Договориться по-хорошему

Договориться по-хорошему

Подскажите, пожалуйста, если одинокий человек решит перейти жить в пансионат для престарелых, может ли он переоформить свою приватизированную квартиру на дальних родственников? Или квартира становится собственностью муниципалитета?

интересуется пожилой  даугавпилчанин

 

Чтобы стать клиентом Даугавпилсского территориального центра социального обслуживания пенсионеров (ДТЦСОП), который многие привычно называют пансионатом для престарелых, следует обратиться в Социальную службу (ул. Виенибас 8). 

 

Руководитель этой организации самоуправления Нонна Якубовска в рамках поставленного выше вопроса советует заключить договор содержания.

 

«Если будет заключен договор содержания, то человек, исходя из взятых на себя определенных договорных обязательств, станет навещать родственника, с которым заключен такой договор, например, приходить в центр, чтобы погулять с ним, возможно, покупать какие-то продукты, обувь и т. д. И самое главное – доплачивать необходимую сумму за содержание в пансионате. В Латвии ежегодно заключается сотни договоров содержания, когда пожилой или немощный человек добровольно обещает после своей смерти квартиру или дом другому человеку, который соглашается за ним присматривать. Но важно все сделать правильно, соблюсти все нюансы», – говорит руководитель Социальной службы.  

 

МНЕНИЯ

Нонна ЯКУБОВСКА, руководитель Социальной службы Даугавпилса:


«В Латвии ежегодно заключается сотни договоров содержания, когда пожилой или немощный человек добровольно обещает после своей смерти квартиру или дом другому человеку, который соглашается за ним присматривать. Но важно все сделать правильно, соблюсти все нюансы».

 

Валентин ПЛОНИС, директор Даугавпилсского территориального центра социального обслуживания пенсионеров: 


«В настоящее время сумма содержания в пансионате составляет 396,59 евро в месяц. На сегодня у нас пять свободных мест, – как скоро они заполнятся, зависит от Социальной службы».

 

Эксперты отмечают, что договор содержания во многом остался таким, каким был в Гражданском законе ЛР от 1937 года – владелец недвижимости передает ее другому человеку, а тот обещает содержать (заботиться) о нем до конца его дней. Существует также договор дарения. Обе сделки – и дарения, и содержания – могут быть оспорены в суде. На разницу между договором содержания и договором дарения указывает присяжный юрист Сандра Стипниеце. По договору дарения владелец дарит свою недвижимость без вознаграждения, тогда как одариваемый этот дар с уважением принимает. Договор дарения не накладывает на стороны каких-либо обязательств на будущее (такой договор, по-видимому, намеревается заключить обратившийся к нам даугавпилчанин). Если у пожилого одинокого человека, решившего переселиться в пансионат, есть только дальние родственники, претендующие на недвижимость старика, закон не запрещает ему подарить квартиру или дом им. Закон не обязывает дальних родственников доплачивать за проживание дарителя.

 

Договор содержания заключает человек, записанный в Земельной книге владельцем недвижимости. Но если недвижимость приобретена во время брака и нет брачного договора, на это требуется еще согласие супруга. Если стороны сами заключили договор и просят нотариуса только составить прошение в Земельную книгу, это обойдется около 90 евро.

 

Договор содержания примечателен тем, что в нем фиксируется и кадастровая стоимость недвижимости, и стоимость содержания. Если стоимость содержания больше кадастровой стоимости недвижимости, то госпошлина взимается с большей суммы. Но если стоимость содержания меньше кадастровой стоимости недвижимости, госпошлина взимается с суммы, которая не ниже кадастровой стоимости. После заключения сделки договор заносится в Земельную книгу. Ее владельцем становится тот, кому она была передана. Однако в Земельную книгу записывается отягощение в пользу предыдущего владельца. 

