5 евро за голос, или Как организовали поддержку Элксниньшу на выборах12

5 евро за голос, или Как организовали поддержку Элксниньшу на выборах
20 июня 2017 года Латгальский окружной суд вынес вердикт в уголовном деле против Анатолия Спроге и Федора Мартынова, которые обвинялись в подкупе голосов за кандидата от «Согласия» Андрея Элксниньша. В распоряжение газеты «СейЧас» попали копии протоколов и расшифровки телефонных разговоров фигурантов этого дела.

Речь идет о выборах в XII Сейм, которые проходили осенью 2014 года. Как значится в одном из документов, в ходе проведения оперативных мероприятий, входящих в компетенцию Полиции безопасности, были получены сведения о возможном подготовленном и организованном подкупе голосов на выборах в XII Сейм за партию «Согласие» и конкретно за избранного в Сейм депутата Андрея Элксниньша со стороны ливанского предпринимателя Язепа Зукулса (SIA Adugs) и жителя Ливан, члена партии «Согласие» Анатолия Спроге. Последний, как выяснится позже, являлся работником вышеуказанной фирмы, то есть подчиненным Я.Зукулса.

 

Это то самое дело, свидетели и обвиняемые в котором страдали провалами памяти и не могли толком сказать, в чью пользу велся подкуп голосов: Элксниньша из «Согласия» или Закиса из «Единства». Суд первой инстанции очень долго рассматривал это дело, признав в итоге виновным только А. Спроге. Окружной суд в свою очередь признал виновным в препятствовании свободному волеизъявлению граждан Латвии на выборах также некоего Федора Мартынова. Обоих приговорили к принудительным работам. Правда, оба подали кассационные жалобы и оспаривают приговор…

Странным образом из числа обвиняемых и осужденных исчез сам Я. Зукулс, хозяин фирмы Adugs. Ведь в том, что именно он организатор подкупа избирателей, у оперативных служб, как следует из документов, присланных в редакцию, не было сомнений.

 

Постоянные провалы в памяти у свидетелей и обвиняемых также полностью сбили с толку общественность, поначалу следившую за этим делом. Однако в конце концов было четко установлено: осужденные покупали голоса именно в пользу Элксниньша. Этому находятся подтверждения и среди документов дела.

 

Ниже публикуем самые любопытные отрывки из них.

 

Цитата из доклада Полиции безопасности о начале уголовного дела:

 

«Из оперативной информации следует, что именно у Я. Зукулса ведущая роль и именно он дает указания А. Спроге, задача которого – организовать сбор людей и доставку на избирательные участки, а также заплатить деньги за голосование. Я. Зукулс поступал схожим образом и на других выборах в Сейм и самоуправление, поддерживая разные политические силы и отдельных кандидатов в депутаты. В ходе оперативных мероприятий установлено, что на выборах в XII Сейм Я. Зукулс, организовав подкуп голосов, поддерживает именно А. Элксниньша, о чем сам А. Элксниньш в курсе. В связи с этим констатировано, что действия вышеуказанных лиц характеризует общий умысел, направленный на достижение единой цели (совершение преступного деяния).

 

По данным, полученным в результате оперативных действий, было установлено, что 4 октября 2014 года в 9:00 в Петерниеках Ливанского края А. Спроге договорился о встрече с местным жителем по имени Федя, которому было дано задание найти еще людей, которые за 5 евро готовы были бы проголосовать за нужную партию. По оперативной информации, именно Я. Зукулс дал разрешение платить людям по 5 евро за голос.

 

При проверке данной информации было констатировано, что в 9:05 к автобусной остановке подъехал микроавтобус Mercedes Benz, которым, возможно, управлял А.Спроге, с госномером ****** (зарегистрированный на SIA Adugs), который направился на избирательный участок в здании управления Рожупской волости».

