Тотализаторный бум3

Тотализаторный бум
В последние несколько лет скандалы, связанные с тотализатором и манипуляциями с результатами футбольных матчей, одна из наиболее популярных спортивно-криминальных тем в латвийских СМИ. На прошлой неделе латвийское телевидение снова разоблачало. А в эпицентре опять Даугавпилс.

Два суда Владимира Винокурова

 

Передача de facto сообщила, что бывший судья ЛФФ и старший таможенный надзиратель Даугавпилсского отделения СГД Владимир Винокуров судится с тотализаторным предприятием DLV, которое отказалось ему выплачивать выигрыш от ставки, поставленной на товарищеский матч между ДФЦ «Даугавпилс» и литовским «Стумбрасом» в 2015 году. Как утверждает de facto, в распоряжении передачи есть неофициальная информация, что в выплате выигрыша DLV отказало в связи с рядом нарушений, например из-за того, что ставки делали родственники Винокурова. Так поступают, чтобы обходить лимиты, поясняет de facto.

 

Всего, по данным de facto, Владимир Винокуров за последние три года выиграл в тотализаторе около полумиллиона (!) евро: в 2014 году – 157 571, 2015-м – 187 196, в 2016-м – 238 628 евро. Счастливые ставки делались как в латвийских компаниях, в первую очередь у лидера тотализаторного рынка Optibet, так и за рубежом, например в крупнейшей азиатской компании SOBET.

 

Правда, из деклараций трудно определить, какой реально был выигрыш. Виной всему латвийское законодательство, которое предусматривает, что необходимо суммировать ставку и полученный выигрыш. Таким образом, реальный выигрыш может быть небольшим, но вместе со ставкой – огромным. Это прекрасный способ легализовать «левые» деньги, между прочим. Например, есть у человека в банке трехлитровой лишний миллион, полученный, к примеру, во взятках. Используя эти деньги, он постепенно делает ставки на тотализаторе, выигрывая какую-то мелочь. Но по сумме выигрыш получается весьма завидный. Эти, уже чистые, денежки и отражаются в декларации. Но это только один из многочисленных способов отмывания денег.

 

А ведь до 2014 года Владимир Винокуров жил на скромную зарплату таможенника. А зарплата эта не превышала 10 000 евро в год. И вот таможенника осенила прекрасная мысль: а почему-бы не испытать счастье в тотализаторе? Тут же пришла удача. И все бы ничего, но три года назад Финансовая полиция СГД начала уголовный процесс за уклонение от подачи декларации. Винокуров, как должностное лицо, должен был подавать ежегодную декларацию в СГД. В связи с начатым уголовным процессом, Винокурову избрали меру пресечения – запрет занимать соответствующую должность. В 2015 году прокуратура выдвинула обвинение и передала материалы дела в суд. Суд первой инстанции признал Владимира Винокурова виновным и приговорил к 200 часам принудительных работ. Он это решение обжаловал. Дело находится в Латгальском окружном суде.

 

Кстати, на тот матч, из-за которого судится Винокуров, ставки делал и известный футбольный арбитр и инспектор даугавпилчанин Вячеслав Кохан. После того матча ФФЛ исключило Вячеслава из членов Федерации.

 

Федерация блюдет за fair play

 

После того как вышла передача на телевидении и ее процитировали некоторые центральные СМИ, в Даугавпилсе заговорили о возможной причастности к нечестной игре на тотализаторах Александра Исакова (бывший руководитель Управления спорта Даугавпилса, ныне – член правления ДФЦ «Даугавпилс»). Однако, как отметил генеральный секретарь ФФЛ Янис Межецкис, к ДФЦ «Даугавпилс» у Федерации никогда не было и нет претензий. При этом генсек подчеркивает, что ФФЛ следит за тем, чтобы в латвийском футболе соблюдались правила «честной игры» как на поле, так и за его пределами.

 

Говоря о сегодняшней ситуации в связи с тотализатором, Янис Межецкис отметил, что после того, как из Высшей лиги была исключена «Бабите/Динамо», а из Первой – «Огре» и «Екабпилс», никаких сообщений о нечестной игре в Федерацию не поступало.

