Оркестр Поля Мориа: на волнах любимых мелодий3

Оркестр Поля Мориа: на волнах любимых мелодий
11 декабря незабываемая музыка гранд-оркестра Поля Мориа, выступающего ныне под управлением Жан-Жака Жустафре, пленяла слушателей в Даугавпилсском дворце культуры. В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении. Достаточно вспомнить телепередачи «В мире животных», «Кинопанораму». Многие помнят, что мелодия «Манчестер и Ливерпуль» в аранжировке Мориа использовалась в прогнозе погоды, завершавшем программу «Время».

В Даугавпилсе прославленным коллективом (около 30 участников) дирижировал седовласый Жан-Жак Жустафре. Дирижировал активно, порой даже возникало ощущение некоего дирижерского танца. Месье Жустафре, не зная ни латышского, ни русского, умудрялся общаться с даугавпилсской публикой языком жестов, при этом было видно, что он человек веселого нрава. Единственный букет цветов, преподнесенный зрителем в этот вечер, дирижер тут же передарил единственной женщине в оркестре.

 

В ходе концерта Жустафре с удовольствием представлял оркестрантов. Бернар Аркадио – пианист, один из тех музыкантов, кто проработал с Полем Мориа дольше всех, его ближайший сподвижник. Филипп Шайеб – басист, совмещающий талант жизнелюбия с любовью к музыке, в составе оркестра уже 22 года! Патрик Артеро, которого в оркестре величают «Пенелопа», – знаменитая одноименная пьеса начинается с его соло. Клод Эжеа – талантливейший музыкант, восхищающий Мишеля Леграна. Дени Лелу – тромбонист международного уровня.

 

Концертная программа «Посвящение памяти Поля Мориа» – это легкая, хорошая музыка, наполненная позитивом и исполняемая на высоком уровне. Музыка, зовущая жить, открывать новые горизонты, музыка оптимистичная, будто обещающая слушателям, что все будет хорошо. В мелодиях и композициях слышалось, как накрапывает веселый летний дождик на фоне солнечного диска, сбегают с гор весенние ручейки, воркуют на городских крышах голуби и целуются счастливые влюбленные… Слушателей приятно «качало» на волнах знакомых мелодий и уносило к чему-то светлому и прекрасному.

 

Но разве можно рассказать музыку?..

 

Во втором отделении концерта солировала молодая певица в черном: Рафаэлла Аудин пела на английском, артистично, не жалея возможностей голоса, без фонограммы.

 

Свой оркестр в 17 лет

 

Если пробежаться по биографии Поля Мориа, выяснится следующее. Композитор и дирижер родился во французском Марселе 4 марта 1925 года. Заниматься музыкой начал в четырехлетнем возрасте. Первым учителем стал отец – музыкант-любитель, осознавший, что фортепиано для сына не забава, а серьезное увлечение. Результат превзошел все ожидания: в свои десять лет Поль Мориа поступает в Марсельскую консерваторию. Учебу по классу фортепиано оканчивает с отличием. Мечта – стать профессиональным пианистом. Так бы и произошло, если бы не случай: приятель по консерватории затащил Поля на концерт в джаз-клуб. Ритмы джаза, которые до этого момента Мориа были неведомы, потрясли его совершенно. Поль намеревается играть в джазовом оркестре. Да вот незадача – классического музыкального образования явно недостает, так называемая легкая музыка и джаз требуют специальной подготовки.

 

Продолжая совершенствоваться, Мориа теперь основное внимание уделяет именно джазу. Загорается желанием создать собственный оркестр. «Я решил стать дирижером, – скажет он позднее, – потому что хотел независимости. Дирижеры самые независимые люди в музыкальном мире». В 17 лет у Мориа свой оркестр. Он выступает с ним в кабаре и мюзик-холлах, сначала во Франции, а потом и в других странах Европы. Проявляется характерный для Мориа стиль, легко узнаваемый среди сотен подобных. От джаза он переходит к эстрадной музыке, аранжирует популярные мелодии, пишет собственные композиции.

 

Решение создать эстрадно-симфонический (гранд-оркестр) пришло в 1965-м, после того как Мориа услышал музыку оркестра Ф. Пурселя, которого позднее назовет своим духовным отцом. На одном из парижских концертов на игру оркестрантов Мориа обратил внимание продюсер фирмы грамзаписи, предложивший поработать у него в качестве аккомпанирующего коллектива. Началось творческое содружество Мориа со звездами французской эстрады. Морис Шевалье, Далида, Катерина Валенте, Шарль Азнавур, Мирей Матье… Мориа выступал и как руководитель аккомпанирующего оркестра, и как талантливый аранжировщик. Например, для Азнавура за 6 лет их совместной деятельности он аранжировал более 120 мелодий.