 

Этот автобус у избирательного участка встречали сотрудники Полиции безопасности. При выходе из транспорта они попросили их предъявить документы и установили личности шести человек, среди которых были позже осужденные А. Спроге и Ф. Мартынов. Сотрудники полиции спросили у А. Спроге, зачем он привез этих людей к избирательному участку. Тот соврал, что это работники SIA Adugs. Информация не подтвердилась: ни один, кроме А. Спроге, на тот момент нигде официально не работал. Было принято решение о начале уголовного процесса.

 

Среди материалов, присланных в редакцию, есть расшифровка телефонного разговора между двумя мужчинами.

 

Один из них – явно Язеп Зукулс, ведь собеседник несколько раз обращается к нему по имени. Второй – нынешний мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш (номер его мобильного телефона совпадает с тем, который, судя по документам, прослушивали оперативники). Поэтому для удобства ознакомления с содержанием разговора мы позволили себе расставить инициалы говорящих вместо безличных «Голос 1» и «Голос 2», как в оригинальных документах дела.

 

5 евро за голос, или Как организовали поддержку Элксниньшу на выборах
5 евро за голос, или Как организовали поддержку Элксниньшу на выборах
5 евро за голос, или Как организовали поддержку Элксниньшу на выборах

 

А.Э.: Алло!

Я.З.: Ну привет!

А.Э.: Ну как вы?

Я.З.: Нормально.

А.Э.: Ну как, политика в полный рост?

Я.З.: А?!

А.Э.: Политика в полный рост.

Я.З.: В каком это плане?

А.Э.: В плане того, что было.

Я.З.: У тебя или у меня?

А.Э.: У вас.

Я.З.: Ты в курсе дела, да?

А.Э.: Да, да, да (пауза). И абсолютно знаю, откуда ноги растут.

Я.З.: Это очень хорошо. Это самое, только что вот, сейчас их выпустил, – уехали. (вероятнее всего, речь идет об обыске по месту жительства Зукулса, в ходе которого были обнаружены канистры со спиртом, сигареты с акцизными марками другой страны и наличные деньги. – Прим. ред.).

А.Э.: Э-э, дело в тому, что две недели обратно был обыск на ... у Закиша …у Козулей (обыск друзей Дзинтарса Закиса – четы Козулисов – состоялся в начале 2015 года. – Прим. ред.)

Я.З.: Ну я знаю, что был, да.

А.Э.: Вот. И на этой неделе показали по телевидению, что был обыск у него, и связали опять с Закисом.

Я.З.: Ну?

А.Э.: Ну вот – это ответка.

Я.З.: Ответка?!

А.Э.: Да (пауза).

Я.З.: Ну это потом, не по телефону, это самое.

А.Э.: А-а, вам звонил парень молодой.

Я.З.: Да.

А.Э.: Он вместе со мной преподавал в университете, он адвокат.

Я.З.: Да.

А.Э.: А-а, я сам сейчас в Питере.

Я.З.: Ни фига себе!

А.Э.: Сегодня… сегодня прилетел сюда. И прилечу обратно в Ригу я в воскресенье. А-а, перешлите этому адвокату, парню, он хороший парень, ему можно доверять, и всё.

Я.З.: А нет, я объясню ему. У меня, блин, вообще ничего не нашли, н****.

А.Э.: Нет, ну, Язеп, понимаете, там надо посмотреть эти протоколы обыска, – надо посмотреть решение суда об обыске, и, чтобы это не продолжалось бы – такое вмешательство с их стороны, надо просто кое-кого приземлить. И пусть адвокаты этим занимаются! Я знаю, как это сделать, я знаю, кто это будет делать, я разберусь с этим.

Я.З.: А что, думаешь, надо?

А.Э.: Ну, ну что они так будут после каждого обыска Закиса ходить и нагибать всех подряд? (пауза) Это лишь звоночек был, вот и всё.

Я.З.: Не, ну, а потом тезисы, это самое, я расскажу. Не, ну, б****, у меня… У меня это самое, э-э, ну что у меня там, по телефону могу говорить, это самое. У меня нашли, это самое, спирт, ну я для… Ну мангал не разжигаю этим, б****, г*****, н****. Ну, летом приезжают много знакомых, и…

А.Э.: Да.