 

Рекордсмен по подозрениям – Игорь Лабут

 

На сегодняшний день Федерация располагает «черным списком» примерно из 20 футболистов (многие из Даугавпилса) и тренеров, которые подозреваются в нечестной игре, – ставках на тотализаторе и влиянии на итоговые результаты матчей. Федерация, как правило, не рекомендует клубам заключать с этими игроками и тренерами договоры. Но запретить это делать ФФЛ не может. В то же время Федерация не публикует данный список. На этот счет Янис Межецкис поясняет: «Проще исключить сразу клуб из чемпионата, чем дисквалифицировать какого-то отдельного игрока. Ведь доказать, кто конкретно из одиннадцати или четырнадцати (если были замены. – Прим. авт.) футболистов или тренер был подкуплен, доказать крайне сложно. Поэтому, как правило, «подозрительные футболисты» продолжают выступать за другие клубы, а тренеры тренировать».

 

В то же время, отмечает Янис Межецкис, нигде не написано, что этот футболист или тренер участвовал в договорных матчах только потому, что он был на поле во время подозрительной встречи.

 

Рекордсменом по участию в подозрительных играх является воспитанник даугавпилсского футбола вратарь Игорь Лабут. Его имя фигурировало почти в 20 матчах, которые получали статус подозрительных. Причем в разных лигах.

 

В Ирландии он был дисквалифицирован на год за участие в договорных матчах. А до того, как подписать контракт с ирландским Athlone Nown, он выступал за латвийские клубы, попавшие в «черный список» ФФЛ, – «Илуксте» (с 2009 по 2013 год главным тренером был Ален Винокуров), «Гулбене», «Юрмала». В 2012-м (Первая лига) и 2013-м (Высшая лига) ФК «Илуксте» подозревали в сотрудничестве с «серым кардиналом» латгальского футбола Олегом Гавриловым.

 

В свое время на Лабута обратило внимание агентство Federbet, которое ведет наблюдение за соревнованиями и помогает выявлять договорные матчи.

 

– Лабут либо полный неудачник, который заключает контракты с весьма своеобразными клубами, попадавшими в «черные списки», либо – настоящий игрок. Есть такие организации, агенты, которые предлагают клубам игроков, с которым можно проводить договорники, и мы видим, что такие футболисты попадают в подозрительные команды. Поэтому пусть меня извинят, но я сомневаюсь, что Лабут по чистой случайности попадает в проблемные команды, – говорит генеральный секретарь Federbet Франческо Баранка.

 

Сам же Игорь Лабут выражает недоумение относительно своего попадания в «черный список». Он подчеркивает, что во многих матчах, которые считались в Латвии договорными, его даже не было на поле. В то же время, по его признанию, он стоял в воротах в двух играх, которые ему самому показались очень подозрительными.

 

– К сожалению, я много играл в слабых командах, которые пропускали много голов. Но могу заверить, что ни один гол я не пропускал специально, – подчеркивает голкипер.

 

А можно ли играть?

 

Вправе ли спортсмены, тренеры, спортивные функционеры делать ставки на тотализаторе? – такой вопрос задают многие читатели. Могут, закон этого не запрещает. Каждый человек вправе попытать счастье и в случае удачи пополнить свой бюджет. Но есть ограничения. Любой спортсмен, тренер, судья, спортивный функционер не имеет права делать ставки на матчи или соревнования, в которых участвует сам или имеет на эти соревнования какое-то влияние. Такой человек также не имеет права просить кого-либо (третье лицо) делать ставки на такие соревнования. Более подробно с правилами можно ознакомиться на страничке Федерации www.ffl.lv.

 

Где все начиналось

 

Если говорить вообще о тотализаторных скандалах в латвийском футболе, то начались они в Даугавпилсе. В 2005 году на основании информации из ФФЛ газета «СейЧас» рассказала о подозрительной переписке между тогдашними президентом даугавпилсского «Динабурга» и пресс-секретарем ФФЛ Кришьянисом Клявиньшем. Вполне корректная статья с предупреждением о том, к чему могут привести договорные матчи, вызвала гнев президента клуба Олега Гаврилова. А тем временем все шло к логичному концу. В 2007 году «Динабург» был исключен из Балтийской лиги. Два года спустя, в октябре, клуб был исключен из чемпионата Латвии, а Олег Гаврилов и главный тренер клуба Тамаз Пертия были дисквалифицированы пожизненно (Пертию потом простили).

 

Через год после дисквалификации Гаврилов реанимировал второй даугавпилсский клуб «Даугаву», став его «серым кардиналом». В 2014 году на основании доклада УЕФА клуб был исключен из Высшей лиги.

 

Против Олега Гаврилова и технического директора Евгения Клопова были начаты уголовные процессы по фактам неуплаты налогов и присвоении денег в особо крупных размерах. Дело находится в Прокуратуре по организованной преступности и особым делам и в этом году будет передано в суд.