 

Квартира – гарантия того, что новый владелец будет выполнять свои обязанности. Кроме того, по словам экспертов, пока жив прежний хозяин, новый собственник не может ничего с этой квартирой делать. Да, прежний хозяин уже не вправе распоряжаться недвижимостью – продавать или закладывать, но его имя и право пользоваться жильем остаются в Земельной книге.  В этой связи юрист указывает на то, что гарантией выступает залог этой недвижимости обратно предыдущему владельцу. То есть после подписания договора содержания недвижимость передается в собственность другого человека, но с условием, что она сразу же закладывается обратно на имя бывшего владельца. Если взявшийся содержать другого человека плохо выполняет свои обязательства, к примеру редко приходит и вместо заказанной к празднику красной икры лосося  принес икру кабачковую, то это уже повод для судебного разбирательства. Но ведь возможно, что у взявшегося обеспечивать содержание ухудшилось материальное состояние. Во всех нюансах должен разобраться суд. 

 

Договор содержания может быть расторгнут по обоюдному согласию. Если договор расторгается по инициативе того, кто принимает содержание по причине того, что вторая сторона не выполняет условия договора, – то этот человек может требовать обратно свою недвижимость. При этом стоимость содержания, которое на него уже было потрачено, не возвращается. Правда, опять потребуется обращаться в суд, чтобы объяснять произошедшее. Рассмотрев дело по существу, суд может расторгнуть сделку. Но бывает, пожилому человеку не просто подать иск. Всегда желательно заручиться поддержкой адвоката, а это расходы. Эксперты советуют хорошо подумать, прежде чем заключить такую сделку, ведь надо быть уверенным в человеке.  Тот, кто обеспечивает содержание, не может расторгнуть сделку в одностороннем порядке. 

 

При постоянном проживании в ДТЦСОП клиент в качестве своего постоянного места жительства декларирует центр. Возможно несколько вариантов заключения договора, о которых узнавайте лично (договор между клиентом и центром, когда за содержание пожилого человека при необходимости доплачивает самоуправление; договор между центром и родственниками клиента, которые обязуются доплачивать за содержание клиента в пансионате и др.). 

 

Любые изменения, связанные с размером доплаты за содержание человека в центре согласовываются с Социальной службой Даугавпилса. 

Валентин Плонис, директор ДТЦСОП, поясняет:

 

«В настоящее время сумма содержания в пансионате составляет 396,59 евро в месяц. На сегодня у нас пять свободных мест, – как скоро они заполнятся, зависит от Социальной службы, когда она пришлет к нам очередного постояльца. В отношении квартиры, из которой в пансионат поступает одинокий человек, о котором некому позаботиться, дело обстоит так. Если эта квартира муниципальная и неприватизированная, она остается городу, а если приватизированная, то человек может ее продать, чтобы вырученные деньги направить в качестве доплаты за пребывание в центре. Это выход, ведь пенсии у людей в основном  маленькие, недотягивают до назначенной за содержание суммы», – поясняет В. Плонис. 

 

Надо учитывать и то, что, оставляя квартиру за собой, человеку, ставшему клиентом пансионата, придется оплачивать коммунальные услуги за эту квартиру. Но как это возможно при современных пенсиях? 

 

Одинокой, больной и бедной старости никто не рад. Бывает, что такому лицу заниматься продажей своей недвижимости уже сложно. И тут надежда на помощь юристов, которые есть в любом самоуправлении. Человек, например, пишет дарственную, что он передает свою недвижимость самоуправлению, а оно в свою очередь обеспечивает местом в пансионате. В любом случае надо обращаться в Социальную службу своего самоуправления, которая по закону обязана определить проживающего на ее территории беспомощного старика в приют. 

 

На фото: Чтобы стать клиентом Даугавпилсского территориального центра социального обслуживания пенсионеров, следует обратиться в Социальную службу (ул. Виенибас, 8, тел. 65440921, 65440919). Муниципальная и неприватизированная квартира одинокого человека, переехавшего в центр, остается городу, а приватизированную квартиру человек может продать, чтобы вырученные деньги направить на доплату за пребывание в центре.