Я.З.: Спирт нашли, б****, н****, да. И на работе тоже – канистру нашли. Ну там для оборудования мы покупали этот, а это я для своих… Я же не алкаш, спирт не пью, б****, и чисто вот для этого. И потом, ну, если честно говоря, нашли сигареты, б****. У меня знакомый, значит, э-э, был должен, и отдал сигаретами, н****. Ну просто не было у него денег. И как раз отдал и помер, б****. Вот. Ну и…

А.Э.: Вы давайте мне по телефону ничего не рассказывайте!

Я.З.: Не, ну, б****, больше ничего, н****, такого. Деньги, которые дома были, я б****, сразу с банка взял. Мне быстро перебросили, что я снимал, н****. По деньгам там все нормально. Да у меня ничего такого нет, н****.

А.Э.: Ну, видите, Язеп, они… Они не эти цели преследуют.

Я.З.: Не эти?

А.Э.: Конечно, нет (с иронией). Вы должны знать свое место.

Я.З.: Хорошо, буду знать.

А.Э.: Вы сейчас шутите? (смеется)

Я.З.: А?

А.Э.: Вы сейчас шутите? (смеется)

Я.З.: Буду знать.

А.Э.: Ну вот такая история.

Я.З.: Б****, их приехало человек двадцать, б****, п*****, б****.

А.Э.: (смеется) Ну как адреналин?

Я.З.: А не, ну п****, б****, просто… Ну просто потом расскажу, не по телефону. Не, мне как бы… Понимаешь, у меня таких запрещенных веществ, б****, нету, н****, там или какой-то х****, б****, ничего такого не было. Там какие-то, б****, записи с х**писями тоже не… Ну ничего такого. Этот спирт – да вы от*****, пошли они н**** с этим спиртом. Я ему сказал, я б****, куплю опять н****. Я говорю, этим г***** бутылочным разжигать не буду. Вот и всё.

А.Э.: Ну, это, Язеп, всё политика.

Я.З.: Ну самое интересное, что они приехали, и тут же Трудовая инспекция приехала.

А.Э.: Ну они приехали с кем-то, конечно, как…

Я.З.: Не, не, они первые приехали, первые приехали, а потом и Трудовая инспекция приехала.

А.Э.: Ну так потому что они начали спецслужбы вызывать все подряд. Это по процедуре.

Я.З.: И самое главное, б****, если честно, я им говорил, это, б****, не мой дом. Я его продал н****. Я говорю, правда, я жил в нем. Но если жил, конечно, то обыск могут делать…

А.Э.: Ё**ная страна, да? (пауза) Вот так они по праву и живут.

/.../

 

Постскриптум

 

Среди документов в распоряжении редакции – также протоколы допроса свидетелей и другие телефонные разговоры, из которых становится ясно, что сам Я. Зукулс больше всего переживал за найденный у него дома и на работе спирт в канистрах. Советуясь с некими знакомыми по телефону, он придумывал все новые оправдания: то он покупал это спирт как технический, то это и вовсе «жидкость для очистки мраморных полов у меня в доме после ремонта». На вопросы о людях, которых А. Спроге по его заданию привез на избирательный участок, Я. Зукулс «включает дурака» и говорит, что эти люди должны были убирать территорию в его владениях, и именно за это, а не за голоса в пользу Элксниньша, получать вознаграждение в размере 5 евро каждый.

 

Словом, оперативная информация по данному делу (копии документов, которыми располагает редакция, написаны на официальных бланках, на них есть подписи, печати, персональные данные фигурантов дела) открывает гораздо больше интересных нюансов, чем в итоге стали достоянием общественности в рамках открытого уголовного процесса в суде.

 

Видимая часть айсберга в итоге – это банальные исполнители: Спроге и Мартынов. Последний, кстати, как мы помним, был безработным. А сегодня даже нашел адвоката кассационные жалобы от его имени подавать…

 

В любом случае ясно одно. Главный организатор подкупа голосов остался «за кадром». А протеже и товарищ – так и вовсе сел в кресло мэра Даугавпилса. Такая вот, словами последнего, «ё**ная страна»…