Ю. Зайцев: «Пример для меня – советский хозяйственник Мейнерт»16

Ю. Зайцев: «Пример для меня – советский хозяйственник Мейнерт»
Вчера на портале grani.lv было опубликовано интервью с моей коллегой по списку Русского союза Латвии – Ольгой Раньшевой. Судьбы наших предков пересекались, что натолкнуло меня на мысль, что читателям будет интересно узнать и о моей истории, тем более, что она имеет прямое отношение к Даугавпилсу и к городской власти.

… Я вырос в семье коммунистов. Не тех, кто из номенклатуры и при первой же возможности перекрасились в «демократов», а в семье, где действительно поколениями жили в соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма.

 

Мой прадед Бронислав Антонович Мейнерт вступил в компартию в 1930-е годы. И выкованному в ту эпоху характеру не изменил никогда. Его отличали чувство долга, бескорыстность и постоянный труд. В 1966 году, он – депутат Даугавпилсского городского совета, – уходя на пенсию с поста начальника Даугавпилсского отделения Прибалтийской железной дороги, проживал в двухкомнатной квартире в доме по улице Райниса, который благодаря ему и был построен. Никаких дач, машин и прочего барахла этот человек не нажил.

 

Ю. Зайцев: «Пример для меня – советский хозяйственник Мейнерт»
Бронислав Мейнерт – прадед Юрия Зайцева

 

Сегодня я живу в той же квартире. Для меня преемственность много значит. Усилиями Бронислава Антоновича построен целый микрорайон – он «пробивал» в ЦК Поселок Железнодорожников. Он же организовал строительство для железнодорожников двух-трехэтажных домов характерной для 50-х годов архитектуры в центре города. Реализатором этого строительства был также член нашей семьи – начальник дистанции гражданских сооружений (НГЧ) отделения дороги Ефрем Платонович Юдов. Сегодня «железнодорожные» дома есть на улицах Имантас, Райниса, Лачплеша, Стадиона и многих других.

 

Особый рассказ про стадион. Первый камень в строительство стадиона «Локомотив», который стал базой нашего даугавпилсского «национального спорта» – спидвея, также заложен моим прадедом. Он же открывал его в 1963 году. Уже в наше время на партийных мероприятиях Русского союза Латвии я познакомился с Ольгой Раньшевой, которая оказалась внучкой Таутмилиса Глазутиса – главного архитектора Даугавпилса в 1950-е годы. Подпись Т. Глазутиса стоит рядом с подписью моего прадеда под актом сдачи в эксплуатацию Поселка Железнодорожников в декабре 1960 года. Такие вот судьбы даугавпилчан и связь поколений.

 

Но не только железной дорогой и стройками занимался Бронислав Мейнерт. Так, например, почетная даугавпилчанка, ныне живущая в городе герой социалистического труда Евгения Ивановна Бельченко рассказала мне, как сразу после войны она, 17-летняя железнодорожница, пришла на прием к моему прадеду с просьбой выделить ей хоть какое-то жилье. Они с младшей сестрой ютились в комнатке барака, где зимой на стенке проступал иней, а летом – плесень. Евгения Ивановна – бывшая партизанка-связист, потеряла родителей и после войны работала в Даугавпилсе, досматривала за сестрой. Мимо таких историй прадед безучастно пройти не мог. Бронислав Антонович немедленно выехал на место, удостоверился в том, что условия в бараке плохие, и на следующий день девушки получили ордер на благоустроенную комнату.

 

Он не забывал о людях, помогал друзьям, даже под угрозой для собственной безопасности. В 1952 году после «дела врачей» по стране прокатилась волна арестов. В Даугавпилсе был задержан заместитель Мейнерта, главный инженер по фамилии Джаши. Бронислав Антонович поехал в городской отдел МГБ и добился освобождения своего коллеги. Бронислав Антонович не рассказывал, как это ему удалось. Но сегодня, изучая семейные архивы, могу предположить – прадед мог воспользоваться одним своим знакомством. В свое время на курсах повышения квалификации партийно-хозяйственного аппарата Бронислав Антонович подружился с будущим первым секретарем ЦК Компартии Латвии Арвидом Пельше. Они переписывались практически до самой смерти.

 

Благодаря помощи Пельше, Мейнерту удалось избежать увольнения, когда он был обвинен в «применении капиталистических методов в руководстве». Донос на него написали за то, что Бронислав Антонович первым в Даугавпилсе применил метод «народной стройки», когда сами будущие получатели жилья, семьями, после работы, выходили на строительство своих домов, а Железная дорога снабжала их стройматериалами. В условиях послевоенного дефицита жилья это была спасительная идея, ведь большинство жило в подвалах и бараках. Аналогично, но уже с привлечением курсантов военного училища, была проложена железнодорожная ветка в Крепость, которой сейчас успешно пользуется нефтебаза. Но как всегда, в парткоме появились перестраховщики, которые дали ему поочередно аж три выговора, а потом написали «куда надо». Но донос сработал не так, как они ожидали, – в ЦК КПЛ решили наградить Бронислава Антоновича орденом Ленина «за решение жилищного вопроса с опережением плана».

 

Бронислав Антонович, начиная с 1953 года, восемь раз избирался депутатом горсовета. Кроме ордена Ленина, прадед был дважды награжден орденом Трудовое Красное Знамя, орденом Знак Почета, почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЛССР и высшей для него наградой – знаком «Почетный Железнодорожник». Опираясь на опыт Бронислава Мейнерта и таких, как он, я полон решимости вернуть в политику принцип честного служения народу и дух созидания, благодаря которым в первые послевоенные десятилетия, как Феникс из пепла, возродился наш Даугавпилс. Сегодня и многие мои товарищи по партии «Русский Союз Латвии» – это потомки ТЕХ хозяйственников. Городу необходим рывок в развитии, новые масштабные стройки. Вместе мы это сможем сделать, сохраняя семейные традиции и учась на лучших примерах современных руководителей!

 

Юрий Зайцев,

депутат гордумы от партии «Русский Союз Латвии»

 

 

Politisko reklāmu apmaksāja Latvijas krievu savienība