Наглости нет предела8

Наглости нет предела
«Во всех странах железные дороги для передвижений служат, а у нас, сверх того, и для воровства», – иронизировал Салтыков-Щедрин в XIX веке. 

В веке XXI-м разовьем эту мысль на примере Даугавпилса – у нас памятники не только напоминают о свершениях предков, у них еще и отпилить кое-что можно, с целью личной наживы.   

 

Бронзовый градоначальник Павел Федорович Дубровин, ставший душевной достопримечательностью Даугавпилса в 2007 году, уже несколько раз лишался цепочки, на которой, по замыслу скульптора Александра Таратынова, он прогуливает по парку свою собаку – карликового английского бульдога. Предположить, что Дубровин терял цепочку или забывал ее дома, невозможно – он же памятник! Причем первый, установленный в Даугавпилсе после восстановления независимости Латвии. Композиция – подарок правительства Москвы. 

 

Увы, не все горожане испытали возвышенные чувства в связи с появлением в парке Дубровина дорогостоящего культурного объекта. Нашлись те, кто подходил к нему, чтобы примериться, в каком месте лучше пилить. Цепочка любимой собаки городского головы время от времени исчезает. Сколько раз это происходило, вряд ли кто-то уточнит, такая статистика не ведется. Однако известно, что до 2015 года цепочку вандалы спиливали трижды. А с июня по декабрь 2017 года – дважды. Вряд ли в промежутке между 2015 и 2017 годом к ней никто не прикасался, вероятнее всего, и в этот период случаи бывали. 

 

В общем, только успевай восстанавливать из городского бюджета! В Интернете можно найти фотографии памятника Дубровину, сделанные в разные годы. На них видно, что цепочка выглядит по-разному, или ее вообще нет, как сейчас. У заезжего туриста может создаться впечатление, что Павел Федорович хорошо дрессирует свою собаку, она четко выполняет команду «к ноге!». Никакой поводок не нужен.  

 

В Даугавпилсском туристическом центре, на портале которого памятник Дубровину представлен в числе прочих достопримечательностей города, «СейЧас» ответили, что «о пропаже цепочки в этот раз ничего не слышали» и что они в любом случае за это не отвечают. 

 

Не в курсе далеко не сегодня произошедшей кражи была и руководитель технического отдела УКХ Оксана Григорьева, которая после звонка «СейЧас» поспешила отправить запрос в муниципальную полицию, о том, когда это произошло и пойман ли злоумышленник. «Будем смотреть, будем разбираться. Со своей стороны обещаем, что до 8 декабря цепочка будет сделана и возвращена на место», – заверила О. Григорьева.   

 

Нетрудно предположить, что бронзовый поводок украден в очередной раз в сугубо «коммерческих целях». Но как это возможно, если на расстоянии 3–4 фонарей от памятника Дубровину установлены круглые видеокамеры, и установлены, надо полагать, не для украшения паркового пейзажа. Цепочку так просто не оторвешь, ее отпилить надо, а значит, потратить время. «Пилите, Шура, пилите…», полиция зрит, но мешать не станет. Или все-таки помешала?

 

«СейЧас» также узнала, почем нынче ценят кило меди. В одной из фирм по приему металлолома, а их в городе немало, ответили, что «килограмм путаной проволоки стоит 4,35 евро, а если чистая медь, то на 5 центов дороже», 4,40, стало быть. 

 

«Когда лом вызывает подозрение, мы вопросы задаем, где человек это взял, даем подписаться, что он сдает свое личное имущество. Можем и не принять. Но ведь, кроме легальных пунктов приема, есть и нелегальные, о них известно полиции…» – говорил представитель легального налаженного бизнеса. 

 

Конечно, тому, кто осознанно лишает памятник его фрагментов, нет дела до того, кому и за какие заслуги он поставлен. Но почему равнодушие распространяется и на тех, от кого требуется внимание к объектам культуры? Вот стерлись (или их намеренно стерли) буквы на одной из табличек (русский текст), прикрепленной к пьедесталу этого же памятника. Теперь вместо Павел – гавел, вместо скульптор – кульптор, вместо Александр – лександр, вместо архитекторы – рхитекторы. И кому до этого дело? 

 

Как уже упоминалось, расходы по созданию и установке памятника П. Дубровину, открытому 10 лет тому назад, брала на себя префектура ЦАО Москвы, и расходы немалые – гонорар А. Таратынова, скульптора с мировым именем, составил 100 тыс. долларов. Даугавпилс такой памятник мог заказать на бюджетные деньги разве что во сне. Так почему же не бережем?

 

Приходится признавать, что до изжития воровства цветмета, как и любого другого, пока далеко. Ради наживы воры громят даже трансформаторы, добираясь до медных плетений. По информации Sadales tīkls, в Латвии ежегодно регистрируются около сотни различных краж, что порождает большие потери предприятия. При этом попадаются далеко не все. Но ведь одно дело воровать на отшибе, «вдали от шума городского», и другое – в центре Даугавпилса, на глазах у видеокамер. Не пора ли положить этому конец, а то однажды не только цепочку отпилят, но и держащую ее  руку градоначальника, она ведь тоже бронзовая. 

 

P. S. П. Ф Дубровин внес значительный  вклад в развитие города, он являлся городским главой Динабурга с 1876 по 1890 год. При Дубровине в городе появился водопровод, добровольная пожарная дружина, была открыта женская гимназия, ставшая крупнейшим женским учебным заведением в Витебской губернии, в состав которой входили Динабург. Дубровин на свои деньги купил землю для создания городского парка и лично принимал участие в его планировке.