 

Самое широкое признание Мориа получил после выхода Love is Blue в 1968-м. Эта пластинка расходится по всему миру тиражом более 6 млн экземпляров и становится «золотой» в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии. Триумф повторился с выходом коллекции Blooming Hits, аранжировки лучших синглов 60-х годов. За пластинку, записанную с Мирей Матье – Viens ce soir – Поль Мориа удостаивается «Приза общества французских врачей». Он считал эту награду самой дорогой из многочисленных, имеющихся у него. Шесть месяцев в году Поль Мориа гастролирует с оркестром по странам мира, другие полгода проводит в студиях грамзаписи, аранжируя в год примерно 50 новых мелодий. Всего же со времени создания своего «Большого оркестра» он записал их более 1200 (как обработок других авторов, так и собственных композиций). С большим интересом Мориа относится к русской музыке.

 

В 1960-х выходит его диск Russie De Toujours («Вечная Россия)», для которого он аранжировал 12 русских народных песен. Последний альбом оркестра – Romantic – был записан в 1997 году. С 1998- го Поль Мориа завершил свою концертную деятельность. Новым дирижером оркестра продолжительное время был пианист Жиль Гамбюс.

 

Поль Мориа, написавший за свою жизнь более 150 инструментальных композиций и песен, скончался 3 ноября 2006 года на юге Франции, в Перпиньяне.  Его альбомы и сегодня продаются в невероятном количестве. Лидируют Memories of Russia, Rhytm and Blues, A Taste of Paul Mauriat.

 

«Никто не заменит его в этой роли»

 

В ноябре 2010 года мадам Ирэн Мориа, вдова Поля Мориа, распространила сообщение, в котором опровергает, что Жан-Жак Жустафре – преемник ее мужа.

 

«Месье Жустафре не был учеником или последователем моего мужа. Поль Мориа разработал и сохранял неповторимую исполнительскую манеру игры оркестра и тем самым заслужил уважение среди своих слушателей в течение десятилетий. Поль был профессионалом, очень ответственным и предусмотрительным. И никто не мог его заменить в этой роли... Действительно после смерти Поля Мориа я дала согласие на то, чтобы Жан-Жак Жустафре дирижировал оркестром в единственном японском турне, посвященном Полю Мориа,  в 2009 году. Это был мой ответ на просьбу японского промоутера, который долгие годы дружил с моим мужем и хотел таким образом почтить его память. И я была очень удивлена, когда узнала, что в рамках гастролей гранд-оркестра Жан-Жака Жустафре в России, странах СНГ, Балтии и в Китае этот оркестр рекламируется как гранд-оркестр Поля Мориа, или как гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре, которого объявили официальным преемником. Хочу официально заявить: гранд-оркестр Поля Мориа прекратил свое существование после смерти моего мужа в 2006 году», – пишет она.

 

Жан-Жак Жустафре – талантливый французский валторнист, аранжировщик и дирижер. С Полем Мориа они встретились в 1970-е годы. «Он попросил меня, чтобы я поучаствовал в записях его виниловых дисков, как тогда говорили, "33 оборота"», – уточняет в интервью Жустафре. И далее утверждает, что в 2005 году Поль предложил ему возглавить оркестр: «Как я был счастлив!» Вероятно, предложение прозвучало  лишь устно, поэтому, как было на самом деле, судить никто не может. «Мадам Ирэн Мориа сама посоветовала мне назвать нынешний состав гранд-оркестром Жан-Жака Жустафре. Мадам Мориа остается правопреемницей сочинений и записей мужа, а я руковожу оркестром и его концертной деятельностью. Поль был добрым, обаятельным человеком, но очень требовательным в работе и творчестве. Не выносил посредственности, будучи сам высочайшим профессионалом. Он всегда знал, чего хочет добиться, как этого достичь, и требовал от музыкантов полной отдачи. Многие побаивались его, но уважали, и он также относился к своим музыкантам с большим уважением. О его щедрости ходили легенды. Работать с ним было большим везением», – вспоминает Жустафре.

 

P. S. В программке концерта, присланной мне по электронной почте, я не нашла ни одного произведения Поля Мориа. Поэтому стоит напомнить: прозвучавшая в нем музыка из фильма «Шербургские зонтики» принадлежит Мишелю Леграну, автор музыки к кинофильмам «История любви» и «Мужчина и женщина» – Франсис Лей, музыку к картине «Крестный отец» написал Нино Рота. Знаменитую мелодию к передаче «В мире животных» Alouette («Жаворонок») сочинил композитор Ариэль Рамирес. Использованная с начала 1970-х годов в заставке телепередачи «Кинопанорама» мелодия написана Патрисией Карли. «Токката», ставшая известной в исполнении оркестра Поля Мориа, принадлежит композитору Гастону Роллану.

 

Все-таки странно, что месье Жустафре, так тепло отзывающийся о Поле Мориа, не ввел в программу концерта ни одного его творения. Звучала музыка Вангелиса, Голта Макдермота, Гастона Роллана…