Илья Лагутенко: «С Латвией нас связывают добрые традиции»1

Илья Лагутенко:  «С Латвией нас связывают добрые традиции»
Одним из главных событий Праздника города станет концерт российской группы «Мумий Тролль», который начнется на площади Виенибас в субботу, 10 июня, в 21:00. 

Еженедельнику «СейЧас» удалось связаться с бессменным лидером коллектива Ильей Лагутенко и немного поговорить о Латвии, музыке, Боге,  книгах и тиграх. Эксклюзивное интервью (пресс-конференции в Даугавпилсе не будет) – перед вами.

 

– Илья, ваши первые концерты в далекие уже 90-ые проходили в Риге, и совсем недавно – в 2016 году – вы были куратором рижского фестиваля Piena Svetki. Какое место в вашем сердце занимает Латвия? И что услышат жители Даугавпилса на концерте во время Праздника города?

 

– С Латвией я подружился еще в детстве – у родителей здесь всегда были хорошие друзья. А сейчас и мы с женой и дочками любим приезжать на Рижское взморье на каникулы. Так что с Латвией нас связывают добрые семейные традиции. Здесь с Виктором Вилксом и его Vilks Studija сняли еще несколько  запоминающихся клипов: «Ранетка», «Доброе утро, планета», «Медведица», «Невеста». В Сигулде на студии Айнарса Миелавса записали альбом «Похитители Книг» и до сих пор много ведем студийной работы в Риге. 

 

Для концерта в Даугавпилсе мы подготовили ретро-футуристическую программу: она составлена из песен нашего первого альбома «Морская», которому в этом году 20 лет, и знаковых песен из альбомов последнего десятилетия.  

 

– В интернете мне попалась такая мысль: «Илья Лагутенко в конце 90-х годов прошлого века «переориентировал» рок от бунтарства к гедонизму и нежности». Вы согласны с этим?

 

– Это слушателям к концу 90-х очень хотелось получить от жизни хоть капельки нежных наслаждений после всех пертурбаций предыдущих десятилетий. Мои же песни особо по настроению не менялись все эти годы. Но наши дороги смогли наконец пересечься. И слушатели их бережно хранят теперь. 

 

– Многие популярные артисты разных жанров сейчас активно участвуют во всевозможных шоу как исполнители или как члены жюри. Вас среди них нет. Почему? Если вам это неинтересно, то что интересно?

 

– Мне как-то мне довелось «жюрить» на фестивале «Новая волна», когда он проходил еще в Юрмале, но мое мнение чересчур субъективно, я не очень плавно вписываюсь в формат ТВ-конкурсов, где нужно постоянно интриговать и изводить зрителя. У меня также нет достаточного терпения, чтоб участвовать в многодневных съемках. Я и сам давно потерял интерес к формату телевизионных передач. Мне не нужно «убивать» время, мне, наоборот, постоянно необходимо его большее количество для того, чтобы успевать разбираться с собственными идеями. Последние несколько лет меня увлекает кураторство мультижанровых фестивалей. В этом году во Владивостоке уже в пятый раз пройдет международный музыкальный фестиваль-конференция V-ROX (vrox.org). В Риге, как вы уже упоминали, я тоже сотрудничаю с фестивалем Piena Svetki. Это удивительно интересный формат, очень оригинальный, который держится в основном на местных талантах.  

 

– Как вы относитесь к конкурсу «Евровидение»?

 

– Мы выступали на «Евровидении» в Копенгагене в 2001 году: с пользой провели время, получили колоссальный опыт и приобрели немало поклонников. Но с тех пор надо было двигаться дальше, я не могу найти для себя ничего мне интересного в музыкальном контенте этой передачи, и меня не трогают акценты на околополитические краски мероприятия. Просто это громадный бренд, который проблематично взять и закрыть, и он

служит развлекухой для определенной части населения земного шара. 

 

– Вы автор нескольких книг. Назовите, пожалуйста, свои любимые книги в разные периоды жизни. И что вы читаете своим маленьким дочкам?

 

– Они уже сами мне могут читать. Быстро учатся. Что касается моих приоритетов, то читаю книги приморского издательства «Рубеж» – переиздания русскоязычных авторов Дальнего Востока 20-30 годов прошлого века. Это увлекательнейшее и драматичное время в истории Владивостока. Мой прадед именно в это время перевез свою семью. К сожалению, очевидцев осталось мало. Расправлялись с людьми тогда жестко. Свои, чужие, японцы, китайцы, красные, белые и т. д. Периодически перечитываю классический китайский эпос. А в моменты душевного неравновесия всегда спасают «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

 

– Расскажите о своем участии в проекте по охране тигров...

 

– Это не какой-то отдельный проект, а системная поддержка, скажем так. С 2001 года я стал попечителем российско-британского фонда «Амур» по защите амурских тигров и дальневосточных леопардов, принимал участие в работе «Глобальной Тигриной Инициативы» – конференции, которая проходила в США. «Мумий Тролль» регулярно выступает во Владивостоке в День тигра, он проходит ежегодно в сентябре, мы играли на концерте «Спасите планету», который был организован Международным фондом защиты животных (IFAW), я также нахожусь в совете этого фонда. Я снимался в нескольких роликах Международного фонда защиты животных – «озвучивал» тигра для кампании по сохранению популяции амурского тигра.

 

– А теперь – опросник Марселя Пруста. Ваша самая характерная черта.


– Доверчивость.

 

– Любимое занятие.


– Морские похождения вместе с дочерьми. 

 

– Ваша мечта о счастье.


– Быть рядом с любимыми людьми.

 

– Ваш любимый герой в истории.


– Сесил Роудс. Как бы это странно для вас ни звучало (Сесил Роудс – британский политик и предприниматель конца 19 века, добытчик алмазов в Африке и просветитель, которого Киплинг называл «величайшим человеком из ныне живущих на земном шаре». – Прим. авт.). 

 

– Ваше состояние духа в настоящий момент.


– Останавливаться неправильно. 

 

– Ну, и в самом конце вопрос, который любит задавать Владимир Познер в своей авторской программе «Познер». Представ перед Богом, что вы ему скажете?


– Я бы постеснялся отнимать у него время. Он ведь, должно быть, очень занят.