. Два процесса в Сенате Верховного суда и один – в Конституционном суде. Но судиться с государством непросто, особенно тогда, когда национальная элита против нас, она же контролирует суды и государственные учреждения. В итоге суд встал на сторону ЦИК.

 

Референдум не состоялся. Я не доволен этим фактом, но совесть моя чиста. Я сделал всё, что что было в моих силах, для ликвидации массового безгражданства. Впрочем, в этом тексте слишком часто употребляется слово «я». Должен назвать тех, кто был рядом в ходе той акции. Огромное спасибо депутату Европарламента от Русского союза Латвии Татьяне Жданок за финансовую и политическую поддержку проекта. Спасибо Андрею Толмачёву, ставшему спикером проекта, что позволило мне сосредоточиться на организационных вопросах. Спасибо Юрию Петропавловскому за усилия по созданию движения «За равные права», осуществлявшему коммуникацию с обществом. Спасибо огромному числу простых людей, жертвовавших свои деньги на оплату нотариальных услуг, и 12 686 гражданам Латвии, поставившим свои подписи под законопроектом.

 

Дорогие Даугавпилчане! Третьего июня Вам предстоит сделать выбор. Уверен, что многие из Вас отдадут свой голос за Русский союз Латвии. У нас есть опыт и смелость сражаться за интересы наших людей – граждан и неграждан Латвии.

 

Александр Ливчак,

член правления и бюро партии «Русский союз Латвии»,

кандидат в депутаты Даугавпилсской думы

 

Politisko reklāmu apmaksāja Latvijas krievu